СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по познанию мира "Вода в природе. Охрана воды" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытый поурочный план по теме в помощь начинающим преподавателям.

Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира "Вода в природе. Охрана воды" 3 класс»

Дата: __________ Познание мира.

Тема: Вода в природе. Охрана воды.

Цели: Расширить знания учащихся о водоёмах, познакомить с частями реки,; повторить свойства воды, значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды. Развивать умение работать с глобусом, картой и текстом; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Слушают, настраиваются на урок.

Повторение

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Тест.

1.       Что такое воздух:

 а) смесь газов; б) чистый кислород; в) чистый азот.

2.       Какого газа в воздухе больше:

 а) кислорода;    б) азота;      в) углекислого газа.

3.       Какой газ поддерживает дыхание:

а) кислород;       б) азот;        в) углекислый газ.

4.       Какой цвет у воздуха:

 а) воздух бесцветный;      б) голубой;    в) белый.

5. Какое вещество растворяются в воде?

 а) мел     б) сахар        в) подсолнечное масло

 6. Как называется воздушная оболочка Земли?

 а) гидросфера;        б) атмосфера;        в) литосфера.

7. Какой газ человек выдыхает при дыхании?

а) кислород;    б) азот;            в) углекислый газ.

8. Какой запах и вкус у воздуха?

 а) приятный; б) неприятный; в) не имеет запаха и вкуса.









Работают с тестами.


Ответы детей. Работают на карточках.

















Самопроверка.

Критериальное оценивание

Актуализация опорных знаний

Звучат звуки воды.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

2) Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

3) Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

- Что объединяет все слова-отгадки?

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?



Учащиеся слушают звуки воды и отгыдывают.




- Водопад.




- Роса.




- Родник.




- Все слова-отгадки связаны с водой.

- О воде, а именно о воде в природе.



Повторение свойств воды.

Работа в парах.

Составление кластера:

без вкуса без запаха текучая


свойства воды


прозрачная растворитель




Учащиеся составляют кластер


Определение свойств воды (повторение)





Самооценивание

Работа по теме урока






















1. Беседа о воде.

- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.

Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

- Как вы понимаете эти слова писателя?


- Что вы знаете о воде?


Рассматриваем глобус, карту













- Вспомните, в каких состояниях может быть вода?


Физкультминутка

        А теперь мы с вами  поиграем. Игра называется «Вода – не вода». Я называю слово, если это слово обозначает то, что содержит воду – вы хлопаете, если не имеет отношения к воде – топаете.(Цвет, ветер, лужа, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, мел.

2. Исследование новой темы.

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

Море – часть Мирового океана, окружённая сушей или возвышениями подводного

Море – часть Мирового океана, окружённая сушей или возвышениями подводного рельефа. Это очень крупный водоём. Морская вода солёная.

Моря подразделяются на внутренние, окраинные и межостровные.

Всего в мире насчитывают 63 моря.

Самое солёное и самое тёплое море на планете – Красное море.

Самое глубокое море на свете – Филиппинское море.

Самое мелководное море – Жёлтое море.

Самая прозрачная вода в Средиземном море.

Самое маленькое среди морей – Белое море.

Молодые березки

Свои перед ним

Поправляют прически.

И месяц и звезды -

В нём все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Озеро это природный водоём , расположенный в углублении суши , питающийся подземными и поверхностными водами.

Озеро не имеет непосредственного соединения с морем (океаном). Озёрная вода никуда не

течёт. Есть озёра, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают.

В сами озёра могут впадать разные реки. В нашей стране насчитывается  более 48 тысяч озёр. Самые крупные из них-Каспийское море, Аральское море и озеро Балхаш.

Каспийское море – самое большое озеро мира. Максимальная глубина - 1400 метров.

Озеро Балхаш – уникальна тем, что в его западной части вода пресная, так как туда впадает река Или, а в восточной  части вода солёная туда не впадает  река. Самое глубокое место озера Балхаш 26 м.

Аральское море по величине занимало третье место  среди озёр земного шара. Его уровень резко снизился ввиду использования вод  

Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Арал, а площадь сократилась в 2 раза.

«Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

Река – природный водный поток, текущий в углублении, выработанном им самим и

Река природный водный поток , текущий в углублении , выработанном им самим и питающийся подземными и поверхностными водами.

Углубление, по которому течёт река, называется руслом. Место зарождения реки

называется истоком. Место впадения реки в море, озеро или другую реку - это устье.

Другие реки, впадающие в главную реку, называются притоками.

Самая длинная река в мире – Амазонка. (7000 км). На территории Казахстана  насчитывается 85 тысяч больших и маленьких рек. Это 

Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Или, Сырдарья. Есиль, мы её называем Ишим - левый и самый длинный приток Иртыша. Длина 2 450 км.

Основные притоки Ишима – реки Колутон, Жабай, Акканбурлук и Терисаккан.

К числу населенных пунктов, находящихся на пути следования реки относятся:

столица Казахстана г. Астана, Атбасар, Есиль, Державинск, Сергеевка,

Петропавловск и др.

3. Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

Просмотр видеоролика об охране воды.

- Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

- Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.


Работа в группах: проект-коллаж

1 группа – Берегите воду!

2 группа – Берегите воздух!

Защита проектов.









Ответы детей.


- Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

- Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные.

- Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар).
















Предоставляют интересные сведения из дополнительных источников. Информация о воде в природе.






Каждая группа подготовила свой материал, один человек загадывает загадку и рассказывает.


















Рассказы детей.



























После каждого выступления оценивание карточками:

красная -5

синяя – 4

зелёная - 3
































Просматривают ролик, делают выводы.























Ученики составляют коллажи по темам, затем защищают их


- Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете.



Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!


Вода – всему голова.

У воды нос остёр – всюду пробьётся.

Была бы водица, а зелень народится. И др.






Итог урока

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо беречь и охранять воду?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?


Оценивание по оценочным листам

Домашнее задание: стр 51-53, тетрадь стр. 25



Беседа о том, чему учились на уроке.




Оценивают свою работу и работу одноклассников























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!