Тема: 3 часть. «Испытания любви». Погружение в сон. «Нисхождение» героя».
Цели урока: Анализ отдельных сцен 3 части; развивать навыки работы с критической литературой.
Ход урока
Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".
Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. "Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.
В романе "Обломов" любовь - это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство - любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения
Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?
Отучить спать после обеда.
Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц.
Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости.
Заставить писать в деревню письма.
Заставить дописать план устройства имения.
Заставить приготовиться ехать за границу.
Зачем ей все это надо?
Чтобы удивился Штольц её способностям ("И Штольц не узнает его, воротясь".)
Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. ("Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её".)
Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. ("Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..")
Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской?
"Встает он в семь часов.
Читает, носит куда-то книги.
На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.
Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:
Он весел, напевает: отчего же это?"
Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого "большого ребенка" и захватило его полностью).
Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.
Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?
Читаем письмо.
В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» - пишет он в своем послании.
Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?
Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».
- Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?
С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?
Окрыленная своей мечтой, которая заключается в "оживлении" Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она "перерастает" Илью Ильича.
Ольга берет на себя роль "путеводной звезды". Ольга пытается "поставить Обломова на ноги", научить действию, вывести из покоя и лености.
Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.
Первым испытанием любви стал… её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность и… сразу тускнеет. «280» (2 гл., 3 часть.
Прочитаем диалог. Обломов и Ольга.
Что для него любовь? (продолжительный шепот, таинственный уговор, сладкая поэтическая минута) А для Ольги? «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг»,- она не могла и не хотела принимать обломовский романтизм.
Какие требования выдвигает Ольга? – идти в палату за разрешением, ехать в Обломовку, заняться делами, постройкой, снять квартиру и т.д. Действием он должен был подтвердить свою состоятельность…
Любовь героев зарождалась в атмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, исполненный грозы и неги, потом пришли осенние дожди, задымились городские трубы, опустели дачи и парки.
Куда вынужден переехать Обломов?
Почему теперь ему редко приходится видеться с Ольгой?
«288»- ему неловко было перед знакомыми, он стеснялся своего неясного положения, ему тяжело было ездить в такую даль, три часа теряя на дорогу.
Ему неловко было перед Ольгой за то, что ничего не сделал.
Расскажите о жизни на выборгской стороне- «297/298, 300»
Что же постепенно понимает Обломов?
Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из "радужной" в "требующую".
Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?
Обломов начинает чаще обедать дома,
ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: "Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу..."
Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена.
Кто виноват в причине разрыва их отношений?
Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование.
И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: "...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!.."
Подведение итогов урока.
Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о "кристальной, чистой и светлой" душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".
Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что "Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих".
Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?
Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством.
Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.