Урок по произведению В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
(Идейно-художественный анализ повести )
Оформление : портрет писателя , фотографии ; выставка книг В. Распутина .
Цели урока :дать идейно-художественный анализ повести ; показать активную позицию любимых распутинских героев в борьбе за сохранение природы , земли , малой родины ; вовлечь учащихся в разговор о вечных ценностях , о смысле человеческой жизни , о связях прошлого с наступающим и будущим , о родине , о духовном единении людей и преемственности поколений .
Предварительное домашнее задание :
1.Прочитать повесть «Прощание с Матерой» , выразить своё отношение к прочитанному (написать отзыв ) .
2. Пересказ или чтение эпизодов (по группам) :
1-я группа . «Разорение пожогщиками кладбища »
2-я группа . «Царский Листвень »
3-я группа . «Дарья обряжает свою избу »
Эпиграфы к уроку :
Я далеко от мысли , что
Как писатель пишу на все
Вкусы… Но я другим быть не могу .
В. Распутин
У кого нет памяти ,
У того нет и жизни .
В. Распутин
« Прощание с Матёрой » - это прощание с важной для героев и автора частью жизни ,невозвратно уходящей . Валентин Распутин прямо говорит : « Я не мог не написать «Матёру» , как сыновья , какие бы он ни были , не могут не проститься со своей умирающей матерью » .
В повести « Прощание с Матёрой » легко «прочитывается » судьба села Аталанка , где прошли детские годы писателя . Аталанка в годы строительства Братской ГЭС попала в зону затопления , и , хотя село перенесли на новое место , наладить прежний уклад жизни было чрезвычайно трудно . «Негде стало сеять хлеб . Многие новые пашни не годились : кругом было в основном глина . В землю тоннами «вбухивали» удобрения .ю но и они мало помогали …» Рукотворные моря лишили людей привычного уклада жизни , лишили родной земли – малой родины .
Вопросы :
- каковы ваши впечатления от прочитанного , Что показалось странным , необычным в повести ? Какой вам запомнились распутинская Матёра ?
● Все , что рассказал Распутин в своём произведении , волнует … Всё пронизано любовью к родной природе , к пустым русским людям с их сложной судьбой …
● Ясно представляют созданные писателем картины жизни , переживаюза судьбы жителей Матёры ….
● Сибирская река Ангара , а на ней Матёра . Матёра – это остров и деревня , носящие одно название . « Остров растянулся на пять с лишним вёрст , и не узенькой лентой , а утюгом , - было где разместиться и пашне , и лесу…» - пишет В. Распутин . А совсем рядом ещё один остров Подмога ….
● « Лучше этой земли не сыскать » , - решил тот , кто первым открыл для людей Матёру . « И тихо , покойно лежал остров , тем пачё родная , самой судьбой назначенная земля … От края до края , от берега до берега хватало в ней и раздолья , и богатства , и красоты , и дикости , и всякой твари по пре – всего , отделившись от материка , держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем Матёра ?»
● В деревне жили старики и старухи , любили они свой край , свою землю . Жили тем , что ухаживали за домом , огородом , ходили за скотиной , возились с детишками , « сохраняя во всём жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения » . Тревожились старики , часто и тяжко вздыхали , поглядывая в сторону « правого берега за Ангару , где строился большой новый посёлок » .
● Матёра готовилась к своему концу (затоплению , так как на реке решили построить мощную гидроэлектростанцию ) , и в то же время « остров продолжал жить своей обычной и урочной жизнью : поднимальсь хлеба и травы , вытягивались в земле корни отрастали на деревьях листья , пахло отцветающей черёмухой – и влажным зноем зелени …» . Некоторые избы пустовали : люди уехали .
- Матёра находится за тысячи километров от станции . Правы ли мы будем , если скажем , что «ветер истории » , судьба страны не задели Матёру ?
● Нет , не правда . автор говорит , что деревня на своём веку повидала всякое. «Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог » ; « … грохотал здесь бой между колчаковцами , занявшими остров , и партизанами »; « знала деревня наводнения , знала пожары , голод , разбой…» …. Но жизнь «текла» , встречая и провожая горы .
● Деревня так и жила триста с лишним годков , «перемогая любые времена и напасти» …
● В годы войны , как и вся страна , Матёра послала своих сыновей защищать Родину . Многие не вернулись . Осиротела Матёра . Потрясает судьба Настасья и Егора . С войны не вернулись два их сына , а третий утонул , провалившись с трактором под лёд , ушла из жизни их дочь . Остались старики совсем одни .
У Дарьи война тоже забрала сыновей : один на чужой стороне остался лежать в братской могиле , а другой , заменивший ушедшего , погиб во время лесоповала .
● Но жизнь продолжается . И вот уже масштабы больших строек коснулись острова . Научно-технический прогресс «взялся» за великие реки , превращая чудеса природы в простую силу вращения турбин . При строительстве гидроэлектростанции Матёра будет затоплена .
- в какую ситуацию попадают люди ? Если остров ( а значит , и деревня ) будет затоплены , зачем автор подробно рассказывает , откуда «есть и пошла Матёрская земля» ? Ведь деревню мы видим в последнее лето её существования . Почему писателя интересует это время ? Должны ли мы знать об этом ? Поразмышляем .
● Гибель Матёры тяжело переживается людьми старшего поколения … Старики вынуждены переселяться на правый берег Ангары . Вода реки и речками поднимается и разольется , затопит многие земли , в том числе и Матёру .
● В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и её подруги . Этот древний остров Матёра – их жизнь , прошлое , их земля , их традиции , устои , могилы предков , Матёра – это земля , вскормившая поколения селян и обухоженная ими , политая их потом ….
● Плотина , пересекающая Ангару , одновременно как бы «разрезает» и жизнь людей на две уже не связанные между собой части : на прошлое , которое скоро станет дном , и будущее – без корней в прошлом .
Сами жители стали именоваться «граждане затопляемые…» .
● Валентин Распутин считает , что мы должны знать «свои корни» . Как у людей есть предки , так есть и прошлое у земли . А чем больше знаешь о человеке , о родной земле , тем ближе и дороже .
- А так ли необходимо затапливать Матёру , Ради кого , ради чего разрушается Матёра ? Как по-хозяйски рачительно организовать переезд людей ?
● Строительство ГЭС – это необходимо для блага народа . Но делать нужно все по-хозяйски и по-человечески .
● Не оскорблять живущих на этой земле людей … «мы живые людей , мы пока здесь живём … Покуда я здесь живу , поло мной земля , и не нахальте на ней . Можно эту очистку под конец сделать , чтоб нам не видать» , = кричит Вера Носарева пожогщикам .
● Старуха Дарья уверена : люди понимают , что топить Матёру не надо , а всё-таки делают «своё грязное дело» .
И Павел сомневается в правильности такого решения правительства ….
● А вот сын Павла Андрей живёт по-другому . Он рвётся на великую стройку . «Наша Матёра на электричестве пойдёт , тоже пользу будет людям приносить» , - говорит он . Казалось , что переселение не всколыхнуло его . Но вот автор пишет , как вёл себя Андрей : «Чо вчера , как приехал , и по сегодня , как уезжать , Андрей не выходил никуда дальше своего двора …» , значит , в глубине души и ему жалко Матёру .
-Как ведут себя пожогщики? (чтение или пересказ главы 3-сцена разорения кладбища.) Какие чувства у вас вызывает сцена разорения кладбища?
●Чтобы ускорить переселение стариков, эти горе-новаторы пытаются оборвать все корни, связывающие жителей Матёры с прошлым, лишить их памяти. Об этом «говорит» самый впечатляющий эпизод книги – разорение пожогщиками кладбища… на глазах жителей. «Сиротливые, оголенные могилы, сведенные в одинаково немые холмики»… Страшно то, что наделали Воронцов и Жук.
«А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки». Дарья приходит к выводу, что «в обществе стало утрачиваться чувство «совестливости» («совесть постарела, старуха стала».)
● А вот ещё эпизод. Пожогщики, присланные произвести очистку острова, пытаются справиться с могучей лиственницей, которую жители назвали «царским Лиственем». О Листвене шло поверье, что им крепится остров к дну речному, к общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра. Даже техника «новаторов» была бессильна перед Лиственем. «Неповалимый», - сдался бригадир и, зная теперь Лиственю полную цену, ещё раз смерил его глазами от земли до верху… « И выстоявший, непокорный Листвень продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто».
● Незабываемы страницы о том, как Дарья убирала, белила свою избу, украшала её пихтовыми ветками, обряжала. Все подруги спешили помочь старой Дарье. Но она не захотела принять помощи. Все это непонятно пожогщикам. « Ты, бабка, в своем уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра пожигать будем, а она белит. Ты что?».
Последний свой долг Дарья видела в том, чтобы « по-родному, по-свойски» проводить Матёрую. Утром она сказала: « Всё, зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой…»
Писатель в Дарья показывает сильный, полный величия и достоинства характер . Характер человека, несущего в себе связь времен…
- Как вы понимаете слова Дарьи: « У кого нет памяти, нет жизни» ? Можно ли повесть «Прощание с Матёрой» назвать открытым протестом против варварского уничтожения великих сибирских рек, родной земли?
●Книга в. Распутина «Прощание с Матёрой»- открытый протест против варварского уничтожения человеком великой природы.
Вывод. Писатель предупреждает, предостерегает всех против «дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок». [1. С. 537*], ритм жизни. Но ещё важнее, что он говорит о необходимости бережного, осторожного обращения «с человеком, его судьбой и укладом жизни».
Носителями бесспорного нравственного капитала, растраченного их благополучными, но непутевыми наследниками, является Дарья и её подруги, отживающие свой век великие старухи, великие своим нравственным духом. Выношенная Дарьей полнота нравственных ценностей не имеет приемника, у неё нет духовных наследников.
Ради чего живем? Не напрасно ли? Что оставим после себя?
Старая Дарья понимает, что «правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Домашнее задание.
Написать сочинение-рецензию на повесть В. Распутина «прощание с Матёрой».
Прочитать 1-2 произведения современных писателей на тему «человек и природа». ( Произведения: В. Астафьев «Царь-рыба»; В. Шукшин. Рассказы; Ю. Щербак «Чернобыль»; Д. Гранин «Картина»; И. Полянская «Чистая зона»; В. Губарев «Саркофаг».)
Подумать над вопросами:
–что мы теряем и что приобретаем в отношениях с природой?
-что значит «экологическая совесть»? вспомните литературных героев, обладающих этой совестью.
-природа формирует весь душевный склад человека. Докажите это на примерах.
-ни один русский писатель не мыслит себя вне природы. Покажите это на примерах прочитанных книг.
Литература
Распутин В. Г. Век живи- век люби: повести. Рассказы/Послесловие И. Дедкова. М.,1985.
Русская литература ХХ века: Очерки, портреты, эссе: Книги для уч-ся 11 кл./ Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение,1996.
Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск,1978. ( Серия «Литературные портреты».)
Литература в школе. 1987. №3.