Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Проблемный анализ текста. Организационный этап 2 мин Логические УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, актуализация знаний Регулятивные УУД: целеполагание,контроль Познавательные УУД : поиск информации Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе Познавательные УУД: универсальные УУД подведение под понятие, выведение следствий 10 мин Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация Познавательные УУД (Логические универсальные действия): анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе 7 мин Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 10 мин Регулятивные УУД: целеполагание Логические универсальные действия: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение Коммуникативные УУД: высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе Коммуникативные УУД: высказывание мысли Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация 5 мин Регулятивные УУД Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Познавательные УУД Действие постановки и решения проблем | Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия. …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. В.Короленко 1.Слово учителя - косвенное побуждение ( «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»). -просьба улыбнуться друг другу. 2.Проверка домашнего задания. Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. 1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.) 2.Должность отца Васи. (Судья.) 3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.) 4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.) 5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.) 6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.) 7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.) 8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.) Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. -Так отгадали кроссворд? -Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о гуманизме в повести) Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре. Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства. Постановка цели. -Что значит любить человека? -А ответить на вопрос должны на основании чего? Подберите синонимы к этому слову ( слайд) Сочувствие. Сострадание. Доброта. -От каких слов первоначально произошли данные слова? (найдите словообразовательную пару слов: чувствовать- сочувствовать, страдать- сострадать) -Как вы понимаете значение слова « страдать»? (испытывать боль) -Кто из героев в повести Короленко страдает? (Маруся, Влек, Тыбурций) Запишите ответ в тетрадь полным предложением. -В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-? (вместе) -А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася) Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно? Запишите в тетрадь. Еще один синоним доброта Слайд Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброе слово доходит до сердца. Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями. Всякий хлопочет - себе добра хочет Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно) Проверка с объяснением -Ребята, есть еще один синоним: милосердие -Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним? Милое сердце Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. Л.Н.Толстой -Что общего между понятиями? ( их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку) Физкультминутка. Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ». 3.Актуализация знаний.(работа в парах) Сравнительная характеристика героинь. Выразительно прочитать отрывки ответить на вопросы, сравнить двух девочек , составить схему с опорными словами Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню. -Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова. Маруся Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам. Соня …моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту. -Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова. -В чем различия в характеристике двух девочек? -Выделите ключевой эпитет в образе Маруси? -Почему Маруся была грустная? -Кому еще было грустно? Как вы думаете , почему? Для того , чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе. 4. Анализ главы «Кукла» -Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему? -А символом чего является кукла? (сообщение Сафроновой Ксении) -Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»? (Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.) Прочитайте отрывок . -Чем отличалось положение Сони от положения Маруси? -Какие игрушки могли окружать Соню? У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. -Почему у Маруси не было игрушек? -Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты. -Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой? Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, попрежнему шлепая по полу слабыми ногами. -Чем Вася расплачивался за свой поступок? -Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? Есть сходство с Соней? (он сострадал Маруси, жалел ее) Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.) 5.Составление таблицы. На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд «Серый камень» | Человеческое сердце | Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость | Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность | Символ жестоких, несправедливых законов общества | Закон совести | Вывод. Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах. 6.Рефлексия. -Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать) -Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их. - Посмотрите : у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку? 7.Оценка Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку. 1.Доволен ли ты тем, как прошел урок? 2.Ты был активен на уроке? 3.Что нового узнал на уроке? 4.С какими трудностями столкнулся? 9.Домашнее задание. 1 вар.-пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони ,Васи 2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю » 3 вар.-нарисовать иллюстрацию | Записывают тему и эпиграф в тетрадь. Работа в парах Работа со словарем Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему. Записывают ответ на вопрос Записывают ответ на вопрос Выбирают пословицу Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом Заполняют таблицу . |