4 класс
Тема урока: «Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные».
Цель:
-обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
-познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
-познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
-учить правильному употреблению их в речи;
-учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
-развивать орфографическую зоркость;
Ход урока:
Орг.момент.
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
-Прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы.
Х...зяин, к...мбайн, б...гаж, к...л...ндарь, ш...фёр, к...рабль, к...стюм, в...кзал, б...лет, к...никулы, г...р...зонт, р...бота
-Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание, оцените (Слайд ).
Взаимная проверка правильности выполнения задания по критериям:
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 4 и более ошибок.
-Что объединяет все эти слова?(слов. слова, сущ-ые)
Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание: (слайд)
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
5. Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на доске.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо: Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж. |
Появляется запись на доске:
И.п. – пальто. В.п. - пальто.
Р.п. – пальто. Т.п.- пальто.
Д.п. – пальто. П.п. – в пальто.
- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
5. Физминутка.
Актуализация знаний.
а) Чтение сведений в учебнике, с. 88.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б) В русском языке таких слов много. (Слайд )
Колибри, кенгуру, шоссе, И какаду, драже, пари, Фламинго, пони, шимпанзе, И интервью, рагу, жюри, Какао, кофе, домино, И пианино, и фойе, Алоэ, радио, кино, Пюре, бюро и ателье - Такси, метро, купе, пальто, Ты все слова запоминай, Кашне, кафе, трюмо, манто, Но никогда их не склоняй |
- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Уже выучили – МЕТРО, ПАЛЬТО, .
в) Словарная работа.
- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
(слайд)
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.
- Составьте предложение с данным словом.
Работа со словом:
Поставьте ударение.
Определите опасные места.
Сколько слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов?
Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых _____, большого _____ . Маленький _____ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых _____, о том как _____ катал детей по зоопарку, а ________ рисовал красками картину. |
Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Домашнее задание: стр. 88 № 151, 152.