Тема: Текст. Типы текстов.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о дифференциации текстов по их значению (речевой задаче), организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о тексте;
- закрепить умение анализировать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) по заданному алгоритму;
- закрепить умение составлять тексты разных типов для решения речевых задач;
- формировать универсальные регулятивные действия самоконтроля;
- воспитывать уважение друг к другу;
- прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
предметные:
учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные:
- проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст»;
- научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- совместно с учителем определят тему и задачи урока;
- будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные:
- в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче;
- научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.
коммуникативные:
- будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся;
- сотрудничать в ходе совместной работы;
- грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Тип урока:
- обобщение и систематизация знаний, решение конкретных практических задач.
Используемая технология:
Работа в группах.
Оборудование урока:
1. Телевизор, компьютер, презентация;
2. Демонстрационные схемы на доске (плакаты);
3. Раздаточный материал, в том числе:
- тексты разных типов;
- деформированные тексты;
- тексты для редактирования;
- творческое задание (составление текста);
- справочный материал;
- сигнальные карточки.
Вызов:
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Слайд1
Я предлагаю эту поговорку изменить: успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем… Слайд2
- Какое слово пропущено?
- Почему?
- Давайте выведем формулу успеха.
На доске слова:
равнодушие, трудолюбие, смекалка. лень, эгоизм, знания, внимательность, списывание Слайд3
- Какие из этих слов могут быть составляющими успеха? Почему?
Успех = трудолюбие + смекалка + знания + внимательность
- Какие качества не включили? Почему?
- Итак, что мы пожелаем себе на сегодняшний урок?
Учитель:
-Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами?
(В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)
На листе
Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
Текст - от латинского textus - «ткань, сплетение, соединение» - группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Слайд 4
Если сравнить кусочек хлопчатобумажной ткани и лист бумаги с напечатанным на нем текстом, то можно увидеть сходство в следующем:
кусочек ткани состоит из множества нитей, сплетенных между собой ; а текст
состоит из сплетенных по смыслу и грамматически предложений. Если из куска ткани вынуть одну нитку, то ткань испортится – но если из текста изъять предложение, он тоже «испортится»: может потерять смысл. Иными словами, создавая текст, мы выполняем трудную и сложную работу, подобную работе ткачихи, которая из разрозненных тонких нитей создает прочную и красивую ткань. - Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Целеполагание
Определите тему сегодняшнего урока ( Текст.) - Чему будем учиться на уроке?
III . Актуализация знаний.
Учитель:
-На уроках мы уже неоднократно работали с текстами, говорили они.
-Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли вы…»
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.
Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
До | | | | | | | | | |
После | | | | | | | | | |
Вопросы:
Верите ли вы, что текст состоит из группы предложений, которые расположены в определённой последовательности, выражают законченную мысль (+)
Верите ли вы, что тему текста можно определить по заглавию и первому предложению (+)
Верите ли вы, что тема может делиться на подтемы –микротемы. (+)
Верите ли вы, чтобы определить идею текста надо задать вопрос «О чём текст?» (-)
Верите ли вы, что описать красоту берёзы можно только одним предложением? (-)
Верите ли вы, что тексты имеют одинаковую композицию : Начало (завязка), развитие действий, кульминация, развязка?(-)
Верите ли вы, что существует всего лишь два типа текста (-)
Верите ли вы, что каждый может научиться создавать интересные тексты и стать писателем?
Верите ли вы, что в 17, 19 апреле мы успешно выполним ВПР по русскому языку?
Постановка учебной задачи.
- Хватило ли вам знаний, чтобы определить правильность высказываний или все-таки знаний вам не хватило, и вы основывались скорее на интуиции или логике?
- Итак, наших знаний не хватает. Как мы можем поступить? (Должны получить информацию)
- Как вы думаете, какова тема урока?
В конце урока мы вернёмся к этой таблице.
Учитель
Предлагаю вам решить речевые задачи (Какой тип текста ты используешь в данной ситуации?):
1. Твои родители спрашивают, какой подарок ты хотел бы ко дню своего рождения. Ты подробно рассказываешь о нём . Описание ( чтение с пометками)
2. Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом. Повествование
3. Друг спрашивает тебя, почему ты не пришел на занятия кружка. Рассуждение
Сообщение новых знаний (30 мин)
- Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную позицию. Просмотрим 3 картинки, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»
Роль | Позиция |
Болельщик | Наблюдатель |
Игрок | Реализатор |
Судья | Критик |
Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?
Наблюдатель (статичность) – описание
Реализатор (динамичность) – повествование
Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение
Работа в группе ( 5 мин)
Работа с текстами
1.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)
2. Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку.
Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.
Волк легко может выследить и настигнуть добычу.
3. Собака – друг человека.
Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ.
Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.
Составьте текст.
Уже 4 года мы вместе, вместе учимся в одном классе!
Наш _____________, _______________ 4 «В» класс.
Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________.
В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________.
Девочки _________________________и _____________________________,
а мальчики ___________________ и _________________. Дети нашего класса необыкновенно________________и ______________________________.
Мы скучаем, когда долго _________________________________.
В нашем классе никогда не бывает ________________________________.
Мы любим на перемене_________________________________________,
а на уроке________________________________________________________.
Про нас учитель говорит, что мы____________________________________________.
…………………………………………………………………………………………….
Уже 4 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! И мы с уверенностью можем сказать, что 4 «В» самый__________________________________________.
За 4 года мы научились______________друг друга ,_______________и_______________.
Мы всегда_______________________и_____________________________.
В трудную минуту каждый из нас стареется_____________и_____________________.
В нашем классе самые________________________девочки, а мальчики самые____________________________.
Мы очень __________________друг друга.
Поэтому наш класс самый лучший!
Рефлексия
« Как я оцениваю свое участие на уроке?» в 5-балльной системе,
Приложение.
Тексты.
Бурый медведь - хищное млекопитающее. У них маленькие глаза и маленькие уши, короткий хвост. Мех у медведя густой, бурый, различных оттенков. Клыки мощные, коронки коренных зубов широкие и плоские. Выдающийся вперед нос имеет хорошо развитую обонятельную слизистую оболочку. Лапы мощные, пятипалые, когти крепкие, сильно загнутые. В отличие от других хищных млекопитающих у медведей практически отсутствует мимика.
Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена выбежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку.
Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.
Волк легко может выследить и настигнуть добычу.
Собака – друг человека.
Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ.
Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.
Грач – весенняя птица
Большой, важный, чёрный. Такой чёрный и блестящий, что, кажется, будто его покрасили чёрным лаком. Спокойно и, как-то по-хозяйски, ходит по мёрзлой земле, сверкая чёрными жемчужинами блестящих глаз. Его деловитость, основательность вселяют спокойствие и уверенность – всё идёт своим чередом.
Прилетели грачи – пришла весна.
Я давно прошу маму купить мне собаку.
Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака.
Поэтому мне так хочется её приобрести.
В тени деревьев спрятался ландыш. Мы любим этот цветок. Почему? Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыш красив и имеет нежный запах. Из этого растения делают лекарство для сердечных больных. Не рвите ландышей! Наслаждайтесь их красотой в природе.
Анкета « Как я оцениваю свое участие в дискуссии?»
в 5-балльной системе,
1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5
2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5
3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5