Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме
« Русская народная сказка «Лиса и медведь» как один из жанров фольклора»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность к разнообразной совместной деятельности; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; восприимчивость к традициям и творчеству своего народа.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД :
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи;
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Предметные результаты:
- выделять проблематику русских народных сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ фольклорного текста на основе наводящих вопросов.
Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Мотивация. Целеполагание.
Актуализация знаний.
(учитель предлагает обучающимся разгадать загадку и ответить на вопросы)
Поговорки, песни, шутки,
Считалки, сказки, прибаутки,
И частушки, и загадки,
Что так требуют разгадки.
Это творчество народа очень привлекает взор,
Это творчество народа называем мы………….
(ребята все дружно называют слово фольклор)
- Давайте вспомним, из какого языка пришло к нам слово фольклор и что оно обозначает?
- Почему и взрослые и дети так любят народное творчество?
- Какие малые жанры фольклора вам известны? Приведите примеры.
- А какой из перечисленных мною в стихотворении-загадке жанров мы можем отнести к большим жанрам фольклора?
- Правильно, это сказка. А когда речь заходит о сказке, мы вспоминаем слова известного русского поэта А.С.Пушкина, который писал:
Сказка – ложь, да в ней намёк –
Добрым молодцам урок.
- А что вы скажете о сказке? Давайте попробуем в нескольких словах охарактеризовать этот жанр фольклора? Попробуйте также вспомнить, чем сказка народная отличается от литературной?
(обучающиеся по очереди отвечают на вопросы, делают выводы)
Определение темы и задач урока.
Вот мы и подошли с вами вместе к тому, чтобы определить, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке. Но чтобы точно записать тему в тетрадях, вы должны со мной поиграть.
Игра называется «Угадай сказку».
Перед вами на экране названия сказок. Их всего лишь три. Ваша задача по предложенным вопросам назвать ту сказку, которую мы сегодня с вами будем читать и анализировать. Вы мне можете задать не более 2-3 вопросов. Постарайтесь найти те вопросы, которые вам помогут как можно быстрее понять, о какой сказке идёт речь. Вы, анализируя мои ответы, делаете вывод и называете сказку, а потом формулируете тему урока.
Слайд 1.
Названия сказок | Вопросы |
«Сказка о золотом петушке» «Царевна-лягушка» «Лиса и медведь» | Эта сказка народная или литературная? В этой сказке происходят чудеса? В этой сказке есть волшебные предметы? Эта сказка написана в стихах? Это сказка волшебная или сказка о животных? |
(Обучающиеся задают вопросы, называют сказку, формулируют тему урока, делают записи в тетрадях, с помощью учителя определяют задачи урока)
Работа над темой урока.
Чтение сказки.
(учитель читает сказку, комментирует непонятные слова: стр. учебника 12-16)
Беседа по содержанию сказки.
- Почему медведь согласился, чтобы лиса пожила у него в доме, а потом поверил, что она помогала детям? Как это характеризует героя? Какие слова из сказки помогают нам это понять?
- Как вы можете охарактеризовать поведение лисы? Почему ей удалось избежать наказания?
- Каково ваше отношение к героям сказки?
- Можно ли сказать, что у этой сказки традиционный счастливый финал?
- Что хотел нам в своей сказке показать русский народ? Чему учит нас эта сказка?
- А бывают ли люди, обладающие такими качествами, которые нам показаны в образах лисы и медведя? А на чьей стороне вы?
(дети отвечают на вопросы, находят слова или эпизоды сказки, подтверждающие их мысли)
Физминутка.
Закрепление знаний.
Работа с иллюстрациями к сказке.
На странице 14 в учебнике есть иллюстрация к сказке «Лиса и медведь». Обратите внимание на все детали, которые запечатлены на этом рисунке. Найдите в тексте сказки слова, которые больше всего подходят к этой иллюстрации.
(обучающиеся называют страницу 12 и зачитывают последнее предложение последнего абзаца: «Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил».
Работа в группах.
А сейчас я предлагаю объединиться в группы. На экране вы видите и другие иллюстрации к сказке. Задача каждой группы найти ту иллюстрацию, которая соответствуют тексту сказки, предложенному вам.
Слайд 2.
Карточки для групп с текстом из сказки:
1 гр.
- Куда девался мёд? – заревел Медведь. – Кума, это твоих рук дело?
Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.
- Кума, кто съел мёд?
- Какой мёд?
- Д а мой, в кадочке был!
- Коли твой был, так, значит, ты и съел, - отвечала Лиса.
2 гр.
- Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.
Медведь, долго не думав, согласился.
3гр.
А как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела…
4 гр.
А Медведь ее спрашивает:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребенка?
- Серёдочкой, куманек.
- Не слыхал такого имени, - сказал Медведь.
- И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! - отвечала Лиса.
5 гр.
Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички
6 гр.
- Вставай, вора нашла! Я вора нашла! - кричит в ухо Медведю Лиса.
- Где? - заревел Мишка.
- Да вот где, - сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.
Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу - лапа так и льнет, а Лиса его корит:
- Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!
Выступления групп.
Чтобы убедиться в том, что вы хорошо запомнили сказку, я предлагаю начать с той группы, у которой иллюстрация соответствует началу сказки, а далее выступит та группа, у которой эпизод будет продолжением.
(представители групп выстраиваются у доски и выбирают нужную иллюстрацию, указывая на те детали рисунка, которые помогли им сделать правильный выбор)
Оценка выполнения задания по плану к сказке.
Слайд 3.
План
Лиса просится к Медведю в жилички.
Медведь согласился.
Лиса по ночам съедает мёд.
Лиса врёт Медведю, что лечит детей.
Медведь обвиняет Лису в краже мёда.
Лиса сваливает свою вину на Медведя.
(дети зачитывают план сказки, делают выводы о том, как они справились с заданием в группах, план сказки можно записать в тетрадь)
Работа в парах.
В сказке «Лиса и медведь» характер персонажей выражается не только в действиях и поступках, но и в манере речи. И это одна из особенностей русской народной сказки.
Вспомните, что такое диалог, найдите в сказке любой диалог Медведя и Лисы, распределите в своей паре роли и выразительно прочитайте диалог, изображая своим чтением манеры героев сказки.
(пары зачитывают выбранные ими диалоги Лисы и Медведя, остальные обучающиеся делают замечания, отвечая на главный вопрос: «Что получилось или не получилось у пары при чтении диалога?»)
Подготовка к восприятию домашнего задания.
Сказки разных народов очень похожи между собой. Порой у них даже одинаковые названия. Чтобы в этом убедиться, вы можете открыть станицу 17 учебника и прочитать название мордовской народной сказки. Домашнее задание будет следующее:
Слайд 4.
Прочитать мордовскую народную сказку «Лиса и медведь» (стр. учебника 17-18), пересказать её.
Ответить устно на вопрос: «Что общее в двух народных сказках под названием «Лиса и медведь» и в чём отличие этих сказок?»
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценивание.