Тема: Любовь в романе И. А. Гончарова «Обломов»
– Ребята, на прошлом уроке мы обращались к сравнительной характеристике двух героев-антиподов в романе Гончарова – Обломова и Штольца, пытались выявить авторский идеал человека и увидели, что ни в одном из них авторский идеал не воплотился.
Сегодня мы продолжаем «вглядываться» в характеры героев романа и обратимся к образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, а это значит, что сегодня мы будем говорить о теме любви в романе.
Запишите тему нашего урока: Любовь в романе И. А. Гончарова «Обломов».
Мы должны будем рассмотреть прежде всего любовные взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Главное для нас – увидеть, как через это чувство преображается человек. В конце урока мы убедимся, что роман «Обломов» можно назвать романом о любви. Писатель словно заставляет читателя размышлять над вопросом, как жить: разумом или чувством.
– Итак, кто же такая Ольга Ильинская? Давайте для начала обратимся к описанию её портрета.
«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом...
Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом.
Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо...».
– Ребята, а что заставляло людей «останавливаться», обращать внимание на Ольгу? Что в её облике подчеркивает автор?
В её облике автором подчеркнута гармония. Несмотря на то, что «Ольга в строгом смысле не была красавица», она была прекрасна: «Если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом...».
– А что привлекло Обломова в Ильинской?
Обломова привлекла не только гармония во внешности Ольги. За этой внешностью он ощущает прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить. Не случайно их встреча сопровождается звучанием музыки и пением Ольги.
– Как пение Ольги действует на Обломова?
Он был потрясен. От её пения в нем пробудилась бодрость, сила, «которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» и «сердце жаждало жизни».
– Чтобы понять, почему пение Ольги так потрясло Обломова, послушаем Арию Нормы из оперы Винченцо Беллини «Норма». Героиня этой оперы верила в возрождение через любовь. «Casta diva» в переводе на русский язык означает «Пречистая Дева».
(звучит Ария Нормы)
– Почему «Ария Нормы» в исполнении Ольги Ильинской так потрясла Обломова?
В этой музыке, чистой, взволнованной, Обломов нашел отклик своей душе. Именно музыка помогает героям узнать друг друга. Для Обломова важна не только сама музыка, но и та одухотворенность, которая вложена в нее при исполнении.
Таким образом, Обломов видит в Ольге и внешнюю, и внутреннюю гармонию.
– Совпадает ли идеал женщины для Обломова с образом Ольги?
В представлении Обломова Ольга и есть идеал: «В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины…как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».
Итак, мы видим, что любовь к Ольге для Обломова есть стремление к идеалу. Любому человек, когда ощущает чувство влюбленности, рисует в своем воображении идеальный облик своего любимого, не думая о жестокой реальности.
Действительно, мечта и реальность часто оказываются понятиями несовместимыми. Наверное, поэтому люди так часто испытывают в любви разочарования.
Посмотрим, нашли ли друг в друге идеал наши герои. Проанализируем одну из сцен свиданий Обломова и Ольги (открываем часть 2 конец главы 6). Эта сцена пронизана глубоким психологизмом и помогает увидеть самые тонкие движения человеческой души.
Давайте прочитаем небольшой отрывок по ролям, но сначала обратите внимание на иллюстрацию художника Марка Петровича Клячко (слайд 1). Мы видим встречу героев в саду. Обломов не смотрит на Ольгу. После признания в любви он ощущает неловкость, он обращается с Ольгой бережно, пытаясь успокоить её переживания. Ольга же, наоборот, решительно смотрит на Обломова, пытаясь подтолкнуть его на откровенный разговор. Вместе с тем она тоже волнуется, но это внутреннее волнение.
Вопросы к чтецам:
– Как, с каким чувством вы прочитаете слова Обломова и слова Ольги?
Обломов: несмело, но вместе с тем порывисто, ведь героя переполняет любовь;
Ольга: более решительно, с лукавством, с внутренним волнением.
– Итак, читаем отрывок по ролям. Задача остальных – внимательно послушать и подумать, как автор смог передать душевные движения человека. После чтения вы попробуете оценить чтецов.
– Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня, – прошептал Обломов, не глядя на нее.
Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.
– Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему.
– А вот ландыши! Постойте, я нарву, – говорил он, нагибаясь к траве, – те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень все около домов растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.
Он поднес ей несколько ландышей.
– А резеду вы любите? – спросила она.
– Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не очень люблю цветов; в поле еще так, а в комнате – сколько возни с ними... сор...
– А вы любите, чтоб в комнатах чисто было? – спросила она, лукаво поглядывая на него. – Не терпите сору?
– Да; но у меня человек такой... – бормотал он. "О, злая!" – прибавил про себя.
– Вы прямо в Париж поедете? – спросила она.
– Да; Штольц давно ждет меня.
– Отвезите письмо к нему; я напишу, – сказала она.
– Так дайте сегодня; я завтра в город перееду.
– Завтра? – спросила она. – Отчего так скоро? Вас как будто гонит кто-нибудь.
– И так гонит.
– Кто же?
– Стыд... – прошептал он.
– Стыд! – повторила она машинально. "Вот теперь скажу ему: мсьё Обломов, я никак не ожидала..."
– Да, Ольга Сергеевна, – наконец пересилил он себя, – вы, я думаю, удивляетесь... сердитесь...
"Ну, пора... вот настоящая минута. – Сердце так и стучало у ней. – Не могу, боже мой!"
Он старался заглянуть ей в лицо, узнать, что она; но она нюхала ландыши и сирени и не знала сама, что она... что ей сказать, что сделать.
"Ах, Сонечка сейчас бы что-нибудь выдумала, а я такая глупая! ничего не умею... мучительно!" – думала она.
– Я совсем забыла... – сказала она.
– Поверьте мне, это было невольно... я не мог удержаться... – заговорил он, понемногу вооружаясь смелостью. – Если б гром загремел тогда, камень упал бы надо мной, я бы все-таки сказал. Этого никакими силами удержать было нельзя... Ради бога, не подумайте, чтоб я хотел... Я сам через минуту бог знает что дал бы, чтоб воротить неосторожное слово...
Она шла, потупя голову и нюхая цветы.
– Забудьте же это, – продолжал он, – забудьте, тем более что это неправда...
– Неправда? – вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.
Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением.
– Как неправда? – повторила она еще.
– Да, ради бога, не сердитесь и забудьте. Уверяю вас, это только минутное увлечение... от музыки.
– Только от музыки!..
Она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка, и глаза потускли.
"Вот ничего и нет! Вот он взял назад неосторожное слово, и сердиться не нужно!.. Вот и хорошо... теперь покойно... Можно по-прежнему говорить, шутить..." – думала она и сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами один листок и потом тотчас же бросила и ветку и листок на дорожку.
– Вы не сердитесь? Забыли? – говорил Обломов, наклоняясь к ней.
– Да что такое? О чем вы просите? – с волнением, почти с досадой отвечала она, отворачиваясь от него. – Я все забыла... я такая беспамятная!
Он замолчал и не знал, что делать. Он видел только внезапную досаду и не видал причины».
– Спасибо, ребята. Вопрос к слушателям: смогли ли наши чтецы передать внутреннее состояние героев в этой сцене?
(ответы)
– Обратите внимание, что Гончаров здесь выступает как тонкий психолог. Какие средства художественной выразительности помогают увидеть тонкие душевные переживания, порывы? (записываем в тетрадь)
Внутренние монологи – помогают увидеть то, о чем думают герои и чего не решаются сказать;
Фигура умолчания (многоточия) – придают порывистость речи;
Детали: ветка сирени – символ любви.
О сирени автор упоминает очень часто. Так в одной из сцен читаем:
– Что это? – спросил Обломов.
– Вы видите: ветка.
– Какая ветка?
– Сиреневая.
– Знаю… но что она значит?
– Цвет жизни и…
Он остановился, она тоже.
– Это было то признание в любви, от которого он преобразился. Сжимая эту ветку в руке, он твердил: «Это всё моё! Моё!»
В эпизоде, который мы только что прочитали, нельзя не заметить, как постепенно начинает нарастать отчуждение героев друг от друга. Не случайно Ольга «рванула мимоходом ветку с дерева и бросила её на дорожку».
– В чем же причина зарождающейся отчужденности, которая привела героев к разрыву? Любит ли Обломов? Любит ли Ольга?
Ответ мы находим в конце 9 главы 2 части. Причина, прежде всего, в том, что герои любят по-разному. Если Обломов «сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь – долг: «Жизнь — долг, обязанность, следовательно любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее, — досказала она, подняв глаза к небу, — и велел любить».
– После этого разговора Обломов начинает понимать, насколько негармоничны их отношения: им руководит чувство, а ею – воля.
И Обломов пишет Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В письме читается мудрость. Оно проникнуто глубоким чувством и желанием счастья любимой. Сейчас я прочитаю вам отрывок из данного письма:
«Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? "Люблю, люблю, люблю!" – сказали вы вчера. "Нет, нет, нет!" – твердо отвечаю я.
Вы не любите меня, но вы не лжете – спешу прибавить, – не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить».
– О какой «будущей» любви пишет Обломов?
Ольга не могла принять Обломова таким, какой он есть. Она любила «будущего» Обломова (идеального в её сознании), в котором бы сочетались душевность, доброта и активность.
– Смогла ли Ольга подарить Обломову долгожданный «покой»?
Нет, этого не произошло.
– Итак, давайте подведем итог (слайд 2). Перенесите данную схему к себе в тетрадь и запишем под ней вывод. Герои любят друг друга, стремятся друг к другу. И это их стремление есть стремление к идеалу, к идеальной любви. Этим герои похожи.
Обратите внимание на имена героев. Они тоже похожи (Илья – Ильинская, Обломов – Ольга). Здесь мы видим некий принцип зеркального отражения.
Запишем далее: Идеал для героев оказывается недостижим. Реальность ставит преграду на пути к идеалу. А реальность такова: Обломов ищет в Ольге «покой», которого так и не находит, Ольга же любит «будущего» Обломова, каким он не может стать.
Таким образом, мы приходим к выводу, что нет на земле идеальных людей, нельзя из человека «вылепить» некое подобие идеала, нужно попытаться принять его таким, какой он есть.
– Кончился праздник любви, начались будни, взаимные обязательства, ответственность. Понимая, что Ольга не сможет сделать его жизнь спокойной, Обломов всё больше погружается в жизнь на Выборгской стороне, куда переехал с окончанием дачного сезона. На смену Ольге в романе приходит Агафья Матвеевна Пшеницына.
Агафья Пшеницына – это антипод Ольги Ильинской. В отличие от Ольги, она мещанка, простая женщина, вдова с детьми (это подчеркивает в ней материнское начало). Она подчиняется даже такому безвольному человеку, как Обломов.
Но главное отличие Ольги и Агафьи Матвеевны – в их умении любить.
– Ребята, скажите, а как любит Агафья Матвеевна Обломова? (опираясь на 1 главу 4 части).
Она умеет любить тихо, без высоких слов, беззаветно. В ней нет никакой программы спасения Обломова. В вечных хлопотах по дому она предугадывала каждое желание любимого. Когда Обломов болел, она просиживала у его постели, молилась за него. Любовь словно преображает эту простую, заурядную женщину.
– Ребята, важно даже не то, с кем в конце концов остаются герои. Гораздо важнее ответить на вопрос, счастливы ли они.
– Находят ли своё счастье Обломов и Ольга?
Герои, хотя и обретают то, к чему стремятся, они не достигают идеала.
– Чего не хватает Ольге в браке со Штольцем?
Ей не хватает душевности, нежности Обломова. В ней горит жажда духовной деятельности:
"Что ж это? – с ужасом думала она. – Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги... Ужели тут всё... всё...".
– Счастлив ли Обломов в браке с Агафьей Матвеевной?
«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».
Агафья Матвеевна создала для него подобие счастья. Она дала ему счастье, насколько оставалось душевных сил. Теперь Обломов не любил так пылко и страстно. Мы можем говорить о том, что смерти физической предшествует смерть духовная.
– Итак, теперь, когда мы поговорили обо всех героях произведения, подумайте и ответьте на вопрос: воплотился ли авторский идеал в ком-либо из героев?
Запишем: Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения. Вместе с тем каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала. Надежды свои автор связывает с сыном Обломова (Андреем Ильичом). Уже в имени видно сочетание двух начал: обломовского и активного, идущего от Штольца.
– Как вы думаете, каким вырастет Андрей Ильич Обломов – сын Обломова, названный в честь Штольца? Какой вы видите его судьбу?
Возможно, Ольга воспитает в нем тот идеал, который она мечтала воспитать в Обломове, ведь не зря Агафья Матвеевна отдала сына на воспитание Штольцу.
Сегодня мы убедились в истинном таланте Гончарова выписывать характеры, которые в полной мере раскрываются в любви. Наверно, мы не ошибемся, если назовем роман «Обломов» романом о любви.