Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками. Регулятивные: саморегуляция. |
Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Проводит беседу. - Что, на ваш взгляд, является главным в цикле: нравственный пафос каждого рассказа, создание галереи женских образов, глубокий психологизм, утверждение вечности и неизменности чувства любви? - По какому принципу в сборнике «Темные аллеи» объединены рассказы? -Какие ключевые слова определяют тональность большинства рассказов И.А.Бунина о люви? - Почему И.А.Бунин говорит именно о «ликах» любви? 2. Слушание творческих работ учащихся. | Участвуют в беседе. Выступают с сообщениями (по домашнему заданию). | Личностные: формирование аналитического мышления, умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям. Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом. Познавательные: умение работать с разными источниками информации. |
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. | 1.Слово учителя. 2. Обращение к эпиграфу урока ( «Благодарю Бога, что Он дал мне написать «Чистый понедельник». И.А.Бунин) | Слушают учителя. Предлагают свою трактовку эпиграфа урока, обсуждают. Совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: внимание, уважение к окружающим. Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
Первичное освоение новых знаний. | 1.Беседа: выявление первичных впечатлений учащихся после прочитанного рассказа. -Каково было ваше первое чувство по прочтении рассказа? - Почему у героев нет имен? - Какое впечатление произвели на вас герой и героиня? -Какова атмосфера начала рассказа и с помощью каких средств автор её создает? 2. Слушание работ учащихся о сходстве концепций любви И.С.Тургенева и И.А.Бунина, о сопоставлении главной героини «Чистого понедельника» с Соней Мармеладовой. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: умение выражать своё отношение к событиям Регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
Самостоятельная работа со справочной литературой. | Самостоятельная работа со справочной литературой: «Православный календарь», «Культурологический словарь», «Достопримечательности Москвы». | С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу учащиеся выявляют значение таких понятий, как Охотный ряд, Рогожское кладбище, икона Божией Матери «Троеручица», Чистый понедельник, Великий пост, Масленица. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: целеполагание |
Первичная проверка понимания. | 1.Беседа. Ставит учебную задачу. - Как в рассказе соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? -Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины? - Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища? | Отвечают на вопросы, работают с текстом рассказа «Чистый понедельник». | Познавательные: выделение необходимой информации. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: умение выражать своё отношение к событиям. Регулятивные: умение определять цели работы и планировать. |
Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследования. | Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение на основе анализа создавать интерпретации, делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей, оформлять своё мнение в устной форме, работать в группе. Личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания, формирование навыков развернутого анализа. |
Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | 1.Постановка и решение проблемного вопроса: - Назовите символические образы и детали рассказа «Чистый понедельник». Раскройте смысл их символики. - Почему писатель считал этот рассказ лучшим своим произведением? 2. Обобщающее слово учителя Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: - Актуально ли произведение в наши дни? Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: -Какую учебную задачу ставили? -Удалось ли её решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: - Своей работой на уроке я доволен или не доволен. Почему? | Участвуют в беседе. Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту. | Регулятивные: формирование навыков рефлексии. Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: сравнение, оценивание. |
Домашнее задание Цель: включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или анализ эпизода рассказа «Чистый понедельник». | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе. | Коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |