СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературы 7 класс рассказ О.Генри "Дары волхвов". В чем смысл названия?

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"»

Конспект урока по литературе

«Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»


тип урока: урок решения учебной задачи

Цель урока:

Через мотивацию поступков героев рассказа определить их истинные жизненные ценности, объяснить смысл названия рассказа, охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья.

Задачи урока:

-совершенствовать умение определять основную идею произведения, смысл названия, авторскую точку зрения;

-развивать навыки смыслового чтения, умение аргументированно выражать свою точку зрения, диалогическую и монологическую устную речь детей, навыки решения проблемных ситуаций;

-способствовать развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы;

-воспитывать умение видеть истинные и ложные ценности в своей жизни;

-создать атмосферу открытости, доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка, обращаясь к его чувствам;

-создать условия для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков.

Методические приёмы: индивидуальная работа, рассказ учителя, элементы анализа текста, чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Вид деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа

Оборудование: тексты рассказа О.Генри «Дары волхвов», раздаточный материал (карточки с заданиями), учебная презентация.

Теория литературы: новелла.

Словарная работа: новелла, волхвы.


Ход урока

I. Актуализация имеющихся знаний.

Начать наш сегодняшний урок я хочу вот с такого вопроса:

Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, кому стоят эти памятники? (читающим людям)

А посмотрите на следующий слайд, а кому (чему) посвящены эти памятники? (книгам)

- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О.Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И раскрыта она на удивительном рассказе, с которым мы сегодня будем работать.

Но сначала несколько слов об этом писателе.


II. Вступительное слово учителя о личности и творчестве О.Генри.

О.Генри (Уильям Сидней Портер), известнейший американский писатель. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача, рано пристрастился к чтению. Будучи маленьким потерял мать. В 15 лет он становится дипломированным фармацевтом, в 20 отправляется в Техас. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна (побывал в тюрьме, бежал из нее).

      Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах), главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так:

 «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов».

-Назовите известных вам писателей, которые обращались к теме «маленького человека» в русской литературе.

(А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)


Любимый жанр О.Генри – новелла

Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности


III. Аналитическая работа с названием рассказа.

Когда вы прочитали название, что вы подумали, о чем будет этот рассказ?

-О чем на самом деле рассказ? Краткий пересказ ребенка

Герои рассказа О Генри встречают праздник Рождества. Поэтому жанр рассказа можно определить как святочный рассказ (где обязательно произойдет чудо, и даже самые тяжелые обстоятельства преодолеются благодаря ему).

Обратимся к названию рассказа.

Кто такие волхвы?

(Волхвы – это мудрецы, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Волхвы – это ученые мужи, которые владели знаниями о силе природы. Они наблюдали звезды, были астрологами).
- В каком произведении мы уже встречались с ними?

(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

- С каким праздником связана библейская история о волхвах?

(С праздником Рождества Христова)

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

Это строки из стихотворения Иосифа Бродского «Рождество».

Библейскую легенду о волхвах напомнит нам Дарья (Золото ему принесли как царю в виде дани. Ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужениях. А смирну, как человеку, которому предстоит умереть, потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).


IV. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

Кто как определит тему нашего урока?

(«смысл названия новеллы О.Генри «Дары волхвов»)

-Какую цель будем преследовать в ходе урока?

(Раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки).

Запись в тетрадь темы


V. Анализ рассказа «Дары волхвов».

- Кто же герои этого произведения?

(«Маленькие люди» Делла и Джим, молодая чета американцев).

Перечитайте описание квартиры Деллы и Джима. Какие детали помогают понять, что у супругов тяжелое материальное положение?

-Каков же мир, в котором живут наши главные герои?

8 долл. Квартирка

Старая одежда

бедность

Это мир бедности.

-Как вы считаете, бедность и нищета это равнозначные понятия? (нет)

Ребята, автор тоже так считает. 

-Обратимся к тексту….

Почему автор противопоставляет слова-синонимы: бедность и нищета?

-Вопиюще (кричащая) и красноречиво молчащая. Скромность и достоинство – признаки бедности, но не нищеты.

– Отразилось ли отсутствие денег на отношениях молодожёнов? Что для них было важно?

– Почему Делла плакала, из-за чего переживала? Что она чувствовала?(Делла смогла накопить слишком мало денег, чтобы купить мужу Джиму подарок на Рождество – «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму»)

Несмотря на денежные затруднения, мистер и миссис Диллингем – счастливые люди, живущие в мире любви. Их дешевая квартирка – обитель любви. Этим двоим можно даже позавидовать? Тем более, что у них есть «сокровища». 

7. Какие это сокровища?

-Текст…

Но автор считает, что сокровищам его героев могут позавидовать и цари. Давайте посмотрим сноску, кто эти цари.

-Царица богатейшего царства и мудрейший царь – обладатель несметных богатств.

(Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского царства, которая решила испытать мудрость царя Соломона, слыла красавицей и очень богатой женщиной.

Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью, был наделен несметными богатствами).

Автор вводит их в современную реальность библейских персонажей и придает им неожиданный статус: один из них – как будто швейцар, другая – как будто соседка. 

Почему сокровища наших героев превосходят богатства царей?

-Семейная реликвия, природная красота, единственное, что есть у героев.

А вы согласны с тем, что это настоящие сокровища, которым могут позавидовать цари?

- Помимо прозы, в жизни героев была и поэзия.

-Любовь, сокровища, Рождество, подарки, самопожертвование…

Анализ эпизода «Подарки»

     Выразительное чтение в лицах

– Какие подарки супруги подарили друг другу? Были ли это предметы первой необходимости, на которые нужно было потратить последние деньги? Можно ли назвать эти подарки дорогими?(Подарки – цепочка и гребень – это просто украшения, они не были им необходимы (например, когда Джеймс только появляется на пороге, мы узнаем, что ему «уже давно нужно было новое пальто, и руки мёрзли без перчаток». Но эти вещи были дороги не стоимостью, а тем, что Делла и Джим расстались с самым ценным, что было у каждого из них, чтобы сделать подарок.)


VI. Проработка содержания темы. 

- Как вы воспринимаете их поступок? 

- На что надеялись герои, выбирая друг другу подарки?

- Что бы подчеркнули гребни, которые Джим подарил Делле?

- А что получили герои с такими, на первый взгляд, бесполезными для них подарками?

Давайте снова вернемся к заголовку и посмотрим, как соотносится название и содержание новеллы. Для этого обратимся к последнему абзацу и выразительно прочитаем его.

- Кого называет волхвами автор? Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему? Что самое главное считает автор в любви? На что вы готовы ради любимого человека?

Вспомните еще раз, кому принесли дары волхвы?

Какой подарок подарил Иисус людям?

Почему «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»?



Объясните, почему рассказ называется «Дары волхвов».

- Положив начало обычаю дарить подарки, древние мудрецы дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар. И именно дарители, готовые пожертвовать собой ради любимых по мнению автора истинно мудры.

Записать данное размышление в тетрадь

Давайте снова вернемся к памятнику книге.    (слайд 1). Ответьте на вопрос: «Чем же эта книга заслужила быть памятником. Почему она получила такую всенародную любовь?».

- Над чем заставляет задуматься эта новелла? Какие мудрые уроки вы сегодня усвоили?


VII. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки

Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

VIII. Домашнее задание










Сообщение ученика. Волхвы – Это цари, жрецы, маги, в восточно-христианских преданиях – мудрецы-звездочеты. ВедОмые рождественской звездой, которая загорелась на небе, (как только Христос появился на свет) они идут поклониться Божественному младенцу и везут ему чудесные дары. В разных источниках указывается разное число мудрецов – от 3 до 12. Чаще называют трех волхвов – Каспар, Балтазар, Мельхиор, которые принесли Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти), мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото. Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить подарки в Рождество. А рождественская звезда стала украшением ёлки.