Урок русского языка (4 класс)
Тема урока: «Глагол. Роль глаголов в языке.
Цели: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.
Задачи урока:
образовательные:
- развитие умения применять полученные ранее знания и умения в изменённых и новых учебных ситуациях
развивающие:
- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся;
воспитательные:
- дальнейшее формирование умений взаимодействовать друг с другом;
- способствовать воспитанию творческой и активной личности.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут уметь: находить глаголы в тексте; объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте; анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов.
Предметные и метапредметные (УУД)
(на формирование которых направлена работа на данном уроке)
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.
Коммуникативные: умение составлять план действий, учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, развитие самостоятельности, развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы, формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Тип урока: урок - повторения закрепления изученного материала
Оборудование: презентация к уроку, задания по группам, словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, смайлики, картинки нарисованные «Весна-девица», «Корзина с подснежниками» (разные по размеру, для награждения), карточки с заданиями
Ход урока.
I.Организация класса. Эмоциональный настрой.
Цель: создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей.
С ними нам вдвойне теплей.
- Но прежде, чем начать урок на смайликах покажите, с каким настроением вы пришли на урок русского языка.
- Гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Пожелайте мысленно себе удачи.
Что мы возьмем с собой на урок? Наши знания, дружбу, взаимовыручку.
Девиз нашего урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе!»
II. Актуализация знаний.
Цель: отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность.
(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия).
- Ребята, скажите, а как мы работаем на уроке? (По плану)
- Составим план урока.
- Что у нас первое будет по плану? (Минутка чистописания, определение темы постановка задач урока, вспоминаем правила, применяем свои знания, физминутка, работа с учебником, итог, оценка)
1.Чистописание
- Ребята, отгадайте загадку
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Сегодня в гости к нам пришла красавица… (весна)
- И принесла свои весенние задания
- Весна - время года, когда расцветающая природа старается показать себя во всей красе. Назовите приметы весны. Это время таяния снега, сосульки, капель, ледоход, время прилета птиц, первые проталины и появления первых цветов подснежников.
-Весна принесла вам корзину подснежников. Подарит цветы за работу на уроке.
- Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать. Назовите букву, стоящую в середине слова веСна.
- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой С (согл., парн., глухой, твердый парный)
- Откройте тетради, выполните показ, запишите дату.
2.Словарная работа
На доске даны слова. Выберем, что сегодня будем делать на уроке:
думать, рассуждать, говорить, мыслить, писать, работать.
- Какие слова остались? Гореть, сверкать
Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение.
- Как проверить безударную гласную в корне? (надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)
- Попробуем проверить эти гласные (проблема)
- Что мы говорим о таких гласных, которые нельзя проверить?
(они непроверяемые, их надо запомнить)
- Это словарные слова.
- Найдите слова гореть, сверкать в орфографическом словаре.
- Подчеркните ту букву в слове, которую нужно запомнить.
III.Самоопределение к деятельности
Цели: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне, пробуждение активности учащихся.
- Какой частью речи являются эти слова? (глагол)
- Как вы узнали? Что вы можете рассказать о глаголе?
- Паше было дано задание, найти в словарях значение слова Глагол
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)
- А теперь послушайте стихотворение Елены Благининой. (Слайд)
(Читает Соня)
- Звенеть сосульки перестали,
У крыш застыли бахромой.
Холодным светом заблистали,
Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет,
Оно возьмется припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель веселая опять.
- О каком времени года говорится в стихотворении? Соня спрашивает
(О весне)
- Найдите глаголы и запишите их в тетрадь.
-Проверяем. Кто желает прочитать глаголы? (Диана)
-У кого так же поднимите руки. Оцените себя. (Самооценка)
(Дети ставят карандашом +, -,+ на полях)
- Объясните, по каким признакам вы их определили?
(обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что сделали? Что сделает? Что будет делать?)
- Кто уже сможет сформулировать тему урока? (Глагол)
- А теперь попробуйте прочитать это стихотворение, только без глаголов.
- Как вы считаете, нужны ли глаголы в русском языке?
- Какова роль глаголов в языке? (Приводить в движение предметы)
На доске запись: (Слайд)
"Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).
Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл.
(Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).
- Определим тему сегодняшнего урока. ( Роль глаголов в языке)
- Откройте учебник на с.68 и сравните тему, которую определили вы с темой данной в учебнике.
- Сформулируйте задачи урока (Повторить всё, что мы знаем о глаголе, и узнать, какую роль глагол играет в речи)
- Какой у нас следующий этап урока? (Применяем свои знания)
IV. Работа по теме урока
Цель: проверить умение применять знания на практике.
1.Работа в паре (Слайд)
- Предлагаю поработать в паре (Каждой паре дано название группы глаголов, чья пара готова поднимают руки, держась вместе).
- Каждая пара выписывает только те глаголы, которые относятся к данной группе.
- Поменяйтесь тетрадками. (Взаимопроверка)
(Дети ставят карандашом +, -,+ на полях)
- Чья пара готова представьте свою работу.
1 пара - со значением движения (бежать, идти, ехать, лететь)
2 пара - звучания (мяукать, жужжать)
3 пара - труда (работать, строить, рисовать)
4 пара - мысли (размышлять, думать)
5 пара - проявления чувств (радоваться, грустить)
6 пара - речи (спросить, рассказать, говорить)
(Молодцы, правильно, я с вами согласна)
(Глаголы имеют разное значение)
2.Работа с учителем
- На доске даны интересные предложения.
А чем они интересны вы узнаете, прочитав их.
- Кто желает прочитать? (Ульяна)
1.Зависело б от мыла, веснушки я б отмыла.
2.Ты свети, свети, светило, я хочу, чтоб ты светило…
3.Медведь в бору, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
-Что интересного вы заметили? (В предложениях есть по два слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.)
Какой частью речи является каждое выделенное слово?
- По каким признакам можно различить части речи? (По вопросам и лексическому значению)
V. Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
VI. Закрепление изученного материала
Цель: проверить знание правил о глаголе, умение применять знания на практике
3.Самостоятельная работа
- Составим из слов предложение (На доске карточки со словами
С дальнего юга возвращаются на родину птицы).
- Определите части речи, подчеркните главные члены предложения
- Каким членом предложения является глагол? (сказуемым) Проверяем. (Самооценка)
4. Работа в группе
Правила работы в группе:
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда, интересно!
- Отредактировать стихотворения.
Вместо пропусков подобрать глаголы (на листочках вклеить)
1 группа
Дyет вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосyльки прослезились
И повесили носы.
2 группа
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла весна.
3 группа
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Оцените работу группы с помощью смайликов ( группа представляет работу)
VII. Рефлексия . Итог урока.
Задание из ВПР
Цель: соотнесение задач урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания.
- Читает стих Виолетта
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет,
Чистит – все расскажет нам глагол.
- Какая тема была на уроке?
- Какие ставили задачи на урок?
Что мы повторили сегодня на уроке?
- Следующий этап урока. Сделаем вывод
- Какова роль глаголов в речи?
Вывод: (Сова) (Слайд)
Глаголы делают нашу речь точной и выразительной. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.
- Что понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднение? Какое задание было интересным для вас?
- За какие успехи на уроке вы можете себя похвалить?
-Покажите свое настроение на конец урока
- Оцените свою работу на уроке (лесенка, ставят смайлики на ступеньки с оценками)
- Весна дарит вам подснежники.
- Каждый возьмите подснежник в соответствии с тем как вы работали на уроке. Д/з Упр.144 (с.70)
Спасибо за урок!