Урок по родной (русской) литературе в 10 классе
Развитие речи. Работа с фрагментом литературного произведения
(по рассказу Н. С. Лескова «Пигмей»)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
Коммуникативные УУД:
- владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;
- давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), владение умениями филологического анализа художественного текста; сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) .
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тексты рассказа Лескова Н.С. «Пигмей», карточки с планом анализа фрагмента литературного произведения, карточки с вопросами для анализа фрагмента
Ход урока.
Организационный момент.
Целеполагание.
Опрос по домашнему заданию по вопросам:
- Какие основные проблемы ставит в рассказе «Пигмей» Н.С.Лесков?
- Насколько названные вами проблемы актуальны в наше время?
- Какие, на ваш взгляд, эпизоды произведения Н.С.Лескова «Пигмей» играют важную роль в определении идейно-тематического содержания рассказа?
2. Актуализация знаний:
Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись.
Вспомним основные признаки текста.
(Обучающиеся называют признаки:
авторство 2) смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3) тематическое и идейное единство. 4) грамматическая связь между предложениями. 5) абзацное членение – выделение микротем. 6) композиционная стройность, завершенность).
Учитель: Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Каким же образом вы можете исследовать проблемы?
(Обучающиеся предлагают анализировать текст, заостряя внимание на отдельных фрагментах, подчёркивающих актуальность поставленных в тексте проблем)
Запись темы урока.
Определение задач урока:
- обозначение фрагментов текста для анализа;
- определение алгоритма анализа фрагментов рассказа Лескова;
- работа с фрагментами художественного произведения;
- умение сделать выводы о роли данного фрагмента в определении идейно-тематического содержания всего текста.
Работа над темой урока.
Подготовительный этап. Работа с карточками – помощниками «План анализа фрагмента литературного произведения»
(Обучающиеся получают карточки, при необходимости, по желанию, корректируют необходимый план)
«План анализа фрагмента литературного произведения»
Выделить фрагмент для анализа, прочитать, озаглавить его.
Место и время описываемых событий в контексте общего развития действия рассказа.
Главные и второстепенные персонажи: определить их роль в развитии сюжета данной микротемы.
Определить выразительные средства языка, помогающие автору произведения создать картину или образ героев.
Выводы.
Работа в группах.
(класс делится на три группы, каждая группа работает над отдельным фрагментом рассказа по вопросам, предложенным учителем, и опираясь на общий план анализа)
Задание для 1 группы:
Глава первая
Мелкопоместный дворянин, о котором я говорю, назывался С***, он еще здравствует и доживает свой век в своем маленьком хуторочке в К. уезде. Прежде чем состареться, он служил здесь в Петербурге в ведомстве с.—петербургской полиции и на самом ничтожном месте: на обязанности его лежало распоряжаться исполнением публичных телесных наказаний. В то сравнительно весьма недавнее время у нас на святой Руси людей непривилегированного класса секли плетями и клеймили. За свою долговременную службу нынешний старичок С., разумеется, «привел в исполнение» этих наказаний такое бесчисленное множество, что совершенно привык к такому неприятному занятию и распоряжался этим холодно и бестрепетно, как самым обыкновенным служебным делом. Но вот раз с ним случилось такое событие, что он сам себе изменил и, по собственным его словам, «вместо того, чтобы благоразумно долг свой исполнить — наделал глупостей».
Событие это произошло в 1853 г., когда русские отношения к Франции были очень натянуты и в столице сильно уже поговаривали о возможности решительного разрыва. В это время раз чиновнику С. передают «для исполнения» бумагу о наказании плетьми, через палача, молодого француза N, осужденного к этому за самый гадкий поступок над малолетней девочкой. Я не назову вам этого француза, потому что он жив и довольно известен; а как его имя берегла от оглашения скромность «пигмея», то и я не великан, чтобы его выдать.
— Прочел, — говорит С., — я эту бумагу, пометил, и что же еще тут долго думать: отшлепаем молодца яко старца, да и дело с концом; и я дал в порядке приказ подрядчику, чтобы завтра эшафот на площади сладить, а сам велел привести арестанта, чтобы посмотреть на него: здоров ли он и можно ли его безопасно подвергнуть этой процедуре.
Приводят человека такого тщедушного, дохлого; бледный, плачет, дрожит и руки ломает, а сам все жалостно лепечет.
— Ах ты, думаю, господи боже мой: надо же было ему, этакому французскому поганцу, сюда заехать и этакое пакостное дело здесь учинить, чтобы мы его тут на свой фасон как сидорову козу лупили.
И вдруг жаль мне его стало.
— Что, говорю, ты это себе наделал! Как ты дерзнул на бедное дитя покуситься...
А он падает в ноги, ручонки в кандалах к небу поднимает, гремит цепями и плачет.
— Мусье, мусье! Небо видит...
— Что, говорю: «Небо»! нечего теперь, братец, землю обесчестивши, на небо топыриться, — готовься: завтра экзекуция, — что заслужил, то и примешь.
— Я, говорит, занапрасно (он, три года в остроге сидя, таки подучился немножко по-русски).
— Ну, уже это, говорю, мон ами, врешь, — занапрасно бы у нас тебя не присудили: суд знает, за что карает.
— Ей-богу, говорит, занапрасно... вот бог, дье, дье меня убей... и тому подобное, и так горько, так горько бедный плачет, что всего меня встревожил. Много я в своей жизни всяких слез перед казнью видел, но а этаких жарких, горючих да дробных слез, право, не видал. Так вот и видно, что их напраслина жмет...
— Ну, а мне-то, скажите, — что же я, пигмей, могу ему сделать? — мое дело одно, что надо его отпороть, заклеймить, да сослать «во исполнение решения», вот и все, и толковать тут не о чем. И я кивнул часовым, чтобы взяли его, потому что для чего же мне его держать, — и самому тревожиться, и его напрасно волновать раньше времени.
— Ведите, говорю, его назад в тюрьму.
Но он, как услыхал это, так обхватил мою ногу руками и замер: а слезы или лицо это у него такое горячее, что даже сквозь сапог мою ногу жжет.
— Тьфу, провались ты совсем, думаю, вот на горе свое я с ним разговорился: и никак его с ноги стряхнуть не могу; а самому мне в ухо вдруг что-то шептать начало: «расспроси его, расспроси, послушай, да заступись».
— Ну, чего тут, помилуйте, заступаться мне, ничтожному исполнительному чиновнику, когда дело уголовным судом решено и уже и подрядчику, и смотрителю насчет палача приказ дан. Какие тут заступничества? А оно, это что-то незримое, знай все свое в ухо шепчет: «расспроси, заступись».
Я и соблазнился: заступаться, думаю, я хоть и не буду, а расспросить, пожалуй, расспрошу.
— Валяй, говорю, рассказывай по всей истине, как дело было! Да только смотри — не ври.
Анализ первой главы по вопросам:
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
- Расскажите о времени и месте происходящих событий.
- Какое первое впечатление производит главный герой-рассказчик?
- Почему сам герой рассказа называет себя «пигмеем»? Над какой важной проблемой русской литературы размышляет Лесков, описывая нам главного героя, который представлен в тексте как «ничтожный исполнительный чиновник»?
- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?
Задание для 2 группы:
Глава четвертая
Вдруг, знаете, сразу мне все ясно представилось: за какое я непосильное дело взялся, и это... полицейский-то я чиновник, и как будто на свое правительство... жалуюсь... да еще иностранному послу, да еще французскому, и в такое политическое время... Эх, скверно! изменник я, чистый изменник! И что больше думаю, то все хуже выходит... Эх, как скверно! А французика моего все нет как нет, из-за этих зеркальных дверей, а мне видно, как по той стороне улицы, по противоположному тротуару, все квартальный ходит... Думаю себе: недаром же он тут прогуливается... И, ведь поди, на мой грех, может быть, еще этакий... из внимательных, орденок, гляди, хочет выслужить и стоит, теперь, пожалуй, да соображает, что, мол, это за карета к посольскому дому подъехала? нет ли тут чего? да возьмет, вор, и заглянет в окно; а я вот тут и есть! Узнает, бездельник, потому что меня по полиции все знали, и скажет: «А-а, милостивый государь, так вы изменять!» да сейчас донесет по начальству; и поминай как звали... И дома не побываешь, а прямо через Троицкий мост, да в Петропавловскую крепость, а там для нас, изменников, обители многи суть... Страх такой обнял, что лежу в углу кареты, как мокрый пес колечком свернувшись, а сам так же, как пес на холоду, и дрожу, и уже ругательски себя ругаю, что заварил этакую крутую кашу... И все, знаете, одним глазком поглядываю из окошечка на квартального, который насупротив гуляет, а сам все книзу, да книзу с сиденья на пол кареты спускаюсь, и норовлю, чтобы пятками дверцу оттолкнуть, да по низку стрекача дать, благо — я тут вблизи пролетный двор знал — и искать бы меня негде было.
Так я и устроил: в карете на сиденье положил два целковых, что за экипаж следовало, а сам открыл дверцу — и только задом-то выполз и ступил на мостовую, как вдруг слышу: «б-гись!», и мимо самой моей спины пролетела пара вороных лошадей в коляске и прямо к подъезду, и я вижу — французский посол в мундире и во всех орденах скоро сел и поскакал, а возле меня как из земли вырос этот мой посол-француз, тоже очень взволнован, и говорит:
— Зачем, — говорит, — вы вылезли?
А я от нечистой совести так перепугался, что одурел, и давай врать:
— Что такое, — говорю, — вам нужно? Я вас вовсе не знаю и ниоткуда я не вылезал.
— А видели вы?
— Да что такое, — говорю, — видеть? — отстаньте вы от меня: ничего я не видал.
— Герцог-то наш, — говорит, — уже поехал.
— Да какое мне дело до вашего герцога... что вы ко мне приклеились?
— Как, — говорит, — какое дело: да вы знаете ли, куда он отправился?
— Ничего, ровно ничего я не знаю, и знать мне незачем, а вы если от меня не уйдете, так я сейчас полицейского кликну.
Он смотрит на меня, что я так странен, должно быть, ему в своих речах показался, и шепчет:
— Герцог в Зимний дворец поехал.
— Да отойдите же, — говорю: — вы от меня: — я вам сказал, что я ничего не знаю; и с этим отпихнул его, да скорее через знакомый пролетный двор, да домой к птенцам, чтобы, пока еще время есть, хоть раз их к своему сердцу прижать. И не успел этим распорядиться, как вдруг нарочный, с запиской от генерала, чтобы завтра наказание такого-то француза отменить.
Батюшки мои, думаю, как заиграло.
Анализ фрагмента четвёртой главы по вопросам:
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
- Расскажите о времени и месте происходящих событий.
- Какое впечатление производит главный герой-рассказчик?
- Почему сам герой рассказа называет себя «изменником»? Над какой важной проблемой русской литературы размышляет Лесков, описывая нам главного героя, который представлен в тексте как «изменник …, чистый изменник»?
- Как диалог помогает читателям понять смысл происходящих в поведении главного героя изменений?
- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?
Задание для 3 группы:
Глава седьмая
Поехали, и как путь лежал чрез Трокадеро, то мой проводник и домик мне этого моего старого знакомого показал, — важный домик, хоть бы принцу жить не стыдно; ну, а в Пасси так просто замок этакий маленький, стены каменные, высокие, все плющом заросли, и подъезд из узенького переулочка, а за решеткою виден цветник, а за цветником дом и веранда... И что же вы изволите думать: застали мы здесь все, будто по писаному, как мой проводник мне предсказал: в цветнике детки резвятся, на веранде гости сидят и хозяин... Я спрятался за угол стенки, вынул из кармана бинокль, навел на него и вижу, нет сомнения, — это он, мой крестник! Возмужал и постарел, да и отъелся, разумеется, хорошо в благополучной жизни; а у носика-то белый рубчик все-таки остался.
— Не знаете ли, батюшка, — говорю я своему проводнику: — хороший ли он муж?
— Превосходный, — говорит, человек; отлично они живут, — и жена у него чудесная, и дети добрые, и сам он добрый, и бедных людей очень помнит.
— Вот за это, — говорю, — молодец, что бедных помнит.
А в это самое время, как мы, таким образом, за углом перешептываемся, он нас, должно быть, заметил — и кричит дочке:
— Алина!
И вдруг решетчатая калиточка хлопнула и ко мне подпорхнула милая, как ангелок, девочка, в розовом платьице, и не успел опомниться, как она мне сунула в руку, франк, проговорила: «о ном де Жезю», или как там по-ихнему вроде нашего: «прими, Христа ради» и скрылась.
Я это, знаете, в пальто в своем, в русском, был и шляпа на мне мягкая пуховая и, действительно, я на бульварного воюка был похож, ну, она мне и подала за отца «Христа ради». Что же такое: я этот франк ее принял и о сю пору берегу: говорят, будто нищенское хорошо для счастия, но я не для суеверия, а так... для памяти дорожу.
Ну-с, вот тут-то вот, я, как назад в свой номеришка ехал, уже сам себе изменил: опять в третий раз всю дорогу сладко-пресладко плакал. Проводник-то, я думаю, каким дураком меня считал, да и стоило. Только ведь, знаете, не удержишься, потому что, как в старинных стихах говорится:
Почувствовать добра приятство
Такое есть души богатство,
Какого Крез не собирал.
Как же за эти незаслуженные ощущения бога хоть слезою не поблагодарить!
Анализ фрагмента седьмой главы по вопросам:
- Прочитайте текст и озаглавьте его.
- Расскажите о времени и месте происходящих событий.
- Какое впечатление производит главный герой-рассказчик?
- Что означает фраза рассказчика «говорят, будто нищенское хорошо для счастия, но я не для суеверия, а так... для памяти дорожу!»? Как эти признания помогают нам понять изменения, произошедшие в поведении главного героя?
- Какие средства выразительности помогают читателю сформировать общее представление о главных и второстепенных образах, представленных во фрагменте рассказа?
3. Представление исследований групп по фрагменту текста.
Закрепление знаний.
Составление кластера «Образ главного героя»
ИЗМЕННИК или ПРАВЕДНИК?
«грех - осознание греха - страдание - раскаяние - подвиг»
Подготовка к восприятию домашнего задания.
Сопоставьте всё сказанное на уроке со своими размышлениями об образе главного героя рассказа Н.С.Лескова «Пигмей». Письменно ответьте на вопрос:
Как название произведения соотносится с идеей автора рассказа «Пигмей» раскрыть проблему «праведничества»?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценивание.