СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку 5 класс по теме: "Имя существительное" (Итоговый урок)

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 5 класс.»

Класс: 5.


Предмет: русский язык.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Тема урока: «Имя существительное».


Цели урока:

- деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: учебник М.М.Разумовской, карточки, тесты А.В.Кудиновой.




Ход урока:

  1. Организационный момент.

    1. Актуализация знаний.

  1. Упражнение «Найди соответствие» (На доске записаны понятия в 2 колонки. Найди соответствующие понятия из 2 колонки к понятиям в 1.В 1 колонке записаны разделы русского языка; во 2 – языковые единицы, которые они изучают)


фонетика

морфемы

синтаксис

звуки речи

морфемика

словарный состав

лексика

предложение


имя существительное


В ходе выполнения задания уч-ся приходят к выводу, что существительное не принадлежит ни к одному указанному разделу.

2) Выход на понятие «Морфология»

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи. (понятие проговаривается в паре)

3) Актуализация знаний. Работа с лингвистическим текстом.

В группах вспомните все известные вам части речи.

Работа с лингвистическим текстом. (Текст дан в учебнике стр.247. Учащиеся должны выписать в 3 колонки слова и определить, к какой группе относится каждое из них). Проверка выполненного задания.

4) Составление схемы «Части речи»

Детям предлагается полученные знания о частях речи (их группах) преобразовать в схему, взяв за начало «Части речи» (Работают в группах, затем каждая группа выходит и объясняет свою схему)

Части речи

Самостоятельные Служебные Междометие

Имя существительное предлог

Имя прилагательное союз

Имя числительное частица

Глагол

Местоимение

Наречие



3.Работа над темой урока.

  1. Выход на тему.

Определите, о какой части речи мы будем сегодня подробно говорить, опираясь на отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стая галок на крестах.

О какой части речи идёт речь? (Имя существительное)

Тема урока «Имя существительное»

Постановка целей урока. Тема известна, поставьте каждый для себя цель на урок, запишите её.


  1. Работа над понятием.

Учащиеся составляют понятие по признакам под руководством учителя.

По окончании работы должно получиться понятие:

Существительное-

  1. самостоятельная часть речи;

  2. отвечает на вопрос кто? что?

  3. обозначает предмет;

  4. изменяется по числам и падежам;

  5. имеет мужской, женский или средний род;

  6. относится к 1, 2 или 3 склонению;

  7. может быть одушевлённым или неодушевлённым;

  8. может быть собственным или нарицательным;

  9. в предложении может выполнять любую синтаксическую роль.


Когда понятие составлено полностью, дети проговаривают его друг другу в парах.



4. Организация проверки знаний на практике.

  1. определение грамматических признаков существительных.

Определить грамматические признаки у следующих существительных:

На березе, у ольхи, с собакой, Москва, в тиши.


  1. Подбор примеров по заданным критериям.

Подобрать существительные по заданным критериям:

  1. сущ. женского рода, 3 склонения, дательного падежа, единственного числа, одушевлённое

  2. сущ. среднего рода, 2 склонения, предложного падежа, множественного числа, неодушевлённое

  3. сущ. мужского рода, 2 склонения, родительного падежа, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное


  1. Самостоятельная работа.

Для сильных учащихся - тест №23, для слабых учащихся - тест №13.


  1. Игра с мячом.

Учитель загадывает слово и кидает мяч игроку.

1 раунд. Игрок определяет род существительного. (лето, мать, конь, ябеда…)

2 раунд. Игрок определяет склонение существительного (яблоко, деревня, дым, мышь, такси, время…)

Игра «Кто быстрее?»

Задание: изменить по падежам имя существительное (проверка в парах);

Коррекция текста (исправить предложение, объяснить орфограммы).

В лису в Августи много гребов и ягад, растут ярки цвиты.


7. Домашнее задание. Параграф 100, № 753


8. Подведение итогов. Рефлексия.



Оценка содержания урока:

- занимательно

- интересно

- познавательно

- полезно

- ничего интересного

Оценка деятельности на уроке:

- запутался
- задумался

- удивился

- убедился

- осознал

- принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

- тревожное

- приподнятое

- отличное

- Какую оценку вы поставили бы себе?

- Какое настроение у вас в конце урока? Изменилось ли оно?

- Ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!