Орг. момент. Число и тема: «Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Вспоминаем прошлый урок:
- Дать определение импрессионизма.
- Дать определение ретроспекции.
- Как называется прием повторения одной или нескольких согласных для придания тексту выразительности? Повтор гласных?
- Центральная тема рассказа?
Бунин писал рассказ, когда шла Первая мировая война. Он остро ощущал кризис цивилизации и решил отразить это в своем произведении. Причем кризис связан не только с Россией, но и с миром в целом.
Господин именно из Сан-Франциско неслучайно. Этот город прославился после «золотой лихорадки», когда там были обнаружены золотые прииски. Это событие стимулировало бурный рост города, который за короткое время стал крупным торговым центром Америки.
Проверка ДЗ:
- На чем построен сюжет – основное событие? (Описание несчастного случая – смерти героя, которая прервала налаженную жизнь его и его семьи).
- В чем состояла жизнь господина? Его цели? (Нанимал китайцев, чтобы они на него работали. Цель – заработать как можно больше)
- Какие образы в рассказе имеют символическое значение? (пароход «Атлантида», океан, Дьявол, влюбленная пара, рыжий капитан, сам господин)
- Что они обозначают?
ПОД ЗАПИСЬ!!!
Атлантида — затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 19I2 году «Титаником».
«Океан, ходивший за стенами» парохода,— символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
Дьявол – верховный демон зла, воплощение зла.
Влюбленная пара - символ атмосферы искусственной жизни, где все покупается и продается.
Капитан как идол, заправляющий кораблем: символическим является и образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего... на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».
Господин из Сан-Франциско— олицетворение человека буржуазной цивилизации.
Главный герой – главное действующее лицо. Заглавный герой – тот, чье имя вынесено в заглавие.
Почему у заглавного героя нет имени? (потому что он воплощение всех вместе)
Какого основное место действия рассказа? (Пароход «Атлантида») Давайте прочитаем описание (стр 388 и 390).
Мы уже говорили, что название «Атлантида» символично. Как вы думаете, что представляет собой этот корабль? (Механизм функционирования буржуазной цивилизации, модель общества, разделенная на верхние этажи и подвалы).
ПОД ЗАПИСЬ!!! Буржуази́я — общественный класс, владеющий капиталом и занятый предпринимательской деятельностью. Буржуа обладают собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существуюь за счёт доходов от этой собственности.
Кто такие пассажиры корабля? (Пассажиры корабля – безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, ... был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара...» Пара изображала влюбленность, была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».)
Кто есть на корабле помимо пассажиров? (Прислуга) С чем бы вы сравнили пребывание на корабле пассажиров и работу прислуги? (Рай и ад) Но настоящий ли это рай, где все счастливы или что-то не так? (Искусственный, где все решают деньги и фальшивые занятия)
Как протекает жизнь наверху? А внизу? (Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше — «великое множество» — тех, кто работает на них «в поварских, судомойнях» и в «подводной утробе» — у «исполинских топок».) (25 минут)
— Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества? (Антитеза) Что чему противопоставляется? (Противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, непосильное напряжение»; «сияние... чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени»).
- К какой части корабля относится господин? (Верх). Чем он занимался всю жизнь? Прочитайте (стр 387) Почему нет имени? (Во-первых, потому что это собирательный образ буржуа. Во-вторых, потому что он сам считал себя господином жизни).
Господин — владыка, повелитель, хозяин раба или крепостного.
- Каким мы видим господина в начале? (Самоуверенного, повелителя жизни, человека, который был «твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие долгое и комфортабельное).
- Он остается таким на протяжении всего произведения или его поведение в какой-то момент меняется? (Меняется перед лицом смерти). Зачитаем момент удара (стр. 400) и момент после смерти (401).
- Почему после смерти его черты утончаются и светлеют? (Только после смерти проявляется искренность, человечность). Меняется ли отношение окружающих к нему после смерти и как? Было ли могущество господина подлинным? (Нет. После смерти все развеялось, никому нет до него дела, а его труп едет на том же корабле но в ящике из-под содовой).
- Какой еще есть герой, которого мы встречаем на протяжении всего произведения? (Природа, стихия) Какова ее роль? (Противопоставляется фальшивому миру денег и притворства, могущественна, может в любой момент раздавить человека: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о не думали, твердо веря во власть над ним командира». Люди думают, что вся власть у них, но на самом деле это не так).
— Какова роль эпизодических героев рассказа — Лоренцо и абруццских горцев? (405) (Олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем...»)
- Кто такой «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры» (жестокий римский император Тиберий). Зачем упоминается? (Это обобщающий образ ничтожности земного богатства и славы. В слове «почему-то» — разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.)
- Как бы вы сформулировали центральную тему рассказа? (Неизбежность гибели бездушной и бездуховной цивилизации). Этот же мотив заложен в эпиграфе. Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.
ДЗ: читать «Чистый понедельник» и «Холодную осень». Сформулировать авторское понимание любви.