Конспект урока по литературе
«Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
тип урока: урок решения учебной задачи
Цель урока:
Через мотивацию поступков героев рассказа определить их истинные жизненные ценности, объяснить смысл названия рассказа, охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья.
Задачи урока:
-совершенствовать умение определять основную идею произведения, смысл названия, авторскую точку зрения;
-развивать навыки смыслового чтения, умение аргументированно выражать свою точку зрения, диалогическую и монологическую устную речь детей, навыки решения проблемных ситуаций;
-способствовать развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы;
-воспитывать умение видеть истинные и ложные ценности в своей жизни;
-создать атмосферу открытости, доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка, обращаясь к его чувствам;
-создать условия для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков.
Методические приёмы: индивидуальная работа, рассказ учителя, элементы анализа текста, чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.
Вид деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа
Оборудование: тексты рассказа О.Генри «Дары волхвов», раздаточный материал (карточки с заданиями), учебная презентация.
Теория литературы: новелла.
Словарная работа: новелла, волхвы.
Ход урока
I. Актуализация имеющихся знаний.
Начать наш сегодняшний урок я хочу вот с такого вопроса:
Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, кому стоят эти памятники? (читающим людям)
А посмотрите на следующий слайд, а кому (чему) посвящены эти памятники? (книгам)
- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?
И именно этой чести было удостоено творчество писателя О.Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И раскрыта она на удивительном рассказе, с которым мы сегодня будем работать.
Но сначала несколько слов об этом писателе.
II. Вступительное слово учителя о личности и творчестве О.Генри.
О.Генри (Уильям Сидней Портер), известнейший американский писатель. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача, рано пристрастился к чтению. Будучи маленьким потерял мать. В 15 лет он становится дипломированным фармацевтом, в 20 отправляется в Техас. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна (побывал в тюрьме, бежал из нее).
Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах), главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так:
«Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов».
-Назовите известных вам писателей, которые обращались к теме «маленького человека» в русской литературе.
(А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)
Любимый жанр О.Генри – новелла
Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности
III. Аналитическая работа с названием рассказа.
Когда вы прочитали название, что вы подумали, о чем будет этот рассказ?
-О чем на самом деле рассказ? Краткий пересказ ребенка
Герои рассказа О Генри встречают праздник Рождества. Поэтому жанр рассказа можно определить как святочный рассказ (где обязательно произойдет чудо, и даже самые тяжелые обстоятельства преодолеются благодаря ему).
Обратимся к названию рассказа.
Кто такие волхвы?
(Волхвы – это мудрецы, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Волхвы – это ученые мужи, которые владели знаниями о силе природы. Они наблюдали звезды, были астрологами).
- В каком произведении мы уже встречались с ними?
(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
- С каким праздником связана библейская история о волхвах?
(С праздником Рождества Христова)
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Это строки из стихотворения Иосифа Бродского «Рождество».
Библейскую легенду о волхвах напомнит нам Дарья (Золото ему принесли как царю в виде дани. Ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужениях. А смирну, как человеку, которому предстоит умереть, потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).
IV. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.
Кто как определит тему нашего урока?
(«смысл названия новеллы О.Генри «Дары волхвов»)
-Какую цель будем преследовать в ходе урока?
(Раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки).
Запись в тетрадь темы
V. Анализ рассказа «Дары волхвов».
- Кто же герои этого произведения?
(«Маленькие люди» Делла и Джим, молодая чета американцев).
Перечитайте описание квартиры Деллы и Джима. Какие детали помогают понять, что у супругов тяжелое материальное положение?
-Каков же мир, в котором живут наши главные герои?
8 долл. Квартирка
Старая одежда
бедность
Это мир бедности.
-Как вы считаете, бедность и нищета это равнозначные понятия? (нет)
Ребята, автор тоже так считает.
-Обратимся к тексту….
Почему автор противопоставляет слова-синонимы: бедность и нищета?
-Вопиюще (кричащая) и красноречиво молчащая. Скромность и достоинство – признаки бедности, но не нищеты.
– Отразилось ли отсутствие денег на отношениях молодожёнов? Что для них было важно?
– Почему Делла плакала, из-за чего переживала? Что она чувствовала?(Делла смогла накопить слишком мало денег, чтобы купить мужу Джиму подарок на Рождество – «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму»)
Несмотря на денежные затруднения, мистер и миссис Диллингем – счастливые люди, живущие в мире любви. Их дешевая квартирка – обитель любви. Этим двоим можно даже позавидовать? Тем более, что у них есть «сокровища».
7. Какие это сокровища?
-Текст…
Но автор считает, что сокровищам его героев могут позавидовать и цари. Давайте посмотрим сноску, кто эти цари.
-Царица богатейшего царства и мудрейший царь – обладатель несметных богатств.
(Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского царства, которая решила испытать мудрость царя Соломона, слыла красавицей и очень богатой женщиной.
Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью, был наделен несметными богатствами).
Автор вводит их в современную реальность библейских персонажей и придает им неожиданный статус: один из них – как будто швейцар, другая – как будто соседка.
Почему сокровища наших героев превосходят богатства царей?
-Семейная реликвия, природная красота, единственное, что есть у героев.
А вы согласны с тем, что это настоящие сокровища, которым могут позавидовать цари?
- Помимо прозы, в жизни героев была и поэзия.
-Любовь, сокровища, Рождество, подарки, самопожертвование…
Анализ эпизода «Подарки»
Выразительное чтение в лицах
– Какие подарки супруги подарили друг другу? Были ли это предметы первой необходимости, на которые нужно было потратить последние деньги? Можно ли назвать эти подарки дорогими?(Подарки – цепочка и гребень – это просто украшения, они не были им необходимы (например, когда Джеймс только появляется на пороге, мы узнаем, что ему «уже давно нужно было новое пальто, и руки мёрзли без перчаток». Но эти вещи были дороги не стоимостью, а тем, что Делла и Джим расстались с самым ценным, что было у каждого из них, чтобы сделать подарок.)
VI. Проработка содержания темы.
- Как вы воспринимаете их поступок?
- На что надеялись герои, выбирая друг другу подарки?
- Что бы подчеркнули гребни, которые Джим подарил Делле?
- А что получили герои с такими, на первый взгляд, бесполезными для них подарками?
Давайте снова вернемся к заголовку и посмотрим, как соотносится название и содержание новеллы. Для этого обратимся к последнему абзацу и выразительно прочитаем его.
- Кого называет волхвами автор? Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему? Что самое главное считает автор в любви? На что вы готовы ради любимого человека?
Вспомните еще раз, кому принесли дары волхвы?
Какой подарок подарил Иисус людям?
Почему «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»?
Объясните, почему рассказ называется «Дары волхвов».
- Положив начало обычаю дарить подарки, древние мудрецы дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар. И именно дарители, готовые пожертвовать собой ради любимых по мнению автора истинно мудры.
Записать данное размышление в тетрадь
Давайте снова вернемся к памятнику книге. (слайд 1). Ответьте на вопрос: «Чем же эта книга заслужила быть памятником. Почему она получила такую всенародную любовь?».
- Над чем заставляет задуматься эта новелла? Какие мудрые уроки вы сегодня усвоили?
VII. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки
Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».
VIII. Домашнее задание
Сообщение ученика. Волхвы – Это цари, жрецы, маги, в восточно-христианских преданиях – мудрецы-звездочеты. ВедОмые рождественской звездой, которая загорелась на небе, (как только Христос появился на свет) они идут поклониться Божественному младенцу и везут ему чудесные дары. В разных источниках указывается разное число мудрецов – от 3 до 12. Чаще называют трех волхвов – Каспар, Балтазар, Мельхиор, которые принесли Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти), мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото. Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить подарки в Рождество. А рождественская звезда стала украшением ёлки.