СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери  "Все лето в один день" 

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день"»

«Добро, рожденное болью»

Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Брэдбери «Все лето в один день»

Цели урока:

обучающая: знакомство с писателем-фантастом, обучение умению работать с текстом, повторение литературоведческого термина антитеза.

развивающая: развитие активного речевого запаса детей, устной речи, эмоционального принятия себя и других, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;

воспитательная: воспитание чувства доброты, сопереживания, сочувствия, умения замечать боль и радость другого человека


оборудование:

текст рассказа

презентация

выставка книг

тетради


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, меня зовут Евгения Владимировна. Я приехала к вам из села Зубово.




  1. - Сегодня мы с вами проведем урок литературы, познакомимся с очень интересным зарубежным писателем –фантастом – Рэем Дугласом Брэдбери. (слайд 1). Он родился в Америке 22 августа 1920 года и в прошлом году ему исполнилось 90 лет.

Прочитаем воспоминания о детстве писателя (слайд 2).

Рэй Брэдбери – фантаст мечтал о будущем и в своем романе «451 градус по Фаренгейту» предсказал сотовые телефоны, плейеры (которые называл «ушная раковина»), компьютер, Интернет, то есть все, чем мы сейчас пользуемся. Но в первую очередь он писатель – гуманист и пишет об отношениях между людьми, о доброте и взаимопонимании (слайд 3).

Сегодня мы с вами будем говорить о рассказе «Все лето в один день».

- О чем этот рассказ?

- Какое он произвел впечатление?

(грустное, тревожное, жалко детей, которые не видят Солнца, сочувствие одиночеству Марго)

- Как вы думаете, случайно ли дети с Земли оказались на «дикой дождливой планете» Венере? Почему вы так считаете? (слайд 4)

(прилетели застраивать и обживать планету, может быть на Земле не хватает места)

- Как вы представляете жизнь детей на Венере?

(живут в закрытых помещениях, не бывают на свежем воздухе, смотрят на мир через толстые стекла, слышат только шум приборов и вечного дождя)

- Как описывается дождь? (работа с текстом) обратите внимание на глаголы

(«лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками») ( слайд )

- о чем мечтают дети?

(о солнце)

- каким оно им видится? (текст)

(«золото, яркий желтый карандаш, большая монета», оно – нечто неведомое)

- кто помнит солнце? Почему?

(Марго, она прилетела на Венеру всего лишь 5 лет назад)

- как описывает Марго солнце?

(Мне кажется, солнце – этот цветок,

Цветет оно только один часок»,

для нее одной солнце живое)

- Вспомните, как описывается в рассказе внешность Марго?

(«она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы – все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография»)

- Что подчеркивает в облике девочки автор?

(блеклость, хрупкость, слабость, одиночество)

- как вы думаете, случайно ли он делает героиню рыжей и голубоглазой?

(рыжие – дети солнца, но она как бледный отблеск солнца)

- Почему дети так невзлюбили девочку? Найдите доказательства в тексте

(«Противная эта Марго, противно, что она такая бледная немочь, и такая худющая, и вечно молчит и ждет чего-то, и, наверное, улетит на Землю», не играет, не поет с детьми, но самое большое е преступление, что она прилетела недавно и помнит Солнце.)

- справедливо ли такое отношение к Марго?

(нет, она не виновата в том, что судьба сложилась так, и нет ее вины, что она чахнет без Солнца.)

- Почему дети так себя ведут?

(выросли без солнца, не знали его тепла и тела человеческих отношений, за звуками дождя не слышат голоса своей души, бездушные)

- Почему дети заперли Марго в чулане? Какие чувства испытывали они при этом?

(отомстили зато, что Марго помнит Солнце, и, возможно, вернется на Землю, чувствовали злорадное удовлетворение, «Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь)

- Брэдбери назвал рассказ «Все лето в один день». Почему?

(потому что на глазах детей происходит смена двух времен года – весны и лета.)

Задание:

Попробуем себе представить эту фантастическую картину мгновенного преображения. Попытайтесь представить, что у вас в руках камера или фотоаппарат, и вы снимаете чудо. Опишите словами, что вы видите.1 ряд – описание природы, т.е. деревья, цветы, растения; 2 ряд – небо, солнце; 3 ряд – дети.

- А что испытывают дети, когда снова начинается дождь?

(«И вдруг… Посреди веселой беготни одна девочка громко, жалобно закричала. Все остановились. На раскрытой ладони лежала большая, круглая дождевая капля.»)

- Чем все дети становятся похожи на Марго?

(стали вялыми и печальными, «руки их вяло повисли, они больше не улыбались»)

- и о чем они вспоминают? (текст)

(о Марго, запертой в чулане, «они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели глаза)

- А почему дети, недавно только веселые, радостные, счастливые, не смеют посмотреть друг другу в глаза?

(им стыдно за свою жестокость и равнодушие)

- Обратимся еще раз к названию рассказа. Подумайте, смысл его связан только со стремительной сменой времен года или есть еще в нем подтекстное значение?

(«лето» имеет значение год, речь идет не только о временах года, но и о взрослении души, человек взрослеет быстрее, если испытывает какие-то потрясения)

- А как вы думаете, кто повзрослел в этом рассказе?

(дети)

- изменятся ли отношения между детьми и Марго?

(скорее изменятся в лучшую сторону)

- А простит ли их Марго?

(об этом вы порассуждаете дома)

- Вспомните, какие противопоставления встречаются в рассказе?

(слайд)

- Как называется такой литературный прием?

(антитеза)

- Именно эти противопоставления помогают понять основную мысль. Давайте сформулируем ее.

(Людям необходимо человеческое тепло, понимание и любовь. Я думаю, после нашего урока вы станете дружнее, внимательнее друг к другу, терпимее, но и, конечно, надо беречь наш прекрасный земной мир.)


Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Как будут складываться дальше отношения детей с Марго»

Рефлексия:

- А сейчас, ребята, мне хотелось бы узнать, какие выводы вы сделали после осмысления рассказа Брэдбери, что вы поняли для себя, о чем задумались?

(слайд)

Я понял(а)…

Меня навело на размышления…

Меня заставило задуматься…

Мне показалось важным...





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!