Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи 3 "Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог."»
Урок 3. Р.р. 5 класс
Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.
Цель: выяснить что такое речь, адресат и адресант речи, ситуация общения, условия её возникновения; функциональные разновидности языка, сфера их употребления.
Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.
Ход урока
Оргмомент
АОЗ
? Беседа с учащимися:
Назовите функциональные разновидности языка? Сферу их применения?
Что такое язык?
Что такое речь? В чём отличие языка и речи?
Новый материал.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_1.png)
РЕЧЬ
речевая деятельность продукт речевой деятельности
( высказывание )
Формы речи | Виды речевой деятельности |
| Восприятие речи | Производство речи |
Устная речь | слушание | говорение |
Письменная речь | чтение | письмо |
2. ? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?
с одним человеком (1-1)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_4.png)
с кем говорим?
со многими (1 — много)
в неофициальной обстановке (НО)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_9.png)
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?
в официальной обстановке (ОО)
когда?
общение
![]()
с какой целью? сообщение
воздействие
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.
Цель общения Тема и основная мысль
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_14.png)
(зачем?) (о чём? что?)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_18.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_19.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcceeb0c285/966203_20.png)
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
(кто?) (где?) (кому?)
Говорящий, Место общения Адресат речи
пишущий
? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие? Сгруппируйте речевую деятельность по её функции:
Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.
общение | сообщение | воздействие |
Здороваться делиться впечатлениями с друзьями обсуждать маршрут с другом рассказать сказку малышу | Отвечать урок делать доклад в кружке приглашать ребят в поход давать сведения о городе | Делать замечание нарушителю объяснить задачу однокласснику разъяснять правила поведения |
Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.
Формы речи.
▼ Посмотрите отрывок из спектакля «Горе от ума» и определите, какие формы речи здесь использованы?
Итак, что же такое монолог и диалог?
Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?
Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?
Рефлексия.
? Что такое речь?
Что такое речевая ситуация?
При каких условиях она возникает?
Назовите формы речи?
Виды речевой деятельности?
Что такое диалог? Монолог?
Я сегодня на уроке узнал...
Понял …
Усвоил ...
Мне сегодня на уроке...
Д/з. 1. Из художественного произведения (по выбору) найдите монолог и диалог.
2. Составьте монолог «Какую роль играет речь в моей жизни?»
3. Составьте диалог на тему «Как я с другом писал домашнюю работу»