СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературы в 8 классе по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"»

Тема: Уроки французского – уроки жизни (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Эпиграф: «Чтоб жить вечно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать

и опять бросать, и вечно бороться и метаться.

А спокойствие – душевная подлость».

Л. Н. Толстой

Ход урока.

  1. Оргмомент, тема, цель.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть.

Начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Жить по совести – это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».

Жить по совести… В реальной жизни мы видим, что не всегда это получается. Как же жить и что делать по совести? Наверное, прежде всего мы должны знать те координаты. По которым должно происходить движение жизни.

В наше время произошло смещение нравственных понятий.

Нынешнее поколение молодых людей часто забывает о таких нравственных качествах, как милосердие. Доброта, честность, достоинство… Им придется все меньше и меньше значение. А ведь эти понятия очень древние. И лишить человека хотя бы одного из них – значит лишить составной части его организма.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую беду. Скорее всего – это чувство врожденное, данное нам матерью – природой вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, отмирает.

В стихотворении «Памятник», глее так выношено каждое слово, А.С. Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

 И долго буду тем любезен я народу,

   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

   Что в мой жестокий век восславил я свободу

   И милость к падшим призывал.

Как не трактовать последнюю строчку в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.

К нему надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал пожирать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавал взамен и ничем не жертвуя.

В современной литературе появилось много произведений, тревожащих ум, душу, сердце человека.

Одно из них – произведение В. Распутина «Уроки французского». Это рассказ о доброте и милосердии. Наш урок мы посвящаем ему.

Действие происходит через 3 года после окончания ВОВ, в 1948 году, в далекой сибирской деревне.

  1. Беседа по вопросам.

  • Особенности того времени, в которых жил герой? Найдите в тексте.

  • Как вы думаете, каким бы должен вырасти этот мальчик в таких условиях, если бы он учился плохо?

  • Есть ли в тексте примеры таких детей? Много ли их? Большие?

  • Как вы считаете, у мальчика сильные черты характера от природы, выработало трудное время или он сам воспитывал в себе их?

  • Давайте приведем примеры, когда герой вырабатывал сильный характер. а) Игра в деньги на молоко. Необходимость или азарт? Если необходимость – это сила, если азарт – это слабость.

б) Не сказал хозяйке, что ее дети съели картошку. Нужна ли для этого сила характера?

в) История с посылкой. Представьте себя на его месте; Что вы голодны: и, конечно, при виде продуктов мальчик начинает их есть, но потом: стоп? Откуда в деревне возьмутся макароны? Он относит посылку учительнице.

г) Чай у Лидии Михайловны (О достоинстве, с которым он себя вел).

  • Как вы считаете, каким человеком станет герой?

  • А теперь поговорим об учительнице Лидии Михайловне. а) Как вы считаете сильный она человек? Добрый?

б) Может ли сильная личность быть доброй? Жестокой? в) Вывод: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…» (В. Распутин).

  • Какой самый главный урок получил герой от учительницы?

  • Общие черты наших героев: совесть, честность, порядочность, достоинство, милосердие, доброта. Это обязательные черты сильной личности.

  • А теперь ответьте на такой вопрос, анонимно: кого в нашем классе вы считаете сильной личностью и почему? (Раздаю листочки, даю 3-3 минуты времени) Затем наугад достаю несколько и зачитываю.

  1. Главный герой нашего рассказа, преодолев все трудности жизни, которые выпали на его долю, стал известным писателем. Это автор рассказа В. Распутин. (Презентация ученика о писателе).

  2. Анонс. На стеллаже представлена выставка книг В. Распутина. Обзор по ней сделает наш библиотекарь.

На дом: Мини – сочинение:

В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л.Н. Толстого)?