Дата: 20.04.16
Класс: 5б
Предмет: русский язык
Тема: Глаголы несовершенного и совершенного вида. Видовые пары глагола.
Цель урока: дать представление о видах глагола, видовых парах; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Ход урока
Организационный момент.
Солнце просыпается,
Урок наш начинается.
Будем дружно заниматься
И друг другу улыбаться.
II. Повторение темы прошлого урока.
- Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?
- На слайде мое приветствие записано. Устно! Объясните орфограмму.
Ш. Определение темы урока, постановка цели.
Запись числа.
- Продолжаем разговор о глаголе, но тема урока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока.
3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа (действие)
2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив)
1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях (время)
Вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема урока.
- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые. В чем особенность темы сегодняшнего урока? (тема усвоения новых знаний)
- Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола), причем не вид, а виды, значит, вид не один.
IV. Изучение нового материала.
Как вы понимаете значение слова ВИД? Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.
Идет к нам в гости глагол и напевает песенку «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!», в его песенке есть подсказка к нашему уроку.
Говорят, и это лестно,
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах природный ум,
Нос горбинкой, ясный взгляд,
Все восторженно глядят.
Весь начищенный, степенный,
Вид мой самый ………….(совершенный)
- Пока глагол читал свое стихотворение звучала музыка из кинофильма «Мерри Поппинс», она тоже говорила о своем совершенстве. Сегодня вы еще услышите эти песни.
- А вот его друг, еще один глагол:
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам небрит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят:
Суетливый, нестепенный,
Ах, мой вид ……………….(несовершенный)
Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный). Запись в тетрадь.
- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола….( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)
3. - Часто ли вы пишите своей маме записку или смску? И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам:
1. мама я решал задачу и учил стихотворение.
2. мама я решил задачу и выучил стихотворение.
- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)
Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. ( и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)
- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?
-Что не так с содержанием 1 записки?
- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?
- Почему вы так решили? ( 1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)
– вывод на слайде.
- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)
4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку? (совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)
- Прочитаем теорию учебника стр.245.
V. Закрепление изученного материала.
Игра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая.
(шаблон для проведения этой игры Вы можете выкатать из Презентации к данному уроку. Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу (по рядам) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок. Если учащихся в вашем классе больше, добавьте «станции»).
Упражнение 899.
-прочитайте задание к упражнению. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)
- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его в упражнении 898.
Таблица
Несовершенный вид | Совершенный вид |
? | ? |
чихать | чихнуть |
глотать | глотнуть |
сверкать | сверкнуть |
включать | выключить |
гулять (прогуливать) | прогуляться |
кричать | выкрикнуть |
чертить | вычерчить |
догонять | догнать |
бросать | сбросить |
Проверка вслух парами.
Критерии правильного ответа:
правильно задали вопрос,
назвали глагол,
определили вид.
- Для чего мы выполняли это упражнение?
- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)
Речевая минутка:
1.- Определите вид глагола, записанного на слайде (положить - чтение, ударение, вопрос, сов.вид)
-Образуйте к нему видовую пару что делать? – класть (не ложить!)
2. индивидуальное задание: подобрать к глаголу видовую пару, поставить ударение (при затруднении воспользоваться словарем)
(что делать?) облегчать – (что сделать?)
(что делать?) углублять – (что сделать?)
(что делать?) упрощать – (что сделать?)
VI. Много новых знаний вы сегодня получили.
Обобщить их поможет лингвистический текст.
Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.
Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?
Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью _________________.
VII. Домашнее задание: упражнение 903, дополнительно: 905.
Рефлексия.
- Понравился урок? А глагол какого вида вам больше понравился?
Важно в жизни, чтобы ваше действие всегда стремилось к совершенству и к результату.