СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной литературе "Легко ли быть рыжим?..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной литературе "Легко ли быть рыжим?..."»

Урок по родной литературе 11 класса по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».

Тема урока: «Легко ли быть рыжей? Быть …» (её мы определим после разговора о прочитанном)

Цели урока:

Образовательная – познакомить учащихся с рассказом современной писательницы

Развивающая – способствовать развитию интереса к чтению произведений современной литературы, созданию условий для развития критического мышления, навыков устной и письменной речи.

Воспитательная – способствовать формированию умения прощать, прислушиваться к себе и к окружающим.



Наглядность и оборудование: портрет Е.Габовой, распечатки рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро», репродукция картины И.Левитана «Закат над лесным озером».

Ход урока.

I. Оргмомент.

Учитель: Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» мы откроем для себя не только новые аргументы для сочинения, но и новую литературу. Кто же она, современный автор Елена Габова?


II. Слово о писателе (биографическая справка в сообщении ученика).

В Республике Коми и далеко за ее пределами известно имя детской писательницы Елены Габовой. Для неё важны честность, доброта, чувство собственного достоинства, искренность. Её герои – обыкновенные ребята, часто из неблагополучных семей. Непросто им жить, если родители расстались и находятся в разных уголках/ «И отец мой, и мама моя»/; ты талантлив, но живёшь в интернате, в силу неблагополучия в семье/ «Не вставайте с левой ноги»/, о первой любви, которая готова вытерпеть любые сложности / «Только часочек у синего моря»/; а подчас грубость или жестокость могут всё разрушить / «Беличья шкурка»/, но добрый, порядочный человек преодолевает жестокость сверстников, одиночество среди одноклассников и находит своё место в жизни / «Не пускайте рыжую на озеро»/. В произведениях, кроме «детских» проблем, ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.)


III. Работа над содержанием рассказа.

Какое впечатление произвел на вас рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»?

О чем рассказ Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»?

О подростковой жестокости, об одиночестве, о зависти, о нахождении своего места в жизни

Какова главная мысль текста?

Надо уметь понять и услышать другого человека, пусть и не такого, как все.

Расскажите о героине рассказа. Какой вы ее представляете?

Как относятся к Светке одноклассники?

Светку не любили, дали кличку Рыжуха. Девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, "словно Светка прокаженная". Раздражали рыжие волосы, ее пронзительный голос. Не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» - пела. Презирали за единственные потертые джинсы.

Охарактеризуйте поведение одноклассников по отношению к героине? Найдите слова, сочетания слов, предложения, которые, как Вам кажется, являются значимыми.

Как вы думаете, что чувствует Светка?

Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром ее ни на одной фотографии нет

Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (Читателю понятно, что автор хотел подчеркнуть внутреннее состояние девочки - одиночество).

Что же помогло героине выстоять?

Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. В её голосе было что-то родственное " с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом". Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе. Исцеляло ее озеро. Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.


Учитель: Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и, как часто, потом жалеем об этом!

«Когда же она запела высоким, удивительным голосом, меня мгновенно бросило в пот» (автор подчеркивает сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину одноклассников).


Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).

Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.

IV. Словарная работа. Дайте толкование слову «рыжая»

Всегда ли рыжий – это только цвет волос. Я предлагаю вам решить проблемную ситуацию. Разрешите спор двух друзей. Встретились два друга рыжие волосы и рыжая судьба и начали спорить, что они имеют одинаковое значение

- Рыжий - по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. («Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)

- Рыжий - не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»)

Выразительное чтение стихотворения (подготовленный ученик читает наизусть)

Родиться рыжим - значит, не таким как все.

Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.

Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,

Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.


Проходят годы - можно выкрасить копну

Волос, что вечно провоцирует сравненье,

И сесть на мель или совсем пойти ко дну,

Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.


Родиться рыжим - значит не таким вообще.

Пусть ты блондин иль даже волосами черен.

Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.

И пусть порой смешон, но серым непокорен.


V.Рефлексия

1. Теперь после обсуждения рассказа нам легко определить тему урока (Легко ли быть рыжей? Закончите……Быть всегда человеком... )

2.Нашла ли Света «СВОЁ ОЗЕРО»?

Ей было нелегко в классе. Но она добилась своей цели, доказала, что умна и талантлива.

3.Почему рассказ назван «Не пускайте Рыжую на озеро»?

4.Продолжите мысль

Меня взволновало.......

Меня огорчило..........

Мне запомнились строки.........

Важно.........


VI. Домашнее задание. Написать эссе "Легко ли быть рыжим"?


VII. Подведение итогов.

Учитель: Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прощать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.


Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.


Пока не знаем мы заранее, что совершим,
Что сможем вынести,
Есть нашей жизни оправдание,
До первой лжи иль первой хитрости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!