СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету "Дизайн костюма". Тема: "Плоскостная кукла в русском народном костюме"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые). 

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "Дизайн костюма". Тема: "Плоскостная кукла в русском народном костюме"»

Открытый урок на общеэстетическом отделении по предмету: «Дизайн костюма» проведенный 14.02.2014г. преподавателем 1-ой категории Сычевой Е.А.

Тема урока: «Плоскостная кукла в русско-народном костюме»

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…

Тип урока:

Открытый урок, комбинированный.

Участники урока: дети 2-3 классов, преподаватели.

Цель урока: 

  • Пробудить у учащихся интерес к миру народной куклы.

  • Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.



В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние школьники. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Участие учащегося в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа. У нас педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом.

Задачи урока:

  • Обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия.

  • Стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве.

  • Выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров.

  • Изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.

  • Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы.

  • Обогащать знания школьников об истории возникновения кукол.

  • Познакомить с технологией изготовления народной куклы и научить изготавливать их своими руками.

  • Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

  • Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

  • Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Методическое оснащение урока

  • Класс декоративно-прикладного искусства

  • Инструменты и материалы: цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, ручка, декоративная бумага.

Дидактическое обеспечение:

  • Наглядное пособие.

  • Картонные заготовки.

  • Образцы поэтапной работы.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение, вопросы.

  • Наглядные.

  • Практическая: работа учащихся по выполнению плоскостной куклы в русско-народном костюме.

Ход урока

  • Организационный момент. Приветствие, настрой учащихся на плодотворную работу.

  • Сообщение темы урока: «Плоскостная кукла».

  • Проверить свое рабочее место. Убрать все лишнее, чтобы не мешало. Подготовить для работы ножницы, клей, цветная бумага, цветной картон, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Вступительная беседа.

Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества.

 Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа.

По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги и игровые. Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, ребенка, путников, дочь перед замужеством. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. А через образы животных ребёнок познавал окружающий мир. Таким образом, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.

С давних времён народы нашей страны использовали природные материалы для домашнего творчества. Куклы изготовляли из соломы, льна, дерева, лоскутков ткани. Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань. Считалось, что ношенная одежда является обережной, так как хранит тепло души человека. Несмотря на это, для свадеб и подарков, куклы делали из новой ткани. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух и не смог навредить ребёнку.

 Наряд русской куклы отражает эстетическую и духовную значимость. В костюме закрепились древние и устойчивые формы русской одежды – это рубаха, сарафан, понева (юбка), передник, платок, повязки-ленты, пояс. А простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, отделкой и вышивкой. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, травяные куклы, шерстяные, а также множество других. В ответ на подарки дети также дарили взрослым куклы. Ребёнок, скручивая куклу, думал о том, для кого её делает, от всего сердца желал добра. Так простая тряпичная кукла превращалась в оберег. Куклы бережно передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.

Изготовление плоскостных кукол в костюмах народов России (совместная творческая деятельность детей и родителей) – привлечь родителей к совместной творческой деятельности, расширять кругозор детей, поддерживать их любознательность воспитывать у детей и взрослых интерес к работе с тканью, бросовым материалом в нетрадиционной технике.

Практическая работа

  • Вводный инструктаж: проверка готовности к началу работы, раздача материала для практической работы.

  • Практическая работа взаимосвязана с беседой. Заготовка основы куклы, головы, ладошек из картона.

  • Изготовление рубахи и закрепление ее на основе куклы. Заготовка сарафана. Одевание сарафана на рубаху. Приклеивание ладошек, обручье, оплечье.

  • Заготовка запона (передника) и его оформление. Прикрепление головы.

  • Изготовление волос, плетение косы и укрепление их на голове.

  • Вырезание кокошника, изготовление очелья.

  • Оформление плоскостной куклы, лицо, декорирование кокошника, запона.

  • Самостоятельная работа.

По окончании работы:

  • Разбор типичных ошибок.

  • Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Подведение итогов урока учителем.

Уборка рабочих мест.

Использованные ресурсы:

  1. Г.Н. Данилина “Школьнику об истории и культуре России”, Москва, “Аркти”, 2004.

  2. В. Мухина “Дети и куклы: таинство взаимодействия” , “ Народное образование”, 1997. – № 5.

  3. Краснощёкова Н. В. “Сюжетно – ролевые игры для детей школьного возраста”, Ростов на Дону, Феникс, 2008.

  4. Е.Ю. Морозова “Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании”, Москва, “Школьная пресса”, 2011.

  5. Интернет ресурсы: 
    http://nsportal.ru
    http://proigrushku.ru 
    http://rukukla.ru