СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары глагола".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением ИКТ. Очень интересный. Легко осваемый учениками.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему»

Дата: 20.04.16

Класс:

Предмет: русский язык

Тема: Глаголы несовершенного и совершенного вида. Видовые пары глагола.

Цель урока: дать представление о видах глагола, видовых парах; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Солнце просыпается,

Урок наш начинается.

Будем дружно заниматься

И друг другу улыбаться.

II. Повторение темы прошлого урока.

- Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?

- На слайде мое приветствие записано. Устно! Объясните орфограмму.

Ш. Определение темы урока, постановка цели.

  1. Запись числа.

- Продолжаем разговор о глаголе, но тема урока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока.

3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа (действие)

2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив)

1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях (время)

Вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема урока.

- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые. В чем особенность темы сегодняшнего урока? (тема усвоения новых знаний)

- Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола), причем не вид, а виды, значит, вид не один.

IV. Изучение нового материала.

  1. Как вы понимаете значение слова ВИД? Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.

  2. Идет к нам в гости глагол и напевает песенку «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!», в его песенке есть подсказка к нашему уроку.

Говорят, и это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах природный ум,

Нос горбинкой, ясный взгляд,

Все восторженно глядят.

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ………….(совершенный)

- Пока глагол читал свое стихотворение звучала музыка из кинофильма «Мерри Поппинс», она тоже говорила о своем совершенстве. Сегодня вы еще услышите эти песни.

- А вот его друг, еще один глагол:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят:

Суетливый, нестепенный,

Ах, мой вид ……………….(несовершенный)

Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный). Запись в тетрадь.

- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола….( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)

3. - Часто ли вы пишите своей маме записку или смску? И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам:

1. мама я решал задачу и учил стихотворение.

2. мама я решил задачу и выучил стихотворение.

- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)

Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. ( и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)

- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?

-Что не так с содержанием 1 записки?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?

- Почему вы так решили? ( 1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

вывод на слайде.

- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)

4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку? (совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)

- Прочитаем теорию учебника стр.245.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая.

(шаблон для проведения этой игры Вы можете выкатать из Презентации к данному уроку. Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу (по рядам) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок. Если учащихся в вашем классе больше, добавьте «станции»).

  1. Упражнение 899.

-прочитайте задание к упражнению. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)

- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его в упражнении 898.

Таблица

Несовершенный вид

Совершенный вид

?

?

чихать

чихнуть

глотать

глотнуть

сверкать

сверкнуть

включать

выключить

гулять (прогуливать)

прогуляться

кричать

выкрикнуть

чертить

вычерчить

догонять

догнать

бросать

сбросить

Проверка вслух парами.

Критерии правильного ответа:

  • правильно задали вопрос,

  • назвали глагол,

  • определили вид.

  1. - Для чего мы выполняли это упражнение?

- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)

  1. Речевая минутка:

1.- Определите вид глагола, записанного на слайде (положить - чтение, ударение, вопрос, сов.вид)

-Образуйте к нему видовую пару что делать? – класть (не ложить!)

2. индивидуальное задание: подобрать к глаголу видовую пару, поставить ударение (при затруднении воспользоваться словарем)

(что делать?) облегчать – (что сделать?)

(что делать?) углублять – (что сделать?)

(что делать?) упрощать – (что сделать?)

VI. Много новых знаний вы сегодня получили.

Обобщить их поможет лингвистический текст.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью _________________.

VII. Домашнее задание: упражнение 903, дополнительно: 905.

Рефлексия.

- Понравился урок? А глагол какого вида вам больше понравился?

Важно в жизни, чтобы ваше действие всегда стремилось к совершенству и к результату.

Просмотр содержимого презентации
«урок виды глагола»

Урок русского языка 5а класс Учитель А.А.Сарсенова

Урок русского языка

5а класс

Учитель А.А.Сарсенова

Солнце просыпает…ся, Урок наш начинает…ся, Будем дружно занимат…ся, И друг другу улыбат…ся.   Солнце просыпае тс я, Урок наш начинае тс я, Будем дружно занима ть ся, И друг другу улыба ть ся.

Солнце просыпает…ся,

Урок наш начинает…ся,

Будем дружно занимат…ся,

И друг другу улыбат…ся.

Солнце просыпае тс я,

Урок наш начинае тс я,

Будем дружно занима ть ся,

И друг другу улыба ть ся.

Виды глагола Весь начищенный, степенный, Вид мой самый ……………………

Виды глагола

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ……………………

Виды глагола Суетливый, нестепенный, Ах, мой вид ……………………

Виды глагола

Суетливый, нестепенный,

Ах, мой вид ……………………

Виды глагола:

Виды глагола:

  • С о верше нн ый ви д
  • Н ес о верше нн ый ви д
Мама я решил задачу и выучил стихотворение. Мама я решал задачу и учил стихотворение.

Мама я решил задачу и выучил стихотворение.

Мама я решал задачу и учил стихотворение.

  • Запишите предложения.
  • Исправьте пунктуационную ошибку.
  • Задайте вопрос к глаголам.
Мама , я решил задачу и выучил стихотворение.- что с делал? Мама , я решал задачу и учил стихотворение. – что делал?

Мама , я решил задачу и выучил стихотворение.- что с делал?

Мама , я решал задачу и учил стихотворение. – что делал?

Совершенный вид – показано достижение результата действия: Решил, выучил – сов.в. ( что сделал? ) Несовершенный вид – действие не закончено, показан процесс самого действия: Решал, учил – несов.в. ( что делал? )

Совершенный вид – показано достижение результата действия:

Решил, выучил – сов.в. ( что сделал? )

Несовершенный вид – действие не закончено, показан процесс самого действия:

Решал, учил – несов.в. ( что делал? )

Сов. ? несов. ? СТАРТ видеть думать уснуть мечтать успокоиться заметить замереть уточнить ФИНИШ

Сов. ? несов. ?

СТАРТ

видеть

думать

уснуть

мечтать

успокоиться

заметить

замереть

уточнить

ФИНИШ

Сов. ? несов. ? СТАРТ видеть думать Несов. Несов. уснуть мечтать Сов. успокоиться Несов. Сов заметить Сов замереть Сов уточнить Сов ФИНИШ

Сов. ? несов. ?

СТАРТ

видеть

думать

Несов.

Несов.

уснуть

мечтать

Сов.

успокоиться

Несов.

Сов

заметить

Сов

замереть

Сов

уточнить

Сов

ФИНИШ

Упражнение 899 (работаем в паре) Несовершенный вид Совершенный вид ? ? чихать чихнуть глотать глотнуть сверкать сверкнуть включать выключить гулять (прогуливать) прогуляться кричать выкрикнуть чертить вычерчить догонять догнать бросать сбросить

Упражнение 899

(работаем в паре)

Несовершенный вид

Совершенный вид

?

?

чихать

чихнуть

глотать

глотнуть

сверкать

сверкнуть

включать

выключить

гулять (прогуливать)

прогуляться

кричать

выкрикнуть

чертить

вычерчить

догонять

догнать

бросать

сбросить

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!!!! Положить (что сделать?) – сов.в класть ЛОЖИТЬ Я (что сделаю?) ……………….книгу на стол Я (что делаю?)…………………..телефон в карман (что делать?) облегчать – (что сделать?) облегч и ть (что делать?) углублять – (что сделать?) углуб и ть (что делать?) упрощать – (что сделать?) упрост и ть

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!!!!

Положить

(что сделать?) – сов.в

класть

ЛОЖИТЬ

Я (что сделаю?) ……………….книгу на стол

Я (что делаю?)…………………..телефон в карман

(что делать?) облегчать – (что сделать?) облегч и ть

(что делать?) углублять – (что сделать?) углуб и ть

(что делать?) упрощать – (что сделать?) упрост и ть

Глаголы бывают ______или _____вида. Глаголы _____вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю? Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________?__________?________? Глаголы могут образовывать видовые____.

Глаголы бывают ______или _____вида.

Глаголы _____вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________?__________?________?

Глаголы могут образовывать видовые____.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!