СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу И.Бунина "Чистый понедельник".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу И.Бунина "Чистый понедельник" с технологической картой.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу И.Бунина "Чистый понедельник".»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Чистый понедельник».

Учитель: Т.В.Старцева, МАОУ «СОШ №32 имени Г.А.Сборщикова» г.Перми

Класс: 11.

Тема: «Тема любви в творчестве И.А.Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования».

Время проведения:1 урок.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Цель урока: проследить с учащимися, как в художественной канве рассказа «Чистый понедельник» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

Задачи урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Чистый понедельник»; формировать умение анализировать текст художественного произведения ( проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова «любовь».

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнительного анализа героев; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову, гуманное отношение к человеку, отношению к любви как к высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и доброжелательности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения, излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свою мысль, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать слышать других; применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, справочная литература, презентации, текст рассказа «Чистый понедельник».

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказа «Чистый понедельник», анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу по тексту прочитанного рассказа.







Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный.

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: саморегуляция.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Проводит беседу.

- Что, на ваш взгляд, является главным в цикле: нравственный пафос каждого рассказа, создание галереи женских образов, глубокий психологизм, утверждение вечности и неизменности чувства любви?

- По какому принципу в сборнике «Темные аллеи» объединены рассказы?

-Какие ключевые слова определяют тональность большинства рассказов И.А.Бунина о люви?

- Почему И.А.Бунин говорит именно о «ликах» любви?

2. Слушание творческих работ учащихся.

Участвуют в беседе. Выступают с сообщениями (по домашнему заданию).

Личностные: формирование аналитического мышления, умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

Познавательные: умение работать с разными источниками информации.

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

1.Слово учителя.

2. Обращение к эпиграфу урока ( «Благодарю Бога, что Он дал мне написать «Чистый понедельник». И.А.Бунин)


Слушают учителя. Предлагают свою трактовку эпиграфа урока, обсуждают. Совместно выбирают самые точные цели.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

  1. Первичное освоение новых знаний.

1.Беседа: выявление первичных впечатлений учащихся после прочитанного рассказа.

-Каково было ваше первое чувство по прочтении рассказа?

- Почему у героев нет имен?

- Какое впечатление произвели на вас герой и героиня?

-Какова атмосфера начала рассказа и с помощью каких средств автор её создает?

2. Слушание работ учащихся о сходстве концепций любви И.С.Тургенева и И.А.Бунина, о сопоставлении главной героини «Чистого понедельника» с Соней Мармеладовой.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные: умение выражать своё отношение к событиям

Регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

  1. Самостоятельная работа со справочной литературой.

Самостоятельная работа со справочной литературой: «Православный календарь», «Культурологический словарь», «Достопримечательности Москвы».

С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу учащиеся выявляют значение таких понятий, как Охотный ряд, Рогожское кладбище, икона Божией Матери «Троеручица», Чистый понедельник, Великий пост, Масленица.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: целеполагание

  1. Первичная проверка понимания.

1.Беседа. Ставит учебную задачу.

- Как в рассказе соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

-Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?

- Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Отвечают на вопросы, работают с текстом рассказа «Чистый понедельник».

Познавательные: выделение необходимой информации.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные: умение выражать своё отношение к событиям.

Регулятивные: умение определять цели работы и планировать.

  1. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследования.

Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение на основе анализа создавать интерпретации, делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей, оформлять своё мнение в устной форме, работать в группе.

Личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания, формирование навыков развернутого анализа.

  1. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1.Постановка и решение проблемного вопроса:

- Назовите символические образы и детали рассказа «Чистый понедельник». Раскройте смысл их символики.

- Почему писатель считал этот рассказ лучшим своим произведением?

2. Обобщающее слово учителя

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

- Актуально ли произведение в наши дни?

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

-Какую учебную задачу ставили?

-Удалось ли её решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:

- Своей работой на уроке я доволен или не доволен. Почему?

Участвуют в беседе. Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту.

Регулятивные: формирование навыков рефлексии.


Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: сравнение, оценивание.

  1. Домашнее задание

Цель: включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или анализ эпизода рассказа «Чистый понедельник».

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе.

Коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!