Урок №32.
Тема: Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. Идейно-художественное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине.
А.К. Толстой «Князь Серебряный»
1-ый час.
Цели:
О: организовать работу по выявлению проблематики романа.
Выявить отражение реальных исторических событий на страницах романа.
Сопоставить трактовку образа Ивана Грозного Лермонтовым и А.К. Толстым.
В: воспитывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
Способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения.
Воспитывать честность и благородство в учащихся.
Р: развивать умение давать аргументированный ответ на заданный вопрос.
Развивать навыки сопоставлять.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Сообщение и запись темы урока. Постановка целей урока.
Вступительное слово учителя.
Встречи читателя с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя как бы невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н.Толстым, и всегда требуется специальное пояснение: о каком Толстом идет речь, кто этот - по возрасту первый и по рангу "второй" - Толстой?
Не одно уже поколение читает и перечитывает также и исторический роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" (1862). Произведение сделалось одной из любимейших книг, особенно для юношества, когда сердце впервые отзывается на внушаемые ему идеи добра, справедливости, верности законам совести и чести, достоинству человеческой личности. А именно в этом главный пафос "Князя Серебряного".
В основе сюжета романа А.К.Толстого - коренной перелом в русской истории: возвышение централизованной власти московского князя и борьба ее с боярской оппозицией; в центре романа образ Ивана Грозного - первого русского царя.
Жанр произведения.
Роман А.К. Толстого писался в 50-е годы 19 века. В европейской литературе к тому времени уже сложилась традиция авантюрно-исторического романа: в первой трети века были созданы произведения В. Скотта «Айвенго», А. Дюма «Три мушкетера», В. Гюго «Собор Парижской богоматери».
Исторический роман – роман, в котором повествуется об исторических событиях прошлого, а действующими лицами могут выступать исторические личности.
Чтение и анализ 1 главы «Опричники»
Что мы узнали о главном герое произведения из этой главы? Что мы можем сказать о его характере?
Почему автор говорит, что Серебряный «не был рожден для переговоров»?
Каково отношение автора к своему герою?
Как Серебряный относится к царю?
Что князь узнает об опричниках из разговора с крестьянином? Какова его реакция? Как это его характеризует?
Как ведут себя «царские слуги»? Как их налет на деревню иллюстрирует характеристику, данную опричникам Н.М. Карамзиным?
Что подтолкнуло князя к решению повесить разбойников и почему он отказывается от этого?
Отражение исторических реалий на страницах романа.
- Почему роман начинается со столкновения Никиты Серебряного и опричников? (позиция автора)
- На чьей стороне читатель? Как изображаются опричники по отношению к князю?
- Что опричники говорят о себе сами, что о них говорят другие? (по главе «Опричники»)
- Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает князь Никита Романович?
Итоги урока.
ДЗ.
Характеристика образа КС (прямая авторская оценка; что говорят другие герои о КС, как КС характеризуют его поступки).