муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
КОНСПЕКТ УРОКА
Открытый урок по русскому языку
"Морфемный и словообразовательный разбор слов"
г. Биробиджан, 2015
Пояснительная записка
Тема: Открытый урок по русскому языку «Морфемный и словообразовательный разбор слов». (Слайд 1)
Возраст: 11-12 лет.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока:
Задачи урока:
- повторить и систематизировать знания учащихся по морфемике и словообразованию.
- учиться правильно определять границы морфем в словах на основе словообразовательного анализа.
- отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
- учить различать словообразовательный разбор и разбор слова по составу.
- развивать умение устно выражать свои мысли перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы: Комплекс упражнений, разработанный для детей младшего школьного возраста. Заранее, перед проведением классного часа с классом проводится анкетирование (Приложение 1).
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (рабочие карточки с заданиями).
Ожидаемый результат:
Структура:
Ход работы
-
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей! (дети приветствуют). Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.
- Мне бы хотелось, чтобы в начале урока вы прослушали стихотворение С. Острового «Первородство» (читают наизусть 4 учащихся, стихотворение дублируется на слайде (слайд № 1).
К словам привыкаешь день ото дня,
Они первородного смысла полны.
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины! (читает 1-ый уч-ся)
У слова цвет своего огня.
Своё пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи! (читает 2-ой уч-ся)
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом! (читает 3-й уч-ся)
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро (читает 4 уч-ся).
- Как вы думаете, о чём автор говорит в своём стихотворении? (О том, что слова имеют первородный, первоначальный смысл; слово имеет своё лексическое значение; у слова есть корни и однокоренные родственные слова).
- Если правильно употреблять слова в речи, уместно, целесообразно, понимать его смысл, то каждое слово сделает вашу речь правильной, красивой, выразительной. Вы сможете правильно сформулировать собственную мысль, мнение и донести её до людей. Слово всегда для человека будет являться незаменимым помощником и другом, если научиться правильно им пользоваться. Слово вам сотворит добро, а вы будете нести с помощью слов добро людям.
Объяснение нового материала.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О слове и его свойствах).
- Давайте вспомним, из чего состоит слово? (из морфем).
- А что такое морфема? Дайте определение слову «морфема» (Морфема – это значимая часть слова.).
- Почему «значимая»? (несёт информацию о слове).
- Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
- Какие морфемы являются словообразующими (приставка, суффикс). - А какой является окончание (формообразующей).
- А как образуются новые слова? (на основе правил и законов русского языка).
- От чего и с помощью чего образуются новые слова? (от производящей основы и словообразующих морфем).
- Какие способы словообразования вы знаете? Какие относятся к морфемным? (приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, бессуфиксный).
- Чем различаются разделы науки о языке «Морфемика и словообразование»? (Морфемика изучает морфемы, из чего состоит слово, а словообразование изучает от чего и с помощью чего образуется слово).
- Какими умениями и навыками мы должны обладать, изучая эти разделы русского языка? (знать морфемы, основные способы образования слов, уметь правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы).
- Морфемы вы знаете хорошо, способы образования слов усвоили, а теперь нам нужно научиться правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы).
– Так, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока!
- Итак, тема нашего урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова».
- Ребята, как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке, каковы наши задачи? (учиться правильно определять границы морфем в словах на основе словообразовательного анализа, учиться правильно выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова, учиться различать словообразовательный разбор и разбор слова по составу).
- В реализации первой задачи нам поможет следующее задание:
- Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака.
Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.
Рад продать ее бесчестный,
Но, как всякому известно,
У бе..честных чести нет.
- Скажите, какие однокоренные слова использует автор, запишите их в тетрадь.
– Какие слова вы записали? (чести, честный, бесчестный).
- Произведём морфемный разбор слова. Запишем его снова с красной строки. Но прежде, скажите мне, что вы знаете о морфемном разборе слова? (выделение значимых частей слова, из которых оно состоит).
– Что вы можете дополнить о морфемном разборе? (при разборе сначала мы выделяем окончание, следом основу, затем суффикс, приставку (если есть), в последнюю очередь корень слова).
– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно произвести морфемный разбор слова? (чтобы правильно произвести морфемный разбор, необходимо правильно определить, как образовано это слово, то есть от какого слова и при помощи каких морфем. При этом часто приходится создавать словообразовательную цепочку).
– Что мы должны сейчас сделать, прежде чем выполнить морфемный разбор слова «бесчестный»? (Определить, как образовано это слово).
– Итак, создадим словообразовательную цепочку! (бесчестный – честный – честь).
- Мы узнали, как образовано это слово. Теперь произведём морфемный разбор слова (бес – чест – н – ый).
- Какое общее лексическое значение заключено в корне? (работа с Толковым словарём; Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
(Владимир Даль).
- Какую функцию выполняет приставка - бес-? (меняет значение слова, лексическое значение становится противоположным).
- Какого человека мы можем назвать честным? А какого бесчестным?
- Какой разбор вы ещё произвели в процессе выполнения этого задания? (словообразовательный).
- Что вы знаете о словообразовательном разборе? (при разборе мы узнаём, как образовано слово, от чего и с помощью чего).
- Так, чем отличается морфемный разбор от словообразовательного (При морфемном разборе мы узнаём из каких значимых частей состоит слово, а при словообразовательном – как оно образовано, от чего и с помощью чего).
- Что хочет донести автор в своём стихотворении до читателя? (необходимо быть честным человеком, для честного человека честь – это «свет»; такой человек не продаст, не предаст, не обидит, в трудную минуту поможет, выполнит долг перед Родиной, людьми, знает свои права и обязанности, сдержит обещание, любит, ценит, уважает Родину, близких, окружающих).
- Связано ли понятие чести с понятием добра? (В русском языке понятие чести связано с понятием добра, на церковнославянском языке оно гласит «добрыня». В известном этимологическом словаре русского языка, высказывает предположение, что имя древнерусского богатыря Добрыни связано с понятием чести, мужественности).
Физминутка.
- Для реализации второй и третьей задач: учиться выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова, различать морфемный разбор слова от словообразовательно, закрепить материал, развить навыки и умения, мы обратимся к упражнению в учебнике № 178, а в последующем к работе с текстом. Некоторые из учащихся будут выполнять индивидуальные упр. по карточкам и у доски.
(2 минуты)- Работа по вариантам. Работа по вариантам. 1-й вариант выписывают слова с суффиксом, 2-ой – без суффикса. 2 человека у доски (сразу)
Одновременно с выполнением задания выдаются индивид. карточки.
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (индивидуальная работа).
Образец:
Вариант № 1
Задание: сделайте морфемный и полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: голубиный
Вариант № 2
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: лебединый
Вариант № 3
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: записали
Вариант № 4
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: длинный
- Следующий этап учебной деятельности – работа с текстом.
(6-7 минут)- Перед вами сочинение учащегося 5 класса. Выразительно его прочитаем (уч-ся читает текст, слайд № 14).
Я считаю, что смысл жизни творить добро.
Можно изготовить модную мебель, вырубив леса… Можно раз..езжать на мощ..ых автомобилях… А потом задохнуться от нехватки кислорода! Может, пора задумат…ся? Существуют фантастические проекты о переселении землян на другую изобильную планету, пригодную для жизни людей. А не лучше ли сохранить свою планету? Пусть каждый позаботится о своем город.. каждом р..сточк.. п..садит хоть одно дерево! Нельзя быть равн..душным! Жизнь может быть радос..ной и полезной для себя, для окружающих, для всего человечества.
Тор..питесь делать добро!
- О чём говорится в тексте, назовите тему текста (необходимо заботиться о природе ради человечества, сохранить планету, каждый город, пригодным для жизни людей, о необходимости торопиться делать добро). К какому типу текста он относится? (текст-рассуждение). Правильно! А почему вы так решили, какие составляющие текста-рассуждения вы увидели? (Основной тезис, аргументы (доказательство), вывод). Хорошо! Найдите в тексте основной тезис! (Я считаю, что смысл жизни – творить добро). В какой части текста находится доказательство (Во второй). Докажите! О чём говорится во второй части текста? (уч-ся отвечают). О чём говорит автор сочинения в выводе! (исходя из основного тезиса и доказательств, делаем вывод: необходимо торопиться делать добро!).
Сейчас для вас задание! Работать будете в паре. Найдите в тексте слова, образованные следующими способами образования слов: приставочный способ, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, бессуфиксный, переход из одной части речи в другую, способ сложения основ, способ сложения слов (по 1 примеру). Сделайте полный словообразовательный разбор. Расставьте пропущенные знаки препинания и обозначьте орфограммы на месте пропусков. Графически объясните выбор той или иной орфограммы.
Проверка у доски: таблица, состоящая из двух колонок. 2 чел. у доски (слова с пропущенными орфограммами).
1 - ый уч-ся записывает на доске слова, образованные морфемными способами образования слов, 2 – ой уч-ся – неморфемными способами образования слов.
8. Рефлексия. Лист самооценки.
- Подведём итоги! Чему мы научились?
- Что по вашему мнению было особенно интересным?
- Во время урока вы читали стихотворения известных поэтов, работали с текстом. Какие чувства они вызывали у вас? На какую мысль они вас подтолкнули? О чём они вам напомнили? (Тема добра). Сегодня мы говорили о добре, о необходимости говорить людям добрые слова, так как «Сердечное слово до сердца доходит» (пословица записана на доске) и совершать благородные поступки
- Что вызвало затруднения?
«Соберите» слово
Корень мой находится в цене, -
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале (стихотворение записано на слайде)
(оценка)
Критерии оценки на листочке.
- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
-Оценки за урок…
- Наш урок хочется закончить стихотворение о добре
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Приложение 1
Вариант № 1
Задание: сделайте морфемный и полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: голубиный
Вариант № 2
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: лебединый
Вариант № 3
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: записали
Вариант № 4
Задание: сделайте полный словообразовательный разбор (в карточке). Определите способ образования слова, запишите.
Слово: длинный
Приложение 2
Лист оценки
Критерии оценки | Не активен, буду стараться | «3» | «4» | «5» |
Самостоятельная работа на уроке | | | | |
Устные ответы | | | | |
Деятельность на уроке | Понял | Усвоил | Понял, не усвоил | Не усвоил |
| | | | |
| | | | |
| | | | |