Урок профориентации в 9 классе. Учитель Гончарова Е.Б.
Тема: «Профессиограмма и психограмма профессий»
Цели:
1. Организационный момент:
2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).
3. Основная часть
На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы сделать осознанный выбор профессии, необходимо знать не только свои личностные особенности, но и знать, какие требования предъявляет та или иная профессия к кандидату, что составляет содержание и характер труда. Первоосновой знания является профессиограмма.
Профессиограмма – это документ, в котором даётся описание профессии. При её составлении учитываются социально-экономический, психо-соматический, санитарно-гигиенический аспекты.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
название профессии;
вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
предмет и продукт труда;
знания и умения, необходимые для выполнения работы;
условия работы;
медицинские противопоказания;
требования к человеку;
пути получения профессии.
Предлагаю, объединившись в малые группы ознакомиться с профессиограммами некоторых профессий и посредством обсуждения имеющейся информации подобрать друг другу ту или иную профессию.
Условие: участник лишён права голоса, тогда остальные в группе решают вопрос о заполнении им той или иной вакансии; ему запрещено комментировать или критиковать происходящее.
Выбор должен быть обоснованным, так как после работы в группах представители от групп озвучат решение. Главное – ответить на вопрос – ПОЧЕМУ? именно эта профессия была подобрана для данного ученика.
Время работы 15 минут.
Подведение итогов.
4. Анкетирование
Методика Карта интересов
Если тебе нравится то, о чем говорится в том или ином высказывании, поставь в бланке ответов рядом с соответствующим номером знак «+», если не нравится «-», если сомневаешься – «0».
Нравится ли тебе, хочешь ли ты?
1. Читать книги по занимательной физике и математике.
2. Читать об открытиях в химии.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать технические журналы.
5. Узнавать о жизни людей в разных странах.
6. Знакомиться с жизнью растений и животных.
7. Читать произведения мировой литературы.
8. Обсуждать политические события в стране и за рубежом.
9. Читать книги о жизни школы.
10.Знакомиться с работой врача.
11 .Создавать уют в доме, классе, школе.
12. Посещать театры, музеи, выставки.
13.Читать книги о войнах и сражениях.
1 4.Читать об открытиях в физике и математике,
1 5.Выполнять домашние задания по химии.
16. Исправлять бытовые электроприборы.
17. Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.
18. Ходить в походы, изучать родной край.
19. Изучать зоологию, ботанику, биологию.
20.Читать критические статьи по литературе.
21.С удовольствием участвовать в школьных делах.
22.Объяснять товарищам домашнее задание.
23.Читать о том, как люди борются с болезнями.
24. Шить, вышивать, готовить.
25. Читать об искусстве.
26. Принимать активное участие в жизни школы.
27. Проводить опыты по физике.
28. Проводить опыты по химии.
29. Читать статьи о радиотехнике.
30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед).
31 .Собирать коллекцию минералов.
32.Работать в саду, в огороде.
33. Письменно излагать свои мысли.
34.Читать книги по истории.
35.Рассказывать детям сказки, играть с ними.
36.Ухаживать за больными.
37.Помогать дома по хозяйству.
38.Принимать активное участие в концертах, выставках.
39. Участвовать в военно-спортивных играх.
40.Посещать дополнительные занятия по физике и математике.
41.Готовить химические растворы, проводить опыты.
42.Ремонтирокать компьютеры.
43. Изготавливать модели кораблей, самолетов.
44. Участвовать в географических и геологических экспедициях.
45. наблюдать за живой природой.
46.Изучать иностранный язык.
47.Выступать с докладами на исторические темы.
48.()Организовывать общешкольные мероприятия..
49. Ухаживать за детьми.
50.Делать разные покупки..
51 .Беседовать с другими людьми об искусстве.
52.Заниматься в спортивных секциях.
53. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
54.Решать задачи по химии.
55. Выполнять работы с измерительными приборами.
56. Выполнять работы мо механике.
57.Разбираться в географических, геологических картах.
58. Проводить опыты по биологии.
59. Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы, спектакли.
60. Изучать политику и экономику других стран.
61. Обсуждать вопросы обучения и воспитания.
62. Знакомиться со строением человеческого организма.
63. Убеждать людей в чем-либо.
64.Знакомиться с историей искусств.
65. Быть организатором в походах и играх.
66.Производить математические действия.
67. Отмечать химические явления в природе.
68. Разбираться в радиосхемах.
69. Выполнять чертежи.
70. Производить топографическую съемку местности.
71. Ухаживать за животными.
72. Выступать с докладами по вопросам литературы.
73. Знакомиться с историей культуры.
74. Давать объяснения младшим школьникам.
75. Изучать причины возникновения различных болезней.
76. Знакомиться, общаться с разными людьми.
77. Участвовать в спектаклях, концертах.
78. Соблюдать режим.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |
| | | | | | | | | | | | |
Тринадцать колонок в бланке – это 13 направлений профессиональной деятельности.
1 – физика и математика;
2 – химия;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география, геология;
6 – биология;
7 – филология;
8 – история и политика;
9 – педагогика и воспитание;
10 – медицина;
11 – домоводство;
12 – искусство;
13 – спорт и военное дело.
По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.
5. Задание на дом. Сообщение на тему: 1) Юрист, 2) Маркетолог, 3) Супервайзер