Тема урока: Лучший загадочный рассказ «Чистый лист» 1983 год.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: практикум по смысловому прочтению текста.
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся читательской
компетенции.
Задачи:
Образовательные:
- заманить ученика в текст и научит в нем разбираться;
- сформировать представление о композиции данного рассказа;
- повторить изученные художественные выразительные средства;
Развивающая:
- развивать познавательные способности, устную речь выпускников, умение делать оптимальный выбор;
Воспитательные:
- формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе. Социальные условия;
- закрепить умение работать в группе, в парах;
- воспитывать взаимоуважение, самостоятельность мышления, умение отстоять свою точку зрения.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр инсценировки из рассказа, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
мультимедийная установка, текст рассказа, карточки для групповой работы, раздаточный материал, презентация.
Эпиграфы: «Язык Толстой «вкусный, пальчики оближешь»» Б.Акунин;
«Я болен и хочу быть здоровым» Игнатьев- герой рассказа «Чистый лист».
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Презентация.
Писательница о себе говорит: «Мне интересны люди «с отшиба», т.е. к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил»
О чем сегодня вы, ребята, хотите поговорить? Что обсудить? Чем интересна вам самая загадочная писательница Татьяна Толстая?
(Ответы ребят: О жене, сыне, об Анастасии, о друге, о кореше, о тоске, о душе)
Работа в парах.
Разбирают карточки, где написано ключевое слово. Выступление каждой пары с информацией из текста по заданному слову.
3.Творческая работа.
- Создайте портрет реального мира, в котором живет Игнатьев?
- Почему у Игнатьева нет имени? (Ответ ученика)
- Что означает его Фамилия? (Игнатьев- еще не родившийся)
- В каком мире он живет?
- В какой мир он стремится? Почему?
- Кто знакомит его с новым миром?
- О чем мечтает Игнатьев?
4. Инсценирование из рассказа эпизода «Первый визит к врачу».
- Как ведет себя Игнатьев? (Он с бегающими глазами грызет ногти, тихо завыл, ощупал карманы. Жалкий, жалкий, ничтожный разглядывает плакаты.)
- Какова главная деталь в поведении Игнатьева?
- Как ведут себя медсестра и врач?
- Как реагирует природа на решение Игнатьева?
5. Ребята, у вас в папках лежат чистые конверты. Кто из вас желает ампутировать свою душу за 150 рублей?
- Первый вариант: нет желающих.
- Второй вариант: Свой конверт отдает ученица, желающая жить без души.
Какие рецепты по сохранению души можно дать этой ученице?
Звучат пожелания учащихся и стихотворение С. Острового « Пускай бывает в жизни нелегко…».
Выразительное чтение отрывка наизусть из рассказа «Чистый лист».
Работа в группах. Задания для первой группы:
- Нарисуйте новый мир Игнатьева:
Мечты Игнатьева: Реальность:
1.Заработать кучу денег. 1. Ща быстро к Настьке.
2. Вылечить Валерика. 2. Определить в интернат «недоноска»
3. Дать отдых измученной жене. 3. Написать жалобу, что врач берет взятки.
Задания для второй группы:
- Кем стали для Игнатьева люди, его окружавшие?
1. Жена- мумия;
2. Валерик – недоносок;
3. Анастасия – (воскресенье) –Настька;
4. Друг – (он не существует теперь);
5. Игнатьев – живой покойник; хам, наглец, нахал, мерзавец, для которого нет ничего святого.
Задания для третьей группы:
- Куда ушли Тоска и Душа?
Тоска - прощалась, рыдала, застилая белый свет.
Душа – и охнуло Живое.
Душа – это Совесть + Сердце.
8. Выводы групп: Утратив душу, Игнатьев стал человеком бездушным, лишился совести, т. е. стал безнравственным, а это бессовестный. Так завершается рассказ о совести.
Мечты нового Игнатьева, оперированного И полученный результат
1. Необычайно обостряются мыслительные способности; | 1. Излишняя непринужденность, фамильярность, употребление жаргонизмов, вульгаризмов. |
2.Растет сила воли; | 2. Новый человек. Все у них окейчик. Живут припеваючи, над нами дураками, посмеиваются. |
3. Все идиотские бесплодные сомнения полностью прекращаются; | 3. Сжег рубашку. Порвав со своим прошлым. Буду мстить за унижение. Сам буду всех обливать, когда куплю машину. |
4. Гармония тела и..э-э-э мозга; | 4. Заходит на почту и просит дать ему чистый лист, чтобы написать донос на врача, который берет взятки |
5.Интеллект сияет, как прожектор. | |
Рефлексия.
- Изобразите в тетради портрет Души.
(В это же время звучит стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Анализ поэтического произведения.
- Почему душа становится предметом изображения?
- Выделите ключевые образы и эмоционально окрашенные слова.
- Какой изображена душа в стихотворении?
- Какими художественными средствами пользуется поэт?
- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
Так все-таки, что такое по - вашему Душа? (Ответы детей, ребята делятся примеры из жизни)
Домашнее задание. Ребята, у вас в папках лежат чистые листы. По выбору, вы можете написать донос на врача Иванова от лица нового Игнатьева или напишите эссе на тему «Начать жизнь».
Приложения к уроку смотрите на сайте