СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме "Мистический мир в романе Булгакова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект урока предназначен преимущественно для дистанционного обучения. В нем сочетаются разные виды самостоятельной работы учащихся. Это и работа с учебником, и письменная работа, и поиск информации при помощи интернет ресурсов, и заполнение таблицы. Учащиеся самостоятельно анализируют прочитанное и делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме "Мистический мир в романе Булгакова"»

Добрый день!

Тема урока:

Воланд и его свита. Мистический мир в романе Булгакова.

Мы уже говорили , что в романе существует три мира: реальный – московский, древний – Ершалаимский и потусторонний – мистический. Именно его сегодня и рассматриваем.

1)С каким героем связано появление мистического мира? Кто он такой?

Мистических героев пятеро: Воланд, фагот-Коровьев, кот-бегемот, Азазелло, Гелла.

Дайте краткую характеристику каждому (письменно)

Кто такой? Внешность(цитата). Как ведёт себя? Какую роль играет в свите? Кем был когда-то? За что наказан (если есть)

Рассмотрим мистические эпизоды:

Внимательно прочитайте, ответьте на вопросы (есть подсказки), изучите материал, сделайте вывод.

Эпизод № 1. Предсказание Воланда о гибели Берлиоза.

Прочитайте:

 

Вы умрете другой смертью.

− Может быть, вы знаете, какой именно? − с совершенно естественной иронией осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор, − и скажете мне?

− Охотно, − отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде:

"Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть − несчастье…

вечер − семь…" − и громко и радостно объявил: − Вам отрежут голову!»

 

Какой смертью умер Берлиоз?

- Он попал под трамвай. Ему отрезала голову женщина – водитель трамвая. Это произошло, потому что Аннушка разлила подсолнечное масло и Берлиоз поскользнулся на этом месте.

Почему его смерть можно считать мистической?

Его смерть можно считать мистической, так как Воланд предсказывает его гибель, говоря загадками.

Образ луны тоже несет особую смысловую нагрузку. Как вы понимаете слова «Луна ушла»?

- Это значит, что у Берлиоза был неудачный брак. Действительно, от него ушла жена и не было детей.

В какое время происходит несчастье?

- В шесть часов.

Это число несет смысловую нагрузку?

- Несет. Число 6 является символом дьявола.

С помощью каких образов раскрывается потусторонний мир в этом эпизоде?

С помощью образа луны, числа 6 и мистического предсказания Воланда.

 

Эпизод № 2 Контракт Воланда с Лиходеевым

 

Разрешите взглянуть на контракт, − тихо попросил Степа.

− Пожалуйста, пожалуйста…

Степа взглянул на бумагу и закоченел. Все было на месте. Во-первых, собственноручная Степина залихватская подпись! Косая надпись сбоку рукою финдиректора Римского с разрешением выдать артисту Воланду в счет следуемых ему за семь выступлений тридцати пяти тысяч рублей десять тысяч рублей.

Более того: тут же расписка Воланда в том, что он эти десять тысяч уже получил!

"Что же это такое?!" − подумал несчастный Степа, и голова у него закружилась. Начинаются зловещие провалы в памяти?!

 

Что мистического вы видите в этом эпизоде ?

Мистическое заключается в том, что директору Варьете Степану Лиходееву было предъявлено разрешение на выступление артиста Воланда, хотя он разрешения и не давал.

Как проявляет себя потусторонний мир в этом эпизоде?

- В реальной жизни происходят чудеса независимо от воли и желания людей.

 

Эпизод № 3  Видения Лиходеева

Тут Степа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в передней, давно не вытираемом ленивой Груней, отчетливо увидел какого-то странного субъекта − длинного, как жердь, и в пенсне (ах, если бы здесь был Иван Николаевич! Он узнал бы этого субъекта сразу!). А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал.

У Степы оборвалось сердце, он пошатнулся.

"Что же это такое? − подумал он, − уж не схожу ли я с ума? Откуда ж эти отражения?!"

 

Какие символы потусторонней силы можно выделить в третьем эпизоде?

- Во-первых, это отражение в зеркале человека в пенсне и большого черного кота.

Не случайно Булгаков использует черный цвет. Какую смысловую нагрузку он несет?

Черный цвет принадлежит темным силам. Не случайно люди считают, если черный кот перейдет дорогу – то человеку не повезет.

Почему неизвестные персонажи появляются в зеркале?

- Потому что зеркало представляет собой границу потустороннего и посюстороннего мира.

 

Эпизод № 4 Перемещение Лиходеева

- Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?

− Брысь!! − вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.

И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю…»

Но он не умер. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на чем-то каменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как следует, глаза, он увидел, что шумит море, и что даже больше того, − волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади − красивый город на горах.

 

Как действует потусторонняя сила по отношению к Степану Лиходееву?

Кот Бегемот перемещает Степана Лиходеева из Москвы в Ялту.

Каким свойством обладает потусторонняя сила? На что она способна?

- Она способна перемещать людей в пространстве, независимо от их желаний.

 

Эпизод № 5  Сеанс черной магии

 

Прошу глядеть вверх!… Раз! − в руке у него показался пистолет, он крикнул: − Два! − Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: − Три! − сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.

Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.

Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумленье охватило весь театр. Всюду гудело слово "червонцы, червонцы", слышались восклицанья "ах, ах!" и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами.

 

Важную роль в романе играет сцена в Варьете. Каковы действия потусторонней силы в эпизоде 5?

Коровьев выстрелил в воздух и начался денежный дождь.

Что мистического вы видите в этом эпизоде?

- Мистическими являются действия Коровьева. Он показывает людям фокус с червонцами.

 

Эпизод № 6  Исчезновение председателя зрелищной комиссии.

 

За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Услыхав, что кто-то вошел, костюм откинулся в кресле, и над воротником прозвучал хорошо знакомый бухгалтеру голос Прохора Петровича:

− В чем дело? Ведь на дверях же написано, что я не принимаю.

Красавица секретарь взвизгнула и, ломая руки, вскричала:

− Вы видите? Видите?! Нету его! Нету! Верните его, верните!

Тут в дверь кабинета кто-то сунулся, охнул и вылетел вон. Бухгалтер почувствовал, что ноги его задрожали, и сел на краешек стула, но не забыл поднять портфель. Анна Ричардовна прыгала вокруг бухгалтера, терзая его пиджак, и вскрикивала:

− Я всегда, всегда останавливала его, когда он чертыхался! Вот и дочертыхался.

 

Какие действия совершает потустороння сила в эпизоде 6?

- Кот-бегемот забирает тело Прохора Петровича и оставляет пустой костюм.

А почему это происходит?

- Он всегда чертыхался и вспоминал о существовании чертей.

Что является атрибутами нечистой силы?

- Во-первых, это исчезновение человека - переход в потусторонний мир, потеря человеческого облика. Во-вторых, частое употребление человеком слова «черт» роднит его с темными силами.

 

Эпизод № 7 Превращение Маргариты

 

 Маргарита повесила трубку, и тут в соседней комнате что-то деревянно заковыляло и стало биться в дверь. Маргарита распахнула ее, и половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом. Тут только у наездницы мелькнула мысль о том, что она в этой суматохе забыла одеться. Она галопом подскочила к кровати и схватила первое попавшееся, какую-то голубую сорочку. Взмахнув ею, как штандартом, она вылетела в окно. И вальс над садом ударил сильнее.

 

Как ведет себя Маргарита в эпизоде 7?

Она садится верхом на щетку и отправляется за город на реку.

- Зачем Булгаков вводит образ щетки?

- Обычно щеткой(метлой)  пользовались ведьмы. Маргарита, намазавшись волшебным кремом, тоже становится ведьмой.

Почему Маргарита летит нагая?

- Нагота Маргариты – это проявление демонизма. Он является искажением человеческой природы. Ради Мастера она меняет свою природу на новую. В связи с этим она оставляет дома старую одежду и летит на реку в новом обличии.

 

Эпизод № 8  Появление служанки Наташи

Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа.

Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на шнуре, а шляпа то и дело наезжала борову на глаза. Хорошенько всмотревшись, Маргарита узнала в борове Николая Ивановича, и тогда хохот ее загремел над лесом, смешавшись с хохотом Наташка.

 

В эпизоде 8 Маргариту догоняет Наташа.

Что является средством ее передвижения?

- Она совершает полет верхом на толстом Борове – Николае Ивановиче.

Какое действие оказал волшебный крем на него?

- Наташка намазала ему лысину и он превратился в Борова.

Как же в этом случае действует нечистая сила на человека?

- Она оказывает разрушающее действие. Превращает человека в оборотня.

 

Эпизод № 9     Шабаш ведьм

Марш игрался в честь Маргариты. Прием ей оказан был самый торжественный. Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями, и над пустынным зеленоватым берегом простонали далеко слышные их приветствия. Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами.

Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк, осведомляясь о том, хорошо ли купалась королева, предложил прилечь и отдохнуть. Маргарита так и сделала.

 

Далее Маргарита отправляется на шабаш ведьм. Кого она встречает там?

- Маргарита встречает там русалок, нагих ведьм и козла.

Как вы думаете, почему Булгаков вводит образ козла?

- В образе козла с черным человеческим лицом предстает сатана.

 

Эпизод № 10

Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом. Внизу послышался сдавленный крик. Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп. Маргарита зажмурилась, и чья-то рука поднесла к ее носу флакон с белой солью. Маргарите показалось, что это рука Наташи. Лестница стала заполняться. Теперь уже на каждой ступеньке оказались, издали казавшиеся совершенно одинаковыми, фрачники и нагие женщины с ними, отличавшиеся друг от друга только цветом перьев на головах и туфель.

 

Маргарита становится королевой на балу у сатаны. Почему она?

 Какие атрибуты бала имеют мистическую окраску?

- Три гроба, черная мантия, черная пасть, разложившийся труп.

Почему гости выходят из камина?

- Камин представляет собой образ ада. Именно из ада в праздник полнолуния выходят великие грешники.

 

Эпизод № 11

Все в порядке, − сказал Азазелло. Через мгновение он был возле поверженных любовников. Маргарита лежала, уткнувшись лицом в коврик. Своими железными руками Азазелло повернул ее как куклу, лицом к себе и вгляделся в нее. На его глазах лицо отравленной менялось. Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало ее временное ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал ее стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом.

Тогда Азазелло разжал ее белые зубы и влил в рот несколько капель того самого вина, которым ее и отравил. Маргарита вздохнула, стала подниматься без помощи Азазелло.

 

Что решают сделать с Мастером и Маргаритой Воланд и Азазелло?

- Они решают их отравить и через отравление даровать им новую жизнь.

Обратите внимание, как меняется лицо Маргариты. Исчезает ее временно ведьмино косоглазие, жестокость и буйность черт. Лицо приобретает свет и смягчается.

Как во внешности Маргариты отражается демоническое начало?

- Черты ее лица жесткие, оскал хищный.

 

Эпизод № 12

Кони уже неслись над крышами Москвы.

− Я хочу попрощаться с городом, − прокричал мастер Азазелло, который скакал впереди. Гром съел окончание фразы мастера. Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом. Навстречу летящим стремительно летела туча, но еще не брызгала дождем.

Они летели над бульваром, видели, как фигурки людей разбегаются, прячась от дождя. Падали первые капли. Они пролетели над дымом − всем, что осталось от Грибоедова. Они летели над городом, который уже заливала темнота. Над ними вспыхивали молнии. Потом крыши сменились зеленью. Тогда только хлынул дождь и превратил летящих в три огромных пузыря в воде.

 

Мастер и Маргарита совершают путешествие с нечистой силой. Как изменяется погода при переходе Мастера и Маргариты на сторону нечистой силы?

- Гремит гром, брызгает дождь, город заливает темнота, сверкают молнии.

Какие образы помогают раскрыть перемещение Мастера и Маргариты в мир иной?

- Образ грома, темноты, дождя и молнии.

 

Самостоятельно сделайте вывод: какую роль в романе играют мистические образы и потусторонний мир? Ответ запишите в тетрадь.

Д/З  выполнить задания урока (характеристики, вывод – письменно)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!