СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной (русской) литературе в 10 классе "Развитие речи. Работа с фрагментом литературного произведения" (по рассказу Н. С. Лескова «Пигмей»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по родной литературе в 10 классе посвящён анализу фрагментов рассказа Н.С.Лескова "Пигмей". В конспекте урока представлены основные формы работы над анализом фрагментов из произведению.

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной (русской) литературе в 10 классе "Развитие речи. Работа с фрагментом литературного произведения" (по рассказу Н. С. Лескова «Пигмей»)»

Урок по родной (русской) литературе в 10 классе

Развитие речи. Работа с фрагментом литературного произведения

(по рассказу Н. С. Лескова «Пигмей»)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;


Коммуникативные УУД:

- владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы;

- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;

- давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), владение умениями филологического анализа художественного текста; сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) .

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты рассказа Лескова Н.С. «Пигмей», карточки с планом анализа фрагмента литературного произведения, карточки с вопросами для анализа фрагмента


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

  1. Опрос по домашнему заданию по вопросам:

- Какие основные проблемы ставит в рассказе «Пигмей» Н.С.Лесков?

- Насколько названные вами проблемы актуальны в наше время?

- Какие, на ваш взгляд, эпизоды произведения Н.С.Лескова «Пигмей» играют важную роль в определении идейно-тематического содержания рассказа?

2. Актуализация знаний:

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись. 

 Вспомним основные признаки текста. 

(Обучающиеся называют признаки:

  1. авторство 2) смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3) тематическое и идейное единство. 4) грамматическая связь между предложениями. 5) абзацное членение – выделение микротем. 6) композиционная стройность, завершенность).


Учитель: Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Каким же образом вы можете исследовать проблемы?

(Обучающиеся предлагают анализировать текст, заостряя внимание на отдельных фрагментах, подчёркивающих актуальность поставленных в тексте проблем)

Запись темы урока.

Определение задач урока:

- обозначение фрагментов текста для анализа;

- определение алгоритма анализа фрагментов рассказа Лескова;

- работа с фрагментами художественного произведения;

- умение сделать выводы о роли данного фрагмента в определении идейно-тематического содержания всего текста.


  1. Работа над темой урока.

  1. Подготовительный этап. Работа с карточками – помощниками «План анализа фрагмента литературного произведения»

(Обучающиеся получают карточки, при необходимости, по желанию, корректируют необходимый план)

«План анализа фрагмента литературного произведения»

  1. Выделить фрагмент для анализа, прочитать, озаглавить его.

  2. Место и время описываемых событий в контексте общего развития действия рассказа.

  3. Главные и второстепенные персонажи: определить их роль в развитии сюжета данной микротемы.

  4. Определить выразительные средства языка, помогающие автору произведения создать картину или образ героев.

  5. Выводы.



  1. Работа в группах.

(класс делится на три группы, каждая группа работает над отдельным фрагментом рассказа по вопросам, предложенным учителем, и опираясь на общий план анализа)

Задание для 1 группы:

Глава первая

Мелкопоместный дворянин, о котором я говорю, назывался С***, он еще здравствует и доживает свой век в своем маленьком хуторочке в К. уезде. Прежде чем состареться, он служил здесь в Петербурге в ведомстве с.—петербургской полиции и на самом ничтожном месте: на обязанности его лежало распоряжаться исполнением публичных телесных наказаний. В то сравнительно весьма недавнее время у нас на святой Руси людей непривилегированного класса секли плетями и клеймили. За свою долговременную службу нынешний старичок С., разумеется, «привел в исполнение» этих наказаний такое бесчисленное множество, что совершенно привык к такому неприятному занятию и распоряжался этим холодно и бестрепетно, как самым обыкновенным служебным делом. Но вот раз с ним случилось такое событие, что он сам себе изменил и, по собственным его словам, «вместо того, чтобы благоразумно долг свой исполнить — наделал глупостей».

Событие это произошло в 1853 г., когда русские отношения к Франции были очень натянуты и в столице сильно уже поговаривали о возможности решительного разрыва. В это время раз чиновнику С. передают «для исполнения» бумагу о наказании плетьми, через палача, молодого француза N, осужденного к этому за самый гадкий поступок над малолетней девочкой. Я не назову вам этого француза, потому что он жив и довольно известен; а как его имя берегла от оглашения скромность «пигмея», то и я не великан, чтобы его выдать.

— Прочел, — говорит С., — я эту бумагу, пометил, и что же еще тут долго думать: отшлепаем молодца яко старца, да и дело с концом; и я дал в порядке приказ подрядчику, чтобы завтра эшафот на площади сладить, а сам велел привести арестанта, чтобы посмотреть на него: здоров ли он и можно ли его безопасно подвергнуть этой процедуре.

Приводят человека такого тщедушного, дохлого; бледный, плачет, дрожит и руки ломает, а сам все жалостно лепечет.

— Ах ты, думаю, господи боже мой: надо же было ему, этакому французскому поганцу, сюда заехать и этакое пакостное дело здесь учинить, чтобы мы его тут на свой фасон как сидорову козу лупили.

И вдруг жаль мне его стало.

— Что, говорю, ты это себе наделал! Как ты дерзнул на бедное дитя покуситься...

А он падает в ноги, ручонки в кандалах к небу поднимает, гремит цепями и плачет.

— Мусье, мусье! Небо видит...

— Что, говорю: «Небо»! нечего теперь, братец, землю обесчестивши, на небо топыриться, — готовься: завтра экзекуция, — что заслужил, то и примешь.

— Я, говорит, занапрасно (он, три года в остроге сидя, таки подучился немножко по-русски).

— Ну, уже это, говорю, мон ами, врешь, — занапрасно бы у нас тебя не присудили: суд знает, за что карает.

— Ей-богу, говорит, занапрасно... вот бог, дье, дье меня убей... и тому подобное, и так горько, так горько бедный плачет, что всего меня встревожил. Много я в своей жизни всяких слез перед казнью видел, но а этаких жарких, горючих да дробных слез, право, не видал. Так вот и видно, что их напраслина жмет...

— Ну, а мне-то, скажите, — что же я, пигмей, могу ему сделать? — мое дело одно, что надо его отпороть, заклеймить, да сослать «во исполнение решения», вот и все, и толковать тут не о чем. И я кивнул часовым, чтобы взяли его, потому что для чего же мне его держать, — и самому тревожиться, и его напрасно волновать раньше времени.

— Ведите, говорю, его назад в тюрьму.

Но он, как услыхал это, так обхватил мою ногу руками и замер: а слезы или лицо это у него такое горячее, что даже сквозь сапог мою ногу жжет.

— Тьфу, провались ты совсем, думаю, вот на горе свое я с ним разговорился: и никак его с ноги стряхнуть не могу; а самому мне в ухо вдруг что-то шептать начало: «расспроси его, расспроси, послушай, да заступись».

— Ну, чего тут, помилуйте, заступаться мне, ничтожному исполнительному чиновнику, когда дело уголовным судом решено и уже и подрядчику, и смотрителю насчет палача приказ дан. Какие тут заступничества? А оно, это что-то незримое, знай все свое в ухо шепчет: «расспроси, заступись».

Я и соблазнился: заступаться, думаю, я хоть и не буду, а расспросить, пожалуй, расспрошу.

— Валяй, говорю, рассказывай по всей истине, как дело было! Да только смотри — не ври.

Анализ первой главы по вопросам:

- Прочитайте текст и озаглавьте его.

- Расскажите о времени и месте происходящих событий.

- Какое первое впечатление производит главный герой-рассказчик?

- Почему сам герой рассказа называет себя «пигмеем»? Над какой важной проблемой русской литературы размышляет Лесков, описывая нам главного героя, который представлен в тексте как «ничтожный исполнительный чиновник»?

- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?



Задание для 2 группы:

Глава четвертая

Вдруг, знаете, сразу мне все ясно представилось: за какое я непосильное дело взялся, и это... полицейский-то я чиновник, и как будто на свое правительство... жалуюсь... да еще иностранному послу, да еще французскому, и в такое политическое время... Эх, скверно! изменник я, чистый изменник! И что больше думаю, то все хуже выходит... Эх, как скверно! А французика моего все нет как нет, из-за этих зеркальных дверей, а мне видно, как по той стороне улицы, по противоположному тротуару, все квартальный ходит... Думаю себе: недаром же он тут прогуливается... И, ведь поди, на мой грех, может быть, еще этакий... из внимательных, орденок, гляди, хочет выслужить и стоит, теперь, пожалуй, да соображает, что, мол, это за карета к посольскому дому подъехала? нет ли тут чего? да возьмет, вор, и заглянет в окно; а я вот тут и есть! Узнает, бездельник, потому что меня по полиции все знали, и скажет: «А-а, милостивый государь, так вы изменять!» да сейчас донесет по начальству; и поминай как звали... И дома не побываешь, а прямо через Троицкий мост, да в Петропавловскую крепость, а там для нас, изменников, обители многи суть... Страх такой обнял, что лежу в углу кареты, как мокрый пес колечком свернувшись, а сам так же, как пес на холоду, и дрожу, и уже ругательски себя ругаю, что заварил этакую крутую кашу... И все, знаете, одним глазком поглядываю из окошечка на квартального, который насупротив гуляет, а сам все книзу, да книзу с сиденья на пол кареты спускаюсь, и норовлю, чтобы пятками дверцу оттолкнуть, да по низку стрекача дать, благо — я тут вблизи пролетный двор знал — и искать бы меня негде было.

Так я и устроил: в карете на сиденье положил два целковых, что за экипаж следовало, а сам открыл дверцу — и только задом-то выполз и ступил на мостовую, как вдруг слышу: «б-гись!», и мимо самой моей спины пролетела пара вороных лошадей в коляске и прямо к подъезду, и я вижу — французский посол в мундире и во всех орденах скоро сел и поскакал, а возле меня как из земли вырос этот мой посол-француз, тоже очень взволнован, и говорит:

— Зачем, — говорит, — вы вылезли?

А я от нечистой совести так перепугался, что одурел, и давай врать:

— Что такое, — говорю, — вам нужно? Я вас вовсе не знаю и ниоткуда я не вылезал.

— А видели вы?

— Да что такое, — говорю, — видеть? — отстаньте вы от меня: ничего я не видал.

— Герцог-то наш, — говорит, — уже поехал.

— Да какое мне дело до вашего герцога... что вы ко мне приклеились?

— Как, — говорит, — какое дело: да вы знаете ли, куда он отправился?

— Ничего, ровно ничего я не знаю, и знать мне незачем, а вы если от меня не уйдете, так я сейчас полицейского кликну.

Он смотрит на меня, что я так странен, должно быть, ему в своих речах показался, и шепчет:

— Герцог в Зимний дворец поехал.

— Да отойдите же, — говорю: — вы от меня: — я вам сказал, что я ничего не знаю; и с этим отпихнул его, да скорее через знакомый пролетный двор, да домой к птенцам, чтобы, пока еще время есть, хоть раз их к своему сердцу прижать. И не успел этим распорядиться, как вдруг нарочный, с запиской от генерала, чтобы завтра наказание такого-то француза отменить.

Батюшки мои, думаю, как заиграло.

Анализ фрагмента четвёртой главы по вопросам:

- Прочитайте текст и озаглавьте его.

- Расскажите о времени и месте происходящих событий.

- Какое впечатление производит главный герой-рассказчик?

- Почему сам герой рассказа называет себя «изменником»? Над какой важной проблемой русской литературы размышляет Лесков, описывая нам главного героя, который представлен в тексте как «изменник …, чистый изменник»?

- Как диалог помогает читателям понять смысл происходящих в поведении главного героя изменений?

- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?

Задание для 3 группы:

Глава седьмая

Поехали, и как путь лежал чрез Трокадеро, то мой проводник и домик мне этого моего старого знакомого показал, — важный домик, хоть бы принцу жить не стыдно; ну, а в Пасси так просто замок этакий маленький, стены каменные, высокие, все плющом заросли, и подъезд из узенького переулочка, а за решеткою виден цветник, а за цветником дом и веранда... И что же вы изволите думать: застали мы здесь все, будто по писаному, как мой проводник мне предсказал: в цветнике детки резвятся, на веранде гости сидят и хозяин... Я спрятался за угол стенки, вынул из кармана бинокль, навел на него и вижу, нет сомнения, — это он, мой крестник! Возмужал и постарел, да и отъелся, разумеется, хорошо в благополучной жизни; а у носика-то белый рубчик все-таки остался.

— Не знаете ли, батюшка, — говорю я своему проводнику: — хороший ли он муж?

— Превосходный, — говорит, человек; отлично они живут, — и жена у него чудесная, и дети добрые, и сам он добрый, и бедных людей очень помнит.

— Вот за это, — говорю, — молодец, что бедных помнит.

А в это самое время, как мы, таким образом, за углом перешептываемся, он нас, должно быть, заметил — и кричит дочке:

— Алина!

И вдруг решетчатая калиточка хлопнула и ко мне подпорхнула милая, как ангелок, девочка, в розовом платьице, и не успел опомниться, как она мне сунула в руку, франк, проговорила: «о ном де Жезю», или как там по-ихнему вроде нашего: «прими, Христа ради» и скрылась.

Я это, знаете, в пальто в своем, в русском, был и шляпа на мне мягкая пуховая и, действительно, я на бульварного воюка был похож, ну, она мне и подала за отца «Христа ради». Что же такое: я этот франк ее принял и о сю пору берегу: говорят, будто нищенское хорошо для счастия, но я не для суеверия, а так... для памяти дорожу.

Ну-с, вот тут-то вот, я, как назад в свой номеришка ехал, уже сам себе изменил: опять в третий раз всю дорогу сладко-пресладко плакал. Проводник-то, я думаю, каким дураком меня считал, да и стоило. Только ведь, знаете, не удержишься, потому что, как в старинных стихах говорится:

Почувствовать добра приятство

Такое есть души богатство,

Какого Крез не собирал.

Как же за эти незаслуженные ощущения бога хоть слезою не поблагодарить!

Анализ фрагмента седьмой главы по вопросам:

- Прочитайте текст и озаглавьте его.

- Расскажите о времени и месте происходящих событий.

- Какое впечатление производит главный герой-рассказчик?

- Что означает фраза рассказчика «говорят, будто нищенское хорошо для счастия, но я не для суеверия, а так... для памяти дорожу!»? Как эти признания помогают нам понять изменения, произошедшие в поведении главного героя?

- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?

3. Представление исследований групп по фрагменту текста.

  1. Закрепление знаний.

Составление кластера «Образ главного героя»

ИЗМЕННИК или ПРАВЕДНИК?

«грех - осознание греха - страдание - раскаяние - подвиг»

  1. Подготовка к восприятию домашнего задания.

Сопоставьте всё сказанное на уроке со своими размышлениями об образе главного героя рассказа Н.С.Лескова «Пигмей». Письменно ответьте на вопрос:

Как название произведения соотносится с идеей автора рассказа «Пигмей» раскрыть проблему «праведничества»?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Оценивание.