СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Орфоэпия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

 

УРОК № 9

 

ОРФОЭПИЯ (§ 19)

 

Цель урока: дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутьё.

Круг вопросов: орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Орфоэпия»

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ


УРОК № 9


ОРФОЭПИЯ (§ 19)


Цель урока: дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутьё.

Круг вопросов: орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный этап

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Работа с журналом.


  1. Проверка домашнего задания

Развитие связной монологической речи. Теоретический опрос на тему «Звуки и буквы». Выполнить синтаксический разбор 1 предложения из упражнения 53 на с. 57–58, сделать фонетический разбор выделенных слов.


  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово преподавателя.


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Самостоятельная работа с учебником. Составить план-конспект учебной статьи.


  1. Слово преподавателя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создаёт помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии, и тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно, достаточно представить, во что превратилось бы человеческое общение, если бы, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, человек сознательно обдумывал, как это сделать. Например, когда начинаешь изучать иностранный язык, легче всего запоминаются звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. В отличие от звуков и их сочетаний, не имеющих аналогов в родном языке.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится всё больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодёжного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» аффиксов (чаще окончаний и суффиксов), произнесение «в нос» и т. д. Например: Ну, [чʼо] (вместо «ну, что?»); [знаш] = знаешь; [нʼэа] = «нет» и т. д.). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, т. к. отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость, когда человек продолжает «играть» во взрослость, вместо того чтобы этим взрослым быть. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.


Понятие об орфоэпической норме

  • Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.


Нормы произнесения гласных звуков

  • Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим (силовым), разноместным (клéточка, корóль, коромы́сло), подвижным (может перемещаться при изменении формы слова): гóрод – гóрода – городá – городóв.

  • В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

  • Для современной произносительной системы русского языка характерно «и́канье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ].

Например:

лес [э] – лесник э];

грязь [а] – в грязиэ];

лист [и] – листокэ].

  • После согласных [ж] и [ш] буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жасмин, жалеть, лошадей, жакет [ыэ] (и производных от них) в той же позиции первого предударного слога.

  • В той же позиции после парных твёрдых согласных буквы о, а реализуются звуком [ᴧ]: [дᴧма], [сᴧды].


Нормы произнесения согласных звуков

  • Что определяет произношение согласных звуков? [На произношение согласных звуков оказывает влияние положение согласного в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками (с. 59–61).]

  • Согласные звук отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь.

  • Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

  • Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются. В своё время нормативной была замена твёрдого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и всё более расширяет зону своего действия иная тенденция: [tʼtʼ] уверенно переходит в [ttʼ], где [t] – согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:

  1. допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных [с], [з] с согласными [тʼ], [дʼ], [нʼ], например: степь [сʼтʼ], казнь [зʼнʼ], здесь [зʼдʼ];

  2. возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных: [с], [з], [л], [т], [д], [н], [в], [ф], [м], [п], [б] перед [вʼ], [фʼ], [мʼ], [пʼ], [бʼ];

  3. более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [кʼ], [гʼ] и [хʼ].


Студентам рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы (с. 59–61 учебника).


  1. Первичное закрепление материала

Упражнение 56, с. 62. Работа со словарём. Перепишите слова, расставьте ударение, проверьте себя по словарю. Прочитайте слова, соблюдая правильное произношение.


Упражнение 58 (I), с. 62. Работа со словарём. Перепишите слова, произнесите их, соблюдая орфоэпические нормы. Проверьте себя по словарю.


Упражнение 58 (II), с. 62. Перепишите слова, правильно проговаривая выделенные буквосочетания. Свой выбор объясните.

Дополнительное задание. Составьте словосочетания с 2–3 словами. Сделайте их синтаксический разбор (см. с. 12 II части учебника).


Задание. Прокомментируйте каждое звено в логической цепочке.

Народ – творец истории.

История России – источник ментального оптимизма, веры в будущее.

Россия, родная земля – живая, животворящая сила, питающая народ, каждого человека.

Язык – отражение и сохранение нравственных идеалов народа.

Какие произведения, посвящённые теме родины, вы помните из курса литературы? [Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и стихотворение А. А. Блока с таким же названием.] Что вам представляется особо значимым в них?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. Что такое ударение?

  2. Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

  3. В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.


Студенты должны знать:

  • что изучает орфоэпия;

  • что называется орфоэпической нормой;

  • какие нормы произнесения существуют для гласных звуков;

  • какие произносительные нормы существуют для согласных звуков.


Студенты должны уметь:

  • соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.


  1. Домашнее задание

  1. § 14, с. 59–62.

Упражнение 57, с. 62. Ответить на вопросы для повторения на с. 53. Выполните задания «Проверяем себя» на с. 53–54.

  1. Опережающее задание. Подготовиться к контрольной работе по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»:

  • повторить теоретический материал § 13–14, с. 53–62;

  • ответить на вопросы для повторения на с. 62;

  • выполнить задания «Проверяем себя» на с. 63–64.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!