Урок по теме: Добро и зло
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
Познакомить с понятиями «добро» и «зло». Формировать этические формы поведения в обществе и общении друг с другом.
Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Воспитывать стремление делать добро.
Тип урока – открытие новых знаний
Форма работы – фронтальная, групповая, парная
Ключевые компетенции младших школьников
Коммуникативные (формулирование своего мнения)
Познавательные (актуализация, анализ, открытие знаний)
Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои действия)
Оборудование: рисунки, пословицы, плакаты для рефлексии (для каждого ряда – фонари без огней), круги на партах (яркие и тусклые цвета).
Ход урока.
Орг. момент.
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На доске пословицы: Доброе слово человека, что дождь в засуху.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Мотивация к учебной деятельности.
- Мы сегодня поговорим на тему очень важную для нас.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Слово предоставляется первой группе ребят.
1) Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
2) Этой мерой измерятся
Все земные труды…
Может вырастил деревце
На земле Кулунды?
3) Можешь строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
4) Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа.
- А что такое добро для вас? (весна, мама, солнце, улыбка, школа…)
- Верно, это все хорошее, милое, красивое.
- Вы рисовали рисунки на тему «Добро и зло». Посмотрите, что получилось.
- Что же есть зло? Нечто противоположное добру: радость – печаль…
Мы живем на планете Земля. И если на ней существуют добро и зло, значит люди могут творить добрые и злые дела.
Сценка – сказка.
- Посмотрите инсценировку сказки и скажите, кому легче доброму или злому жить на свете?
Белка и Волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и зла никому не делаем».
- Спасибо артистам. Какова главная мысль сказки? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)
- Встречал ли кто-нибудь из вас злые дела на своем жизненном пути?
- В наших силах сделать так, чтобы добрых дел на планете было больше. Каждый из вас может стать добрым волшебником.
4. Изучение нового материала.
Добрые дела. (монтаж)
1) Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
2) Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово.
3) На клумбе – цветок,
Его листья повисли,
Грустит он… О чем?
Угадал его мысли?
4) Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
5) А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
6) И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчалась на нем.
7) Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо
С уборкой возиться опять.»
8) И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
- Какого человека можно назвать добрым?
- Какие добрые дела вы можете сделать? (работа в парах)
1 ряд . В классе.
2 ряд. На улице.
3 ряд. На природе.
4) Работа по учебнику.
- Почему знания о добре и зле важно для людей?
- О чём вы узнали из статьи учебника?
4. Физ. минутка.
5. Первичное закрепление.
Стихотворение «Требуется друг».
- Каким должен быть друг? Как выбирать друзей? Поразмышлять над этим поможет стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы. Говорят: «Молчала бы»!
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг»!
- Почему никто не хочет дружить с этой девочкой?
Ситуации.
- Какими качествами характера должен обладать хороший друг?
(доброта, любознательность, драчливость, старательность, грубость, надежность, завистливость, честность, верность, лень, умение хранить секреты, неорганизованность, хвастливость, умение признавать ошибки…)
- Возникают ли у вас конфликты с друзьями? Это неизбежно, надо уметь находить достойный выход из этих ситуаций.
Обсуждение ситуаций.
1. У твоего друга плохое настроение, которое он срывает на тебе. Ты не представляешь себе, чем ты так мог рассердить или расстроить друга. Как поступить?
2. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать?
3. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
4.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
5.Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
6. Итог.
- Людей привлекает в тебе то же самое, что тебя привлекает в людях.
Есть золотое правило этики «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
- Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется и тем, что можно.
- Проверяйте свои поступки сознанием. Не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
- Только к доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по доброму, любят и уважают. У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно, и которые помогут, поддержат в трудную минуту.
- Идите ДОРОГОЮ ДОБРА и будете счастливы.
7. Рефлексия.
- Если после нашего урока у вас возникло желание что-то изменить в своей жизни, сделать доброе дело, помочь кому-нибудь, то зажгите яркий фонарик. Если считаете, что и так все хорошо, и не надо ничего менять – светлый фонарик.
8. Домашнее задание.
- Напишите мини – сочинение: «Дорога добра… Какая она?»
- Найдите пословицы со словами: добро и зло.