Подготовила: педагог-психолог НЧОУ «Лицей «ИСТЭК», Дунаева В.А.
слова учителя | примечания | время |
организационный момент |
Добрый день, ребята! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день. А теперь давайте немного пообщаемся и поделимся своими впечатлениями. Каждый должен рассказать об одном случае, который его возмутил, и об одном случае, который его восхитил. | Упражнение «Восхищение и возмущение» Каждый участник рассказывает об одном событии, которое его возмутило, и об одном, которое вызвало восхищение. | 5 мин |
актуализация знаний |
Задание «Анализ картины» В течении 2-3 минут вам необходимо в команде по предложенной картинке определить следующее: -Что можно сказать о внутреннем состоянии человека? -По каким признакам вы это обнаружили? -Чем оно вызвано? | Определить 3 группы учащихся. Каждой группе дать картинку с эмоцией и время для обсуждения. Дать время высказаться каждой команде. По 2-3 минуты на одну эмоцию | 7 мин |
Вы все молодцы. Правильно определили эмоции. Может быть кто-нибудь уже догадался, какую тему мы будем сегодня изучать? | Выслушать варианты учеников | 2 мин |
объяснение нового материала |
Вы правы, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Эмоции и чувства». На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с двумя новыми психическими процессами – эмоциями и чувствами. Ваша задача – не просто приобрести новые знания, умения и навыки, а сложить в своем сознании сложный многогранный образ понятий «Эмоции и чувства», проследить связь эмоций и чувств с другими психическими процессами. Как вы думаете, где могут применяться полученные на данном уроке знания, умения и навыки? | | 2 мин |
На самом деле, эмоций существует достаточно много. Шок, страх, удивление, обида, сосредоточенность, мечтательность, утомленность, смущение – это все тоже различные виды эмоций. | | 30 сек |
Понятия «Эмоция» и «Чувство» до этого момента мы употребляли как синонимы, хотя между ними есть важное различие. В чем оно, мы попытаемся разобраться, проведя анализ понятия «любовь». Как вы думаете, любовь – это эмоция или чувство? Сравните понятия: «любовь», «радость», «печаль», «тоска», «обида», «разочарование». | Дать время на обсуждение. Подвести итоги обсуждения. | 4 мин |
Давайте, основываясь на итогах нашего обсуждения, сформулируем определения понятий «эмоции» и «чувства». Отечественный исследователь А.В.Петровский дает такие определения: Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Как вы считаете, А.В.Петровский согласился бы с определениями, которые сформулировали мы? | Дать время на обсуждение. Выслушать ответы учащихся | 4 мин |
Работа в тетрадях – написать, что нужно делать, чтобы не портить отношения с окружающими: 1. объективно описать ситуацию (выразить истинные чувства, не притворяться). 2. описать свои чувства, связанные с ней. 3. аргументированные предложения по улучшению общения. | После урока учащиеся сдают тетради для проверки. Но задание не оценивается. | 5 мин |
Ребята, я бы хотела прочитать вам притчу «Сердце и язык» (Н.Пезешкиан, 1996) Вопросы учащимся: «Будет ли счастлив человек, скрывающий свои истинные эмоции»? | Зачитываем притчу. Слушаем ответы учащихся. | 3 мин |
закрепление полученных знаний |
Перед вами картинки «Виды эмоций». Посмотрите внимательно, некоторые эмоции не подходят к картинкам. Ваша задача: найти и справить ошибки. | На доске заранее подготовить картинки с видами эмоций и к ним неправильные названия. Без обсуждения указываем на эмоцию, и ребята отвечают правильно ли подобрано название к ней. Если нет- отвечают какое правильное название. | 3 мин |
рефлексия, домашнее задание |
Ребята, что запомнилось вам больше всего на уроке? Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Д/з: каждому из вас нужно подготовить дома «Цветок чувств». На лепестках своего цветка написать те чувства, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. | Обсудить результаты урока. Показать пример цветка чувств. любовь стыд вина интерес отвращение | 3 мин |