Улыбнулись друг другу. -Жил-был Шмель. Был он ужасным модником. Думал только о нарядах, а учиться не хотел. Слайд 2. Однажды Шмель полетел на луг, чтобы поесть пыльцу и похвастаться своими нарядами. Но на лугу все цветы поникли. Оказывается, Шмель, когда ставил ударение в словах, сделал много ошибок. А писал он на лепестках цветов. Сможем ли мы с вами помочь цветам? Что мы скажем Шмелю и себе? - Проверим готовность. По каким критериям? | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. -У нас всё получится! Вспоминают критерии, проверяют свою готовность. | Выражают эмоции. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
1.1.Минутка чистописания. Учительница показывает с объяснением, как пишутся буквы й, ь, ъ. 1.2. Ваша детская игра завтра станет былью. (С.Маршак) -Самое лучшее соединение подчеркните. Слайд 3. 2. Постановка ударения. Даны слова. Игра, играет, игрушка, игрушечный. Мечта, мечтает, мечтатель, мечтательный. -Посмотрите, как Шмель поставил ударение. Правильно ли он это сделал? | Анализ поэлементного состава букв. Дети пишут с учителем. К доске можно пригласить 2-3 учеников. Они показывают Шмелю, как нужно правильно соединять буквы. Сравнение написания с образцом. Дети выходят к доске и с объяснением правильно ставят ударение. | Сравнивают, используя правильные начертания букв, соединений. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Оформляют свои мысли в устной речи. Слушают и понимают речь других. |
1.Постановка проблемы. -Что я выбрала для повторения? -Почему? -Чем ударный слог отличается от безударного? -Назвать двусложные слова, трехсложные. Какие слова остались? Сколько в них слогов? -Каких слов здесь нет? -Какие слова можно переносить? -Чему еще будем учиться сегодня? Слайд 4 2. Сообщение темы и целей урока. -Какая тема урока? Открывается на доске тема. -Какие цели стоят перед нами? 3.Проблемное объяснение нового знания. -Я предлагаю для вас задание, которое содержит для вас новое. Слайд 5. На каждой парте лежат красный и зеленый цветки. (На красном цветке написано: чай-ка, конь-ки, яма. На зеленом: ча-йка, кон-ьки, я-ма). -Что здесь для вас нового? -Поднимите правильный вариант. -Докажите. -В чём ваша проблема? -Что надо сделать, если у вас трудности? -Если узнаете правило, сможете ли сразу переносить слова? -Какой порядок действий мы с вами составим? 3.Открытие нового знания. 3.1.Детям по группам раздаются карточки. Можно | Нельзя | пись-мо яма май-ка Знай-ка | пис-ьмо я-ма ма-йка Зна-йка | -Откройте правила переноса слов с буквами й, ь, ъ. 3.2.Затем учитель открывает на доске запись: « Нельзя начинать строку с буквы й,ь !» -Значит, вы ошиблись? 3.3.Прочитаем правило в учебнике. Стр.35 –Цветок какого цвета мы должны были поднять? -Какие еще правила вспомнили? | -Постановка ударения. -Будем учиться ставить ударение в словах. Участие в учебном диалоге. Односложных. -Переносить слова. -научиться переносить слова; -правильно ставить ударение; -повторить деление слов на слоги и т.п. -Мы не научились хорошо переносить слова с буквами й, ь. Можно ли оставлять 1 букву на строчке. (Дети поднимают разные цветы). (Доказать не могут или испытывают трудности). -Не очень хорошо умеем переносить слова с буквами й, ь. (Подумать, узнать правило и т.д.) -Нет, нужно потренироваться. Составляют алгоритм действий. Работа в группах. Открытие «нового» знания Открывают правила переноса. Группы высказывают своё мнение. Обычно такое: буквы й, ь, не переносится на другую строчку. -Нет, можно сказать по- разному. Чтение правила в учебнике. Дети еще раз поднимают цветы. Дети перечисляют. | Учатся высказывать свое предположение. Определяют и формулируют цели деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся работать в паре. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Учатся высказывать свое предположение. Составляют алгоритм под руководством учителя: 1.Подумать. 2.Узнать правило. 3.Потренироваться. Учатся работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Ориентируются в учебнике. Оформляет свои мысли в устной речи. Слушает и понимает речь других. |
1.Закрепление нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Работа по учебнику. Стр.36 упр.58. -Мы поставили несколько целей. Достигли ли все? –Что будем делать сейчас? -Почему слова распределены по группам? 2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На карточках у каждого ребёнка: -Огорченная Сорока Возвращалась ведь с урока. Весь урок болтала с сойкой. И домой вернулась с двойкой. -Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ». Проверка по эталону. ( На доске: с сой-кой, с двой-кой.) -Почему Сорока вернулась огорченная? -Как мы ей можем помочь? 3.Обогащение лексического словаря учащихся. Составление словосочетаний. Работа по учебнику стр. 35 упр.56. | - Нет, нужно ещё потренироваться. Упражнение выполняется «по-цепочке» на доске. . Проверка по эталону. Если ребёнок выполнил правильно: на полях пишет +, если ошибка-? Дети, у кого есть ?, пытаются объяснить причину ошибки и исправляют ее. -Нужно научить ее переносить слова. Взаимопроверка. Когда проверяют друг у друга, проговаривают эти слова с правилом. Совместная работа учащихся и учителя. | Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся работать по предложенному учителем плану. Делят слова на части для переноса по алгоритму. Проверяют написанное, сравнивая с образцом. Высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Слайд 6. 1.Рефлексия. Исправление ошибок. Игра «Помоги шмелю». -Снова шмель вернулся в класс. Он надеется на нас: «Друг мой - первоклашка, Ты - всезнайка, Вот мой перенос - прочитай-ка: Зай-ка, ле-йка, ма-йка, У-ши, ше-я, ло-б, лин-ька, Овц-ы, ут-ки, ко-нь, ко-за. В школу я не ходил, Правил дома не учил. Где ошибки? Вот вопрос! Ты исправь мой перенос». (Слова, которые перенёс шмель, записаны на доске). 2.Итог урока. - Что нового сегодня узнали? -Удалось ли вам преодолеть трудности? -Что помогло вам преодолеть трудности? -Всё ли получилось? -Чем же завтра будем заниматься? Или мы сегодня всему научились? -Как бы вы оценили свою работу на уроке? -Вам было легко или были трудности? Слайд7. | Учащиеся берут сигналы + и ?. Показывают при помощи этих сигналов, где правильный и неправильный перенос. Неправильный перенос проговаривают правильно. Проговаривают способы «открытия» нового знания и уже известных способов. Дают словесную оценку. Соотносят цель и результаты действия. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. | Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других. |