Цель: создать условия для конкретизации знаний о словосочетании.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный | Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Семеновна. Я сегодня проведу урок русского языка. Давайте сегодня настроимся на плодотворную работу. Откройте тетради пропустите 2 строки вниз и запишите сегодняшнее число. | Здравствуйте. Настраиваются на плодотворную работу. Открывают тетради и записывают число | Сформировать мотивации учащимся на предстоящую учебную деятельность. |
I. Постановка учебной задачи |
1.1 Создание ситуации успеха | Чистописание Начинаем урок с минутки чистописания. Запишите каллиграфическим почерком слог «ог». Затем запишите слово «Огурец» и даем объяснение слова. Огурец- это Задание. Подчеркните главные члены предложения. Найдите словосочетания. Сначала прочитаем предложения. Крепко спит заснеженный лес. Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам. Тихо я сижу под ёлкой на лесной поляне. Контроль: -Прочитайте главные члены предложения. -Как вы нашли главные члены предложения? Прочитайте словосочетания. Как вы нашли словосочетания? | Учащиеся пишут каллиграфическим почерком Пишут слог «Ог» Дают объяснение слова огурец. Учащиеся выполняют задание. Крепко спит заснеженный лес. Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам. Тихо я сижу под ёлкой на лесной поляне. | -умение вступать в диалог с другими; -умение задавать вопрос; - умение слушать -умение отвечать на заданный вопрос; |
Формулировка уч.задачи | -Какова тема нашего урока? -Что такое словосочетание? А вы знаете, как различить словосочетание от предложения? | ответы уч-ся Словосочетание — это соединение двух и более слов, связанных подчинительной связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия (предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому). При помощи главного и зависимого слова. Ответы учащихся. | умение формулировать и удерживать учебную задачу; |
|
2.Решение учебной задачи | Задание. Теперь, определите где словосочетание и где предложения. Смотрим на доску и читаем. 1.Пришли гости. Дети играют. Льёт дождь. Светит солнце. 2.Яркое солнце. Стальное перо. Весело играть. Очень полезный. Кабинет директора. Стоять у доски. Определите, где словосочетания, а где предложения? Пришли гости. -Это словосочетание или предложение? Почему? Имеет законченную мысль. Выражает действие предмета. 3.Имеет подлежащее и сказуемое. Яркое солнце. -Докажите, что это словосочетание. Почему? Найдите главное слово, а зависимое слово. Как находим? Солнце (какое?) яркое В словосочетании всегда есть главное слово и зависимое слово. От главного слова к зависимому слову можно поставить вопрос. Тогда, как различать словосочетания от предложения? Фиксация. | Предложение. Пришли гости. Дети играют. Льёт дождь. Светит солнце. Яркое солнце. Стальное перо. Весело играть. Очень полезный. Кабинет директора. Стоять у доски. Солнце – это главное слово, а яркое-это зависимое слово. Главное слово зависимое слово Какой, какая? Сущ + прилагательное | Знать что такое словосочетание - умение выделять главное и зависимое слово в словосочетании. -уметь различать словосочетание и предложения |
| Задание 1. Найдите главные члены в каждом предложении. Выпишите все возможные словосочетания с вопросами. Еловый лес сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши маленькие лесные красавицы! Задание 2. Составь словосочетания из слов: Ранние, под солнцем, весна, расцвел, бегут, цветы, играет, дни, лето, пенёк Задание 3. Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные на рисунках предметы и их действия более точно с помощью словосочетаний. Словосочетания запишите. | Еловый лес сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши м аленькие лесные красавицы! Ранние, под солнцем, весна, расцвел, бегут, цветы, играет, дни, лето, пенёк. | -уметь обобщать и сравнивать; -уметь извлекать нужную информацию; |
Рефлексия | Что мы пошли на уроке? Чему научились? Оцените свою работу по 5 бальной шкале. (самооценка) Волшебная линеечка. Из чего состоит наша речь? -А из предложений, что можно составить? | Рассказывают, что они сегодня обобщили тему словосочетаний. Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5 бальной шкале и записывают в тетрадях. - из слов, из предложений. -словосочетания | -умение оценивать свою работу -умение отвечать на вопросы. |