СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Морфемный и словообразовательный разборы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. "Морфемный и словообразовательный разбор слова"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»














КОНСПЕКТ УРОКА


Открытый урок по русскому языку

"Морфемный и словообразовательный разбор слов"






















г. Биробиджан, 2015

Пояснительная записка

Тема: Открытый урок по русскому языку «Морфемный и словообразовательный разбор слов». (Слайд 1)

Возраст: 11-12 лет.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока:

Задачи урока:

- повторить и систематизировать знания учащихся по морфемике и словообразованию.

- учиться правильно определять границы морфем в словах на основе словообразовательного анализа.

- отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

- учить различать словообразовательный разбор и разбор слова по составу.

- развивать умение устно выражать свои мысли перед аудиторией.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы: Комплекс упражнений, разработанный для детей младшего школьного возраста. Заранее, перед проведением классного часа с классом проводится анкетирование (Приложение 1).

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (рабочие карточки с заданиями).

Ожидаемый результат:

Структура:



Ход работы

  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей! (дети приветствуют). Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

- Мне бы хотелось, чтобы в начале урока вы прослушали стихотворение С. Острового «Первородство» (читают наизусть 4 учащихся, стихотворение дублируется на слайде (слайд № 1).

К словам привыкаешь день ото дня,

Они первородного смысла полны.

И когда я слышу:

- Извини меня!

Это значит:

- Исключи меня из вины! (читает 1-ый уч-ся)

У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи! (читает 2-ой уч-ся)

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Спрячь меня под своим щитом! (читает 3-й уч-ся)

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро (читает 4 уч-ся).

- Как вы думаете, о чём автор говорит в своём стихотворении? (О том, что слова имеют первородный, первоначальный смысл; слово имеет своё лексическое значение; у слова есть корни и однокоренные родственные слова).

- Если правильно употреблять слова в речи, уместно, целесообразно, понимать его смысл, то каждое слово сделает вашу речь правильной, красивой, выразительной. Вы сможете правильно сформулировать собственную мысль, мнение и донести её до людей. Слово всегда для человека будет являться незаменимым помощником и другом, если научиться правильно им пользоваться. Слово вам сотворит добро, а вы будете нести с помощью слов добро людям.

Объяснение нового материала.  

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О слове и его свойствах).

- Давайте вспомним, из чего состоит слово? (из морфем).

- А что такое морфема? Дайте определение слову «морфема» (Морфема – это значимая часть слова.).

- Почему «значимая»? (несёт информацию о слове).

- Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).

- Какие морфемы являются словообразующими (приставка, суффикс). - А какой является окончание (формообразующей).

- А как образуются новые слова? (на основе правил и законов русского языка).

- От чего и с помощью чего образуются новые слова? (от производящей основы и словообразующих морфем).

- Какие способы словообразования вы знаете? Какие относятся к морфемным? (приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, бессуфиксный).

- Чем различаются разделы науки о языке «Морфемика и словообразование»? (Морфемика изучает морфемы, из чего состоит слово, а словообразование изучает от чего и с помощью чего образуется слово).

- Какими умениями и навыками мы должны обладать, изучая эти разделы русского языка? (знать морфемы, основные способы образования слов, уметь правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы).

- Морфемы вы знаете хорошо, способы образования слов усвоили, а теперь нам нужно научиться правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы).

– Так, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока!

- Итак, тема нашего урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова».

- Ребята, как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке, каковы наши задачи? (учиться правильно определять границы морфем в словах на основе словообразовательного анализа, учиться правильно выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова, учиться различать словообразовательный разбор и разбор слова по составу).

- В реализации первой задачи нам поможет следующее задание:

- Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака.

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бе..честных чести нет.

- Скажите, какие однокоренные слова использует автор, запишите их в тетрадь.

– Какие слова вы записали? (чести, честный, бесчестный).

- Произведём морфемный разбор слова. Запишем его снова с красной строки. Но прежде, скажите мне, что вы знаете о морфемном разборе слова? (выделение значимых частей слова, из которых оно состоит).

– Что вы можете дополнить о морфемном разборе? (при разборе сначала мы выделяем окончание, следом основу, затем суффикс, приставку (если есть), в последнюю очередь корень слова).

– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно произвести морфемный разбор слова? (чтобы правильно произвести морфемный разбор, необходимо правильно определить, как образовано это слово, то есть от какого слова и при помощи каких морфем. При этом часто приходится создавать словообразовательную цепочку).

– Что мы должны сейчас сделать, прежде чем выполнить морфемный разбор слова «бесчестный»? (Определить, как образовано это слово).

– Итак, создадим словообразовательную цепочку! (бесчестный – честный – честь).

- Мы узнали, как образовано это слово. Теперь произведём морфемный разбор слова (бес – чест – н – ый).

- Какое общее лексическое значение заключено в корне? (работа с Толковым словарём; Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть

(Владимир Даль).

- Какую функцию выполняет приставка - бес-? (меняет значение слова, лексическое значение становится противоположным).

- Какого человека мы можем назвать честным? А какого бесчестным?

- Какой разбор вы ещё произвели в процессе выполнения этого задания? (словообразовательный).

- Что вы знаете о словообразовательном разборе? (при разборе мы узнаём, как образовано слово, от чего и с помощью чего).

- Так, чем отличается морфемный разбор от словообразовательного (При морфемном разборе мы узнаём из каких значимых частей состоит слово, а при словообразовательном – как оно образовано, от чего и с помощью чего).

- Что хочет донести автор в своём стихотворении до читателя? (необходимо быть честным человеком, для честного человека честь – это «свет»; такой человек не продаст, не предаст, не обидит, в трудную минуту поможет, выполнит долг перед Родиной, людьми, знает свои права и обязанности, сдержит обещание, любит, ценит, уважает Родину, близких, окружающих).

- Связано ли понятие чести с понятием добра? (В русском языке понятие чести связано с понятием добра, на церковнославянском языке оно гласит «добрыня». В известном этимологическом словаре русского языка, высказывает предположение, что имя древнерусского богатыря Добрыни связано с понятием чести, мужественности).


Физминутка.


- Для реализации второй и третьей задач: учиться выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова, различать морфемный разбор слова от словообразовательно, закрепить материал, развить навыки и умения, мы обратимся к упражнению в учебнике № 178, а в последующем к работе с текстом. Некоторые из учащихся будут выполнять индивидуальные упр. по карточкам и у доски.

(2 минуты)- Работа по вариантам. Работа по вариантам. 1-й вариант выписывают слова с суффиксом, 2-ой – без суффикса. 2 человека у доски (сразу)

Одновременно с выполнением задания выдаются индивид. карточки.

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (индивидуальная работа).

Образец:

Вариант № 1

Задание: сделайте морфемный и полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: голубиный

Вариант № 2

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: лебединый

Вариант № 3

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: записали

Вариант № 4

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: длинный

- Следующий этап учебной деятельности – работа с текстом.

(6-7 минут)- Перед вами сочинение учащегося 5 класса. Выразительно его прочитаем (уч-ся читает текст, слайд № 14).



Я считаю, что смысл жизни творить добро.

Можно изготовить модную мебель, вырубив леса… Можно раз..езжать на мощ..ых автомобилях… А потом задохнуться от нехватки кислорода! Может, пора задумат…ся? Существуют фантастические проекты о переселении землян на другую изобильную планету, пригодную для жизни людей. А не лучше ли сохранить свою планету? Пусть каждый позаботится о своем город.. каждом р..сточк.. п..садит хоть одно дерево! Нельзя быть равн..душным! Жизнь может быть радос..ной и полезной для себя, для окружающих, для всего человечества.

Тор..питесь делать добро!

- О чём говорится в тексте, назовите тему текста (необходимо заботиться о природе ради человечества, сохранить планету, каждый город, пригодным для жизни людей, о необходимости торопиться делать добро). К какому типу текста он относится? (текст-рассуждение). Правильно! А почему вы так решили, какие составляющие текста-рассуждения вы увидели? (Основной тезис, аргументы (доказательство), вывод). Хорошо! Найдите в тексте основной тезис! (Я считаю, что смысл жизни – творить добро). В какой части текста находится доказательство (Во второй). Докажите! О чём говорится во второй части текста? (уч-ся отвечают). О чём говорит автор сочинения в выводе! (исходя из основного тезиса и доказательств, делаем вывод: необходимо торопиться делать добро!).

Сейчас для вас задание! Работать будете в паре. Найдите в тексте слова, образованные следующими способами образования слов: приставочный способ, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, бессуфиксный, переход из одной части речи в другую, способ сложения основ, способ сложения слов (по 1 примеру). Сделайте полный словообразовательный разбор. Расставьте пропущенные знаки препинания и обозначьте орфограммы на месте пропусков. Графически объясните выбор той или иной орфограммы.

Проверка у доски: таблица, состоящая из двух колонок. 2 чел. у доски (слова с пропущенными орфограммами).

1 - ый уч-ся записывает на доске слова, образованные морфемными способами образования слов, 2 – ой уч-ся – неморфемными способами образования слов.

8. Рефлексия. Лист самооценки.

- Подведём итоги! Чему мы научились?

- Что по вашему мнению было особенно интересным?

- Во время урока вы читали стихотворения известных поэтов, работали с текстом. Какие чувства они вызывали у вас? На какую мысль они вас подтолкнули? О чём они вам напомнили? (Тема добра). Сегодня мы говорили о добре, о необходимости говорить людям добрые слова, так как «Сердечное слово до сердца доходит» (пословица записана на доске) и совершать благородные поступки

- Что вызвало затруднения?

«Соберите» слово

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале (стихотворение записано на слайде)

 (оценка)

Критерии оценки на листочке.

- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.

-Оценки за урок…

- Наш урок хочется закончить стихотворение о добре

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

































Приложение 1


Вариант № 1

Задание: сделайте морфемный и полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: голубиный



Вариант № 2

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: лебединый



Вариант № 3

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: записали



Вариант № 4

Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.

Слово: длинный
















Приложение 2


Лист оценки


Критерии оценки

Не активен, буду стараться

«3»

«4»

«5»

Самостоятельная работа на уроке





Устные ответы











Деятельность на уроке

Понял

Усвоил

Понял, не усвоил

Не усвоил


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя