СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный"»

Урок №32.

Тема: Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. Идейно-художественное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине.

А.К. Толстой «Князь Серебряный»

1-ый час.

Цели:

  • О: организовать работу по выявлению проблематики романа.

  • Выявить отражение реальных исторических событий на страницах романа.

  • Сопоставить трактовку образа Ивана Грозного Лермонтовым и А.К. Толстым.

  • В: воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.

  • Способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения.

  • Воспитывать честность и благородство в учащихся.

  • Р: развивать умение давать аргументированный ответ на заданный вопрос.

  • Развивать навыки сопоставлять.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

  1. Сообщение и запись темы урока. Постановка целей урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Встречи читателя с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя как бы невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н.Толстым, и всегда требуется специальное пояснение: о каком Толстом идет речь, кто этот - по возрасту первый и по рангу "второй" - Толстой?

Не одно уже поколение читает и перечитывает также и исторический роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" (1862). Произведение сделалось одной из любимейших книг, особенно для юношества, когда сердце впервые отзывается на внушаемые ему идеи добра, справедливости, верности законам совести и чести, достоинству человеческой личности. А именно в этом главный пафос "Князя Серебряного".

В основе сюжета романа А.К.Толстого - коренной перелом в русской истории: возвышение централизованной власти московского князя и борьба ее с боярской оппозицией; в центре романа образ Ивана Грозного - первого русского царя.


  1. Жанр произведения.

Роман А.К. Толстого писался в 50-е годы 19 века. В европейской литературе к тому времени уже сложилась традиция авантюрно-исторического романа: в первой трети века были созданы произведения В. Скотта «Айвенго», А. Дюма «Три мушкетера», В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

Исторический роман – роман, в котором повествуется об исторических событиях прошлого, а действующими лицами могут выступать исторические личности.


  1. Чтение и анализ 1 главы «Опричники»


  • Что мы узнали о главном герое произведения из этой главы? Что мы можем сказать о его характере?

  • Почему автор говорит, что Серебряный «не был рожден для переговоров»?

  • Каково отношение автора к своему герою?

  • Как Серебряный относится к царю?

  • Что князь узнает об опричниках из разговора с крестьянином? Какова его реакция? Как это его характеризует?

  • Как ведут себя «царские слуги»? Как их налет на деревню иллюстрирует характеристику, данную опричникам Н.М. Карамзиным?

  • Что подтолкнуло князя к решению повесить разбойников и почему он отказывается от этого?


  1. Отражение исторических реалий на страницах романа.

- Почему роман начинается со столкновения Никиты Серебряного и опричников? (позиция автора)

- На чьей стороне читатель? Как изображаются опричники по отношению к князю?

- Что опричники говорят о себе сами, что о них говорят другие? (по главе «Опричники»)

- Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает князь Никита Романович?


  1. Итоги урока.

  2. ДЗ.

Характеристика образа КС (прямая авторская оценка; что говорят другие герои о КС, как КС характеризуют его поступки).