СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русской литературе "Чистый лист"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Лучший загадочный рассказ «Чистый лист» 1983 год.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: практикум по смысловому прочтению текста.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся читательской                    компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе "Чистый лист"»

Тема урока: Лучший загадочный рассказ «Чистый лист» 1983 год.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: практикум по смысловому прочтению текста.

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся читательской

компетенции.

Задачи:

Образовательные:

- заманить ученика в текст и научит в нем разбираться;

- сформировать представление о композиции данного рассказа;

- повторить изученные художественные выразительные средства;

Развивающая:

- развивать познавательные способности, устную речь выпускников, умение делать оптимальный выбор;

Воспитательные:

- формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе. Социальные условия;

- закрепить умение работать в группе, в парах;

- воспитывать взаимоуважение, самостоятельность мышления, умение отстоять свою точку зрения.

Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр инсценировки из рассказа, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
мультимедийная установка, текст рассказа, карточки для групповой работы, раздаточный материал, презентация.

Эпиграфы: «Язык Толстой «вкусный, пальчики оближешь»» Б.Акунин;

«Я болен и хочу быть здоровым» Игнатьев- герой рассказа «Чистый лист».

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Презентация.

Писательница о себе говорит: «Мне интересны люди «с отшиба», т.е. к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил»


О чем сегодня вы, ребята, хотите поговорить? Что обсудить? Чем интересна вам самая загадочная писательница Татьяна Толстая?

(Ответы ребят: О жене, сыне, об Анастасии, о друге, о кореше, о тоске, о душе)


  1. Работа в парах.

Разбирают карточки, где написано ключевое слово. Выступление каждой пары с информацией из текста по заданному слову.

3.Творческая работа.

- Создайте портрет реального мира, в котором живет Игнатьев?

- Почему у Игнатьева нет имени? (Ответ ученика)

- Что означает его Фамилия? (Игнатьев- еще не родившийся)

- В каком мире он живет?

- В какой мир он стремится? Почему?

- Кто знакомит его с новым миром?

- О чем мечтает Игнатьев?


4. Инсценирование из рассказа эпизода «Первый визит к врачу».

- Как ведет себя Игнатьев? (Он с бегающими глазами грызет ногти, тихо завыл, ощупал карманы. Жалкий, жалкий, ничтожный разглядывает плакаты.)

- Какова главная деталь в поведении Игнатьева?

- Как ведут себя медсестра и врач?

- Как реагирует природа на решение Игнатьева?

5. Ребята, у вас в папках лежат чистые конверты. Кто из вас желает ампутировать свою душу за 150 рублей?

- Первый вариант: нет желающих.

- Второй вариант: Свой конверт отдает ученица, желающая жить без души.

Какие рецепты по сохранению души можно дать этой ученице?

Звучат пожелания учащихся и стихотворение С. Острового « Пускай бывает в жизни нелегко…».

  1. Выразительное чтение отрывка наизусть из рассказа «Чистый лист».

  2. Работа в группах. Задания для первой группы:

- Нарисуйте новый мир Игнатьева:

Мечты Игнатьева: Реальность:

1.Заработать кучу денег. 1. Ща быстро к Настьке.

2. Вылечить Валерика. 2. Определить в интернат «недоноска»

3. Дать отдых измученной жене. 3. Написать жалобу, что врач берет взятки.

Задания для второй группы:

- Кем стали для Игнатьева люди, его окружавшие?

1. Жена- мумия;

2. Валерик – недоносок;

3. Анастасия – (воскресенье) –Настька;

4. Друг – (он не существует теперь);

5. Игнатьев – живой покойник; хам, наглец, нахал, мерзавец, для которого нет ничего святого.


Задания для третьей группы:

- Куда ушли Тоска и Душа?

Тоска - прощалась, рыдала, застилая белый свет.

Душа – и охнуло Живое.


Душа – это Совесть + Сердце.


8. Выводы групп: Утратив душу, Игнатьев стал человеком бездушным, лишился совести, т. е. стал безнравственным, а это бессовестный. Так завершается рассказ о совести.


Мечты нового Игнатьева, оперированного И полученный результат

1. Необычайно обостряются мыслительные способности;


1. Излишняя непринужденность, фамильярность, употребление жаргонизмов, вульгаризмов.

2.Растет сила воли;


2. Новый человек. Все у них окейчик. Живут припеваючи, над нами дураками, посмеиваются.

3. Все идиотские бесплодные

сомнения полностью прекращаются;


3. Сжег рубашку. Порвав со своим прошлым. Буду мстить за унижение. Сам буду всех обливать, когда куплю машину.

4. Гармония тела и..э-э-э мозга;


4. Заходит на почту и просит дать ему чистый лист, чтобы написать донос на врача, который берет взятки

5.Интеллект сияет, как прожектор.





  1. Рефлексия.

- Изобразите в тетради портрет Души.

(В это же время звучит стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)


  1. Анализ поэтического произведения.

- Почему душа становится предметом изображения?

- Выделите ключевые образы и эмоционально окрашенные слова.

- Какой изображена душа в стихотворении?

- Какими художественными средствами пользуется поэт?

- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

Так все-таки, что такое по - вашему Душа? (Ответы детей, ребята делятся примеры из жизни)


  1. Домашнее задание. Ребята, у вас в папках лежат чистые листы. По выбору, вы можете написать донос на врача Иванова от лица нового Игнатьева или напишите эссе на тему «Начать жизнь».


Приложения к уроку смотрите на сайте





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!