Урок по русскому языку
В 11 классе на тему:
«Официально-деловой стиль и его особенности.
Документы официально-делового стиля».
Учитель: Московкина Е.М.
Цели:
1.обобщить и систематизировать знания об официально-деловом стиле, обеспечить усвоение учащимися правил составления документов официально-делового стиля;
2.развивать аналитическое мышление (умение выбирать существенные признаки и свойства);
3.воспитывать мотивы учения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: диалогового изложения, эвристической беседы.
Оборудование: словари, образцы деловых документов, дидактические карточки.
Ход урока:
1.Актуализация прежних знаний.
-Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. Какова тема нашего урока?
-Как вы думаете, какова цель урока? ( Обобщить знания об официально-деловом стиле, научиться составлять один из документов официально-делового стиля).
-В этом году в трудовом лагере вы столкнулись с написанием заявления. Многие из вас забыли о правилах его составления, поэтому вам пришлось обратиться за помощью к руководителю лагеря.
-Пригодились ли вам знания, полученные раньше?
-А как вы думаете, то, что мы изучим сегодня, понадобиться вам в жизни?
-Почему?
-Очень важно уметь составлять доверенность, договор, чтобы не попасть впросак в какой-то жизненной ситуации.
-А случайно ли сейчас открывают факультеты документоведения?
-Итак, мы пришли к выводу, что знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, непосредственно пригодятся вам в жизни.
-Но прежде, чем перейти к изучению темы нашего урока, вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках. Работа с текстами поможет нам в этом. Вы работаете с текстом по группам. Далее один человек от группы выходит к доске, читает текст, определяет его стиль и аргументирует свои мысли. (У последней группы текст разговорного стиля, над которым работали на предыдущем уроке).
2. Формирование новых понятий и способов действия.
-Изучая разговорный стиль, мы с вами отметили, что элементы разговорного стиля часто используются в текстах художественной литературы. А вот оправдано ли проникновение разговорного стиля в другие, мы сейчас посмотрим.
Анализ текста стр. 252
В каком жанре написан данный текст?
К какому стилю относится этот жанр?
Смог ли автор передать черты официально-делового стиля? Почему?
Допустимо ли проникновение разговорного стиля в официально-деловой?
-Для того чтобы избежать ошибок, допущенных автором, давайте отредактируем данный текст.
Работа по группам:
Стилевая правка
Работа с орфографией
Работа с оформлением.
-Итак, давайте прочитаем окончательный вариант написания доверенности.
-Единственное, чего не хватает, чтобы документ стал настоящим, это печать. (Демонстрируется правильный вариант).
-Итак, в чём же особенности синтаксиса, морфологии, лексики официально-делового стиля?
-Сравним наши выводы с материалами учебника.
-Анализируя текст, мы увидели, что для написания правильной формы документа официально-делового стиля важно знать не только стилевые и лексические особенности официально-делового стиля, но и уметь правильно оформлять текст с точки зрения орфографии. Для того чтобы избежать некоторых орфографических ошибок, выполним упражнение 453.(Самостоятельно с последующей самопроверкой по словарю).
Теперь, владея всеми особенностями официально-делового стиля, мы с вами сможем смело общаться с представителями деловой сферы.
3.Формирование умений и навыков.
Чтобы применить на практике полученные вами знания, мы проведём ролевую деловую игру.
Дети разделяются на две группы. Выбирают генерального директора предприятия, специализацию своего предприятия.
-Предположим, что два предприятия захотели сотрудничать. Обсудите, какая продукция может вас заинтересовать, условия взаимодействия.
-Итак, для того, чтобы оформить сделку, вы должны заключить договор.
Сообщение ученика о том, что такое договор, правила составления, новые слова, которые встретятся в договоре ( реквизиты, форс-мажор).
Теперь команда юристов составит договор.
-Хотели бы вы работать у таких директоров? Напишите заявление о приёме на работу.
Дети читают несколько заявлений. Юристы подписывают договор, скрепляют печатями.
4.Рефлексия собственной деятельности.
-Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?
-Какие новые знания вы приобрели?
-Ребята, помогут ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
-Если бы вы не знали правил составления договора, что могло бы произойти с вами?
-Востребован ли в современном обществе официально-деловой стиль?
-Каково его назначение? В какой сфере его используют?
5.Домашнее задание: написать доверенность.