СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме:"Типы текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме:"Типы текстов"»

Тема: Текст. Типы текстов.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о дифференциации текстов по их значению (речевой задаче), организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.

Задачи урока:

- систематизировать знания учащихся о тексте;

- закрепить умение анализировать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) по заданному алгоритму;

- закрепить умение составлять тексты разных типов для решения речевых задач;

- формировать универсальные регулятивные действия самоконтроля;

- воспитывать уважение друг к другу;

- прививать любовь к природе.

Планируемые результаты:

предметные:

учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

личностные:

- проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст»;

- научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

- совместно с учителем определят тему и задачи урока;

- будут учиться работать по предложенному плану.

познавательные:

- в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче;

- научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.

коммуникативные:

- будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся;

- сотрудничать в ходе совместной работы;

- грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

Тип урока:

- обобщение и систематизация знаний, решение конкретных практических задач.

Используемая технология:

Работа в группах.

Оборудование урока:

1. Телевизор, компьютер, презентация;

2. Демонстрационные схемы на доске (плакаты);

3. Раздаточный материал, в том числе:

- тексты разных типов;

- деформированные тексты;

- тексты для редактирования;

- творческое задание (составление текста);

- справочный материал;

- сигнальные карточки.


















  1. Вызов:

  1. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Слайд1

Я предлагаю эту поговорку изменить: успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем… Слайд2

- Какое слово пропущено?

- Почему?

- Давайте выведем формулу успеха.

На доске слова:

 равнодушие, трудолюбие, смекалка. лень, эгоизм, знания, внимательность, списывание Слайд3

- Какие из этих слов могут быть составляющими успеха? Почему?

Успех = трудолюбие + смекалка + знания + внимательность

- Какие качества не включили? Почему?

- Итак, что мы пожелаем себе на сегодняшний урок?


  1. Учитель:

-Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами?

(В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

На листе

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

Текст - от латинского textus - «ткань, сплетение, соединение» - группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Слайд 4

Если сравнить кусочек хлопчатобумажной ткани и лист бумаги с напечатанным на нем текстом, то можно увидеть сходство в следующем:

кусочек ткани состоит из множества нитей, сплетенных между собой ; а текст

состоит из сплетенных по смыслу и грамматически предложений. Если из куска ткани вынуть одну нитку, то ткань испортится – но если из текста изъять предложение, он тоже «испортится»: может потерять смысл. Иными словами, создавая текст, мы выполняем трудную и сложную работу, подобную работе ткачихи, которая из разрозненных тонких нитей создает прочную и красивую ткань. - Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.


  1. Целеполагание


Определите тему сегодняшнего урока ( Текст.) - Чему будем учиться на уроке?



III . Актуализация знаний.


Учитель:

-На уроках мы уже неоднократно работали с текстами, говорили они.

-Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли вы…»


Правила игры: 
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

Цифрами я указала № вопросов. 
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

  1. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».



1

2

3

4

5

6

7

8

9

До










После













Вопросы:

  1. Верите ли вы, что текст состоит из группы предложений, которые расположены в определённой последовательности, выражают законченную мысль (+)

  2. Верите ли вы, что тему текста можно определить по заглавию и первому предложению (+)         

  3. Верите ли вы, что тема может делиться на подтемы –микротемы. (+)

  4. Верите ли вы, чтобы определить идею текста надо задать вопрос «О чём текст?» (-)

  5. Верите ли вы, что описать красоту берёзы можно только одним предложением? (-)

  6. Верите ли вы, что тексты имеют одинаковую композицию : Начало (завязка), развитие действий, кульминация, развязка?(-)

  7. Верите ли вы, что существует всего лишь два типа текста (-)

  8. Верите ли вы, что каждый может научиться создавать интересные тексты и стать писателем?

  9. Верите ли вы, что в 17, 19 апреле мы успешно выполним ВПР по русскому языку?

Постановка учебной задачи.

- Хватило ли вам знаний, чтобы определить правильность высказываний или все-таки знаний вам не хватило, и вы основывались скорее на интуиции или логике?

- Итак, наших знаний не хватает. Как мы можем поступить? (Должны получить информацию)

- Как вы думаете, какова тема урока?

В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

Учитель

Предлагаю вам решить речевые задачи (Какой тип текста ты используешь в данной ситуации?):

1. Твои родители спрашивают, какой подарок ты хотел бы ко дню своего рождения. Ты подробно рассказываешь о нём . Описание ( чтение с пометками)

2. Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом. Повествование

3. Друг спрашивает тебя, почему ты не пришел на занятия кружка. Рассуждение

Сообщение новых знаний (30 мин)

- Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную позицию. Просмотрим 3 картинки, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»

Роль

Позиция

Болельщик

Наблюдатель

Игрок

Реализатор

Судья

Критик

Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?

Наблюдатель (статичность) – описание

Реализатор (динамичность) – повествование

Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение














Работа в группе ( 5 мин)

Работа с текстами

1.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)


2. Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

3. Собака – друг человека.

Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ.

Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги. 



Составьте текст.

Уже 4 года мы вместе, вместе учимся в одном классе!

Наш _____________, _______________ 4 «В» класс.

Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________.

В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________.

Девочки _________________________и _____________________________,

а мальчики ___________________ и _________________. Дети нашего класса необыкновенно________________и ______________________________.

Мы скучаем, когда долго _________________________________. 
В нашем классе никогда не бывает ________________________________.

Мы любим на перемене_________________________________________,

а на уроке________________________________________________________.

Про нас учитель говорит, что мы____________________________________________.

…………………………………………………………………………………………….

Уже 4 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! И мы с уверенностью можем сказать, что 4 «В» самый__________________________________________.

За 4 года мы научились______________друг друга ,_______________и_______________.

Мы всегда_______________________и_____________________________.

В трудную минуту каждый из нас стареется_____________и_____________________.

В нашем классе самые________________________девочки, а мальчики самые____________________________.

Мы очень __________________друг друга.

Поэтому наш класс самый лучший!



Рефлексия

« Как я оцениваю свое участие на уроке?» в 5-балльной системе,

Приложение.

Тексты.

Бурый медведь - хищное млекопитающее. У них маленькие глаза и маленькие уши, короткий хвост. Мех у медведя густой, бурый, различных оттенков. Клыки мощные, коронки коренных зубов широкие и плоские. Выдающийся вперед нос имеет хорошо развитую обонятельную слизистую оболочку. Лапы мощные, пятипалые, когти крепкие, сильно загнутые. В отличие от других хищных млекопитающих у медведей практически отсутствует мимика.

Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена выбежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.



Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.



Собака – друг человека.

Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ.

Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги. 



Грач – весенняя птица

Большой, важный, чёрный. Такой чёрный и блестящий, что, кажется, будто его покрасили чёрным лаком. Спокойно и, как-то по-хозяйски, ходит по мёрзлой земле, сверкая чёрными жемчужинами блестящих глаз. Его деловитость, основательность вселяют спокойствие и уверенность – всё идёт своим чередом.

Прилетели грачи – пришла весна.



Я давно прошу маму купить мне собаку.

Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака.

Поэтому мне так хочется её приобрести.


  1. В тени деревьев спрятался  ландыш. Мы любим этот цветок. Почему? Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш красив и имеет нежный запах. Из этого растения делают лекарство для сердечных больных. Не рвите ландышей! Наслаждайтесь их красотой в природе.


Анкета « Как я оцениваю свое участие в дискуссии?»

в 5-балльной системе,

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии?     1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал?    1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи?   1 2 3 4 5