Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым . 5 класс.
Цель: знать: Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;
Углубить знания обучающихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;
Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;
Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции; воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;
Ход урока.
1.Оргмомент(Сообщение о том, что урок посвящен Олимпиады в Сочи -2014 года..объявление темы и целей урока)
2.Вводение в тему:
а)Стихотворение об олимпиаде(читает подготовленный ученик)
В старину, в античном мире.
Двадцать пять веков назад
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудут,
Кто отважен и силен,
Для сражений мирных будет
«Полем боя» стадион.
Был простой венок зеленый
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем короны
Всех воинственных царей.
Потому, что не воитель
Получал венок такой
А достойный победитель
И действительно герой.
б)это интересно(немного об олимпиаде: читает ученица, разговор о зимних видах спорта) В 2014году в городе Сочи состоялись 22(двадцать вторые) Зимние Олимпийские игры ,в которых участвовали спортсмены более 80 ( восьмидесяти) стран. Это около 2800 (двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоялись соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяносто восьми) спортивным дисциплинам.
Какие это были виды спорта?( лыжный спорт, конькобежный спорт, сноубординг, слалом, лыжная акробатика, биатлон, бобслей, кёрлинг, скелетон, фигурное катание и другие.)
С 1994 года в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 240 россиян. На начало XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи в копилке российской сборной 490 медалей разного достоинства: 169 ( – золотых, 151 серебряная и 170 бронзовых.
в.) учитель: Да, ребята, многое было сделано для того, чтобы олимпиада состоялась. Построено множество спортивных объектов, стадионов, различных комплексов, отелей, гостиниц, медиа-центров. Всё для того, чтобы олимпиада прошла на самом высоком уровне. Сегодня на уроке все слова, предложения и словосочетания о спорте, об олимпиаде.
Грамм .разминка :
-Ребята, а что такое словосочетания?
-Какова структура с-с?
-Что не является с-с?
Г) давайте поиграем в игру : «Найди третий лишний)
(3 слайд)
Начались игры
Холодная зима
Выступили хорошо
(4слайд)
Большой стадион
судья и игрок
готовились к матчу
(5 слайд)
Возле ворот
Пролетел мимо
Точное попадание
(6 сайд)
Весело играли
Ловкие и смелые
Сильная команда
(найди соответствия:7слайд)
1.победители олимпиады а)сущ.+ прил.
2.бежал к стадиону б)сущ.+ сущ.
3.быстрый бегун в)гл.+ сущ.
2.Словарная работа:
Стадион
Состязания
Соревнования
Олимпиада
спортсмены
задание:а)записать слова в тетрадь, составить 3 предложения, используя данные слова(или с-с)
учитель: стадион-место, где проводятся спортивные соревнования;состязания и соревнования-это слова-синонимы
-Что такое синонимы?
Олимпиада-спортивные игры.
-Как часто проходит олимпиада?(1раз в 4 года)
Спортсмен-человек, занимающийся спортом.
(Учащиеся составляют предложения и читают их вслух)
Предложения учителя ,в которых задействованы новые словарные слова на тему: "Спорт"
1. В нашей стране в 2014году прошла зимняя олимпиада
2.Спортсмены состязались в различных видах спорта.
3.В соревнованиях участвовали лучшие спортсмены из разных стран мира.
4.К олимпиаде в Сочи -2014 года были построены необыкновенно красивые, поражающие своим размахом и современностью стадионы.
(Несколько слайдов с видами различных стадионов)
1..Ледовая арена «Шайба»(7тыс.зрителей)здесь проходили соревнования по хоккею.
2.Стадион «Фишт»(вместимостью 40 тыс.зрителей) Здесь проходили церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, а также церемонии награждения.
3.Большой «Ледовый дворец» (12 тыс.зрителей)
4.Конькобежный центр «Адлер-Арена»(8 тыс.зрителей) проходили соревнования по конькобежному спорту.
5.Керлинговый центр «Ледяной куб» (3тыс .зрителей)
6.Дворецзимнего спорта «Айсберг» (12тыс.зрителей) проходили соревнования по фигурному катанию и спорт-треку
3.Новый материал.
а)Наблюдение.
1.Сочи –столица олимпиады 2014 года.
2.Спорт-это ж..знь.
3.Победа-вот цель каждого спортсмена.
Задание: списать предложения, найти грамм.основу, записать, чем выражена грамм.основа.
Б) Беседа с классом
-Что такое грамм.основа?
- Какие вы знаете члены предложения?
- Какой может быть грамм.основа по наличию главных членов?
-Какие предложения называются односоставными?
-Какие предложения называются двусоставными?
(ученики записывают в тетрадь предложения и находят(вслух объясняют) грамм.основу,говорят, чем выражены главные члены)
-делается вывод: тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены сущ.-ми в Именительном падеже.; если между подлежащим и сказуемым стоят слова: "это", «вот».
в) Работа с учебником.№34.стр79 чтение нов.материала.
задание классу:
1. прочитать нов. материал по учебнику и ответить на вопрос: Что от учителя вы узнали нового ,которого нет в учебнике по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым" (учащиеся отвечают, что о словах «это, вот» в учебнике ничего не говорится.)
учитель: да, правильно, потому что об этом вы прочитаете в старших классах. А я вам уже в 5 классе решила дать эту информацию
г)вывод: когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
(учащиеся снова называют все условия постановки тире м\у подлежащим и сказуемым.
4.Закрепление.
а)Выборочный диктант
(Задание: прочитайте текст, найдите предложения со знаком препинания-тире, объясните постановку знака .)
Сноуборд – это скоростной спуск с горы на доске. Суть его полностью отражена в названии ,снег плюс доска. И не нужны тебе лыжные палки. Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. В России этот вид спорта появился недавно. Сноуборд – молодежный спорт.
Физминутка:
Одолела Вас дремота,
шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вверх потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре,
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
И наклоны: вправо, влево
А теперь садимся мы
Решаем грамматические задачи: «Внимание: тире!»
б) Работа с текстом.
Легенды спорта
1.Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка.
2.Она обладательница олимпийских медалей разного достоинства.
3.Рекорд Латыниной по количеству медалей смог побить только в 2012 г. знаменитый американский пловец Майкл Фелпс.
4. Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова.
5. Особым уважением в России пользуется фигуристка Ирина Роднина.
Задание : объясните знак «тире» в 1 предложении, найдите грамм.основу во 2 предлож., а 3,4,5 предложения перестройте так, чтобы можно было поставить тире между подлежащим и сказуемым(3,4,5 предложения письменно)
5.Частичный контроль.)
на доске записаны слова: гантель, арена, сувенир
задание : 1.Найдите в толковом словаре эти слова с.175 2.Прочитайте их значение.
3. Составьте предложения с этими словами.
б)грамм. разминка, помогающая проверить знание нового материала у учащихся .(учитель читает предложения, если ставится тире между подлежащим и сказуемым, то ребята поднимаются, если-нет, то сидят)
1.Жизнь прекрасна и удивительна.
2.Спорт-это жизнь.
3.Папа-хоккеист.
4.Он чемпион.
5.Лариса Латынина-гимнастка.
6.Она легенда.
7.Сочи-город России.
8.Он великолепен.
9.Здоровье-это сила.
Вывод:
-Когда же ставится тире между подлежащим и сказуемым?
-О каких спортсменах мы сегодня говорили на уроке?
(о Ларисе Латыниной -гимнастке,об Ирине Родниной-фигуристке,о Майкле Фелпсе-американском пловце, Любови Егоровой-легенде лыжного вида спорта.)на слайдах фотографии:Латыниной,Родниной,Егоровой,Фелпса)
на слайде выборочным диктантом- Пьер де Кубертен, именно он помог организовать первые современные олимпийские игры в Греции, придумал девиз олимпийских игр, символ олимпиады, пять сплетенных между собой колец)
-Что это за дата- 7 октября 2014года?
Седьмого 7октября в столице нашей страны стартовала самая масштабная эстафета олимпийского огня в истории, которая прошла через 2,5 тысячи населенных пунктов страны, продлилась 123 дня, преодолела более 65 тысяч километров и завершилась 7 февраля 2014 года в Сочи, в день открытия Игр.
-Когда проходили Олимп. Игры 2014г?(с7-23 февр,паралимпийские-7-16 марта)
Оценки:
Домашнее задание (на доске)
стр 79№ 34,упр 175 ,составить 3 предложения с тире м\у подлежащим и сказуемым на тему: "Победители Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014г"