СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи 3 "Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 3 по развитию речи "ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы речи:монолог и диалог"

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи 3 "Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог."»

Урок 3. Р.р. 5 класс

Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.

Цель: выяснить что такое речь, адресат и адресант речи, ситуация общения, условия её возникновения; функциональные разновидности языка, сфера их употребления.

Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. АОЗ

? Беседа с учащимися:

  1. Назовите функциональные разновидности языка? Сферу их применения?

  2. Что такое язык?

  3. Что такое речь? В чём отличие языка и речи?

  1. Новый материал.

РЕЧЬ

речевая деятельность продукт речевой деятельности

( высказывание )

Формы речи

Виды речевой деятельности


Восприятие речи

Производство речи

Устная речь

слушание

говорение

Письменная речь

чтение

письмо


2. ? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?

с одним человеком (1-1)

с кем говорим?

со многими (1 — много)


в неофициальной обстановке (НО)

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?

в официальной обстановке (ОО)


когда?


общение

с какой целью? сообщение

воздействие

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.


Цель общения Тема и основная мысль

(зачем?) (о чём? что?)


ВЫСКАЗЫВАНИЕ



(кто?) (где?) (кому?)

Говорящий, Место общения Адресат речи

пишущий


? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие? Сгруппируйте речевую деятельность по её функции:

Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.


общение

сообщение

воздействие

Здороваться

делиться впечатлениями с друзьями

обсуждать маршрут с другом

рассказать сказку малышу

Отвечать урок

делать доклад в кружке

приглашать ребят в поход

давать сведения о городе

Делать замечание нарушителю

объяснить задачу однокласснику

разъяснять правила поведения


Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.


  1. Формы речи.


Посмотрите отрывок из спектакля «Горе от ума» и определите, какие формы речи здесь использованы?

Итак, что же такое монолог и диалог?


    Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.

    Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

    ? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?

    Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?


  1. Рефлексия.

? Что такое речь?

Что такое речевая ситуация?

При каких условиях она возникает?

Назовите формы речи?

Виды речевой деятельности?

Что такое диалог? Монолог?


Я сегодня на уроке узнал...

Понял …

Усвоил ...

Мне сегодня на уроке...


  1. Д/з. 1. Из художественного произведения (по выбору) найдите монолог и диалог.

    2. Составьте монолог «Какую роль играет речь в моей жизни?»

    3. Составьте диалог на тему «Как я с другом писал домашнюю работу»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!