СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме « Русская народная сказка «Лиса и медведь» как один из жанров фольклора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по родной (русской) литературе в 5 классе по теме "Русская народная сказка "Лиса и медведь" как один из жанров фольклора" предназначена для учителей-словесников и составлена на основе программы по родной (русской) литературе О.М.Александровой

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме « Русская народная сказка «Лиса и медведь» как один из жанров фольклора»»

Урок по родной (русской) литературе в 5 классе по теме

« Русская народная сказка «Лиса и медведь» как один из жанров фольклора»

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные:

- готовность к разнообразной совместной деятельности; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; восприимчивость к традициям и творчеству своего народа.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД : 

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи;

Коммуникативные УУД: 

- излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;

Регулятивные УУД: 

- определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Предметные результаты:

- выделять проблематику русских народных сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа; владеть умением давать смысловой анализ фольклорного текста на основе наводящих вопросов.

Оборудование: учебник О.М.Александровой «Родная русская литература. 5 класс», тетради, мультимедийная презентация, раздаточный материал



Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Мотивация. Целеполагание.

  1. Актуализация знаний.

(учитель предлагает обучающимся разгадать загадку и ответить на вопросы)



Поговорки, песни, шутки,

Считалки, сказки, прибаутки,

И частушки, и загадки,

Что так требуют разгадки.

Это творчество народа очень привлекает взор,

Это творчество народа называем мы………….

(ребята все дружно называют слово фольклор)

- Давайте вспомним, из какого языка пришло к нам слово фольклор и что оно обозначает?

- Почему и взрослые и дети так любят народное творчество?

- Какие малые жанры фольклора вам известны? Приведите примеры.

- А какой из перечисленных мною в стихотворении-загадке жанров мы можем отнести к большим жанрам фольклора?

- Правильно, это сказка. А когда речь заходит о сказке, мы вспоминаем слова известного русского поэта А.С.Пушкина, который писал:

Сказка – ложь, да в ней намёк –

Добрым молодцам урок.

- А что вы скажете о сказке? Давайте попробуем в нескольких словах охарактеризовать этот жанр фольклора? Попробуйте также вспомнить, чем сказка народная отличается от литературной?

(обучающиеся по очереди отвечают на вопросы, делают выводы)

  1. Определение темы и задач урока.

Вот мы и подошли с вами вместе к тому, чтобы определить, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке. Но чтобы точно записать тему в тетрадях, вы должны со мной поиграть.

Игра называется «Угадай сказку».

Перед вами на экране названия сказок. Их всего лишь три. Ваша задача по предложенным вопросам назвать ту сказку, которую мы сегодня с вами будем читать и анализировать. Вы мне можете задать не более 2-3 вопросов. Постарайтесь найти те вопросы, которые вам помогут как можно быстрее понять, о какой сказке идёт речь. Вы, анализируя мои ответы, делаете вывод и называете сказку, а потом формулируете тему урока.

Слайд 1.

Названия сказок

Вопросы

«Сказка о золотом петушке»

«Царевна-лягушка»

«Лиса и медведь»

  1. Эта сказка народная или литературная?

  2. В этой сказке происходят чудеса?

  3. В этой сказке есть волшебные предметы?

  4. Эта сказка написана в стихах?

  5. Это сказка волшебная или сказка о животных?

(Обучающиеся задают вопросы, называют сказку, формулируют тему урока, делают записи в тетрадях, с помощью учителя определяют задачи урока)

  1. Работа над темой урока.

  1. Чтение сказки.

(учитель читает сказку, комментирует непонятные слова: стр. учебника 12-16)

  1. Беседа по содержанию сказки.

- Почему медведь согласился, чтобы лиса пожила у него в доме, а потом поверил, что она помогала детям? Как это характеризует героя? Какие слова из сказки помогают нам это понять?

- Как вы можете охарактеризовать поведение лисы? Почему ей удалось избежать наказания?

- Каково ваше отношение к героям сказки?

- Можно ли сказать, что у этой сказки традиционный счастливый финал?

- Что хотел нам в своей сказке показать русский народ? Чему учит нас эта сказка?

- А бывают ли люди, обладающие такими качествами, которые нам показаны в образах лисы и медведя? А на чьей стороне вы?



(дети отвечают на вопросы, находят слова или эпизоды сказки, подтверждающие их мысли)



  1. Физминутка.

  2. Закрепление знаний.



  1. Работа с иллюстрациями к сказке.



На странице 14 в учебнике есть иллюстрация к сказке «Лиса и медведь». Обратите внимание на все детали, которые запечатлены на этом рисунке. Найдите в тексте сказки слова, которые больше всего подходят к этой иллюстрации.

(обучающиеся называют страницу 12 и зачитывают последнее предложение последнего абзаца: «Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил».



  1. Работа в группах.



А сейчас я предлагаю объединиться в группы. На экране вы видите и другие иллюстрации к сказке. Задача каждой группы найти ту иллюстрацию, которая соответствуют тексту сказки, предложенному вам.



Слайд 2.



Карточки для групп с текстом из сказки:

1 гр.

- Куда девался мёд? – заревел Медведь. – Кума, это твоих рук дело?

Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.

- Кума, кто съел мёд?

- Какой мёд?

- Д а мой, в кадочке был!

- Коли твой был, так, значит, ты и съел, - отвечала Лиса.


2 гр.


-  Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Медведь, долго не думав, согласился. 


3гр.


 А как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела…


4 гр.


А Медведь ее спрашивает:

- Далеко ль, кума, ходила?

- Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.

- Что ж, полегчало?

- Полегчало.

- А как зовут ребенка?

- Серёдочкой, куманек.

- Не слыхал такого имени, - сказал Медведь.

- И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! - отвечала Лиса.


5 гр.


Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички


6 гр.


- Вставай, вора нашла! Я вора нашла! - кричит в ухо Медведю Лиса.

- Где? - заревел Мишка.

- Да вот где, - сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.

Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу - лапа так и льнет, а Лиса его корит:

- Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!


  1. Выступления групп.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо запомнили сказку, я предлагаю начать с той группы, у которой иллюстрация соответствует началу сказки, а далее выступит та группа, у которой эпизод будет продолжением.


(представители групп выстраиваются у доски и выбирают нужную иллюстрацию, указывая на те детали рисунка, которые помогли им сделать правильный выбор)


  1. Оценка выполнения задания по плану к сказке.


Слайд 3.

План

  1. Лиса просится к Медведю в жилички.

  2. Медведь согласился.

  3. Лиса по ночам съедает мёд.

  4. Лиса врёт Медведю, что лечит детей.

  5. Медведь обвиняет Лису в краже мёда.

  6. Лиса сваливает свою вину на Медведя.


(дети зачитывают план сказки, делают выводы о том, как они справились с заданием в группах, план сказки можно записать в тетрадь)


  1. Работа в парах.


В сказке «Лиса и медведь» характер персонажей выражается не только в действиях и поступках, но и в манере речи. И это одна из особенностей русской народной сказки.

Вспомните, что такое диалог, найдите в сказке любой диалог Медведя и Лисы, распределите в своей паре роли и выразительно прочитайте диалог, изображая своим чтением манеры героев сказки.


(пары зачитывают выбранные ими диалоги Лисы и Медведя, остальные обучающиеся делают замечания, отвечая на главный вопрос: «Что получилось или не получилось у пары при чтении диалога?»)



  1. Подготовка к восприятию домашнего задания.

Сказки разных народов очень похожи между собой. Порой у них даже одинаковые названия. Чтобы в этом убедиться, вы можете открыть станицу 17 учебника и прочитать название мордовской народной сказки. Домашнее задание будет следующее:

Слайд 4.



  1. Прочитать мордовскую народную сказку «Лиса и медведь» (стр. учебника 17-18), пересказать её.

  2. Ответить устно на вопрос: «Что общее в двух народных сказках под названием «Лиса и медведь» и в чём отличие этих сказок?»



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  2. Оценивание.