Тема урока: Правописание слов
с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Или Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
Оргмомент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Постановка темы и целей урока.
а) - Начинаем урок русского языка.
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Вы сейчас узнаете, разгадав криптограмму.
17 | 16 | 3 | 20 | 16 | 18 | 6 | 15 | 10 | 6 |
| | | | | | | | | |
(повторение)
б) – Какую тему будем повторять?
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к а д т ж ш з с
Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)
- Сегодня последний урок по данной теме.
-Как вы считаете,
что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (а – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ) 9на доске с обратной стороны)
Слайд 2.
3. Отгадайте загадку
( читает ученик)
Мы расселись за столом,
Разговоров больше нет,
Разговоры все потом,
Ведь сейчас у нас …
(обед)
- Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)
- Где в слове может находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)
-Сколько способов проверки вы знаете?
- Назовите способы проверки парного согласного?
( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)
-Назовите проверочные слова. (Обеды, обедать, обеденный и т.д.)
-Запишем слово обед вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)
Обед, обеды, обедать, обеденный
-Выделите орфограмму
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
4. Обобщение и систематизация знаний.
а). Работа в парах.
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Согласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
- Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4. -Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В?
-Встаньте пары, которые выполнили работу верно
5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Музыкальная физкультминутка.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
- Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
-В написании каких слов ошиблись?
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
- Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли).
Дополнительно карточки.
7. Подведение итога урока.
-Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Слайд 12.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Оценки!!!
Слайд 13.
9. Домашнее задание по выбору.
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Рядом гласный поставляй.
Карточка
Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Тополь высокий, а шиповник……………( ).
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
Как называются слова с противоположным значением?
2.Карточка
К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.
Загадать - …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………....
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Карточка
Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.
Частый - …………………...
Верхний - ……………………
Жёсткий - ……………...
Густой - …………………….
Далекий - …………………..
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Карточка
Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.
Кругом, сне., зимой, лежит.
На, лё., пруду, сколь.кий.
По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Карточка:
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.