СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.
Технологическая карта современного урока русского языка
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Школа: МБОУ Лицей № 1
Учитель: Кордубан Елена Васильевна
УМК: «Планета Знаний»
Тема урока
| Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. |
Цель урока | Формирование способности к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма, находить орфограмму в корне слова, уметь их классифицировать, активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. |
Тип урока
| Изучение нового материала и первичного закрепления |
Методы обучения | - частично – поисковый, - наглядный, - практический, - проблемный. |
Использованные технологии | - личностно – ориентированного обучения - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) - проблемного обучения, ИКТ – технология. |
Планируемые результаты |
Предметные:
Метапредметные: регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные:
|
Ресурсы |
|
Этап урока
| Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД
|
Самоопреде-ление к деятельнос-ти Орг. момент | Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовить к восприятию учебного материала. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что когда звенит звонок, Он зовет всех на урок. - Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, сначала окажем им внимание. - А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука. Когда гласные буквы обозначают два звука? Вспомните правила посадки за партой. Запишите число, классная работа.
| Проверяют готовность своего рабочего места к уроку
Отвечают: гласные буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знаков.
Записывают в тетради дату (числом) и “классная работа”.
| Личностные: имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;
|
2. Этап актуализации | Минутка чистописания. Сегодня на уроке вы будете прописывать букву, которая чаще всего встретилась вам при записи даты и слов “классная работа”. А прописывать вы её будете столько раз, сколько раз встретился звук а когда вы проговаривали себе записывая.
| Работа в тетрадях. Это буква - А 8 раз
| Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий; Предметные: |
3. Этап проблемати зации
4. Этап целеполагания и планирования Постановка учебной задачи
| При записи отгадок вам придётся думать и решать орфографические задачи. Запишите через запятую отгадки к загадкам: В море солёна, в реке пресна В зимний холод, вьюгу, стужу Превратилась в лёд она. (Вода) Надо фрукты нам купить Иль подарок подарить Сумку мы с тобой берём и на улицу идём Там проходим вдоль витрин И заходим в (Магазин) Оно весь мир обогреет И усталости не знает Улыбается в оконце, а зовут его (Солнце) На нём нам трудно удержаться Но любим по нему кататься. (Лёд) В магазине на прилавке Он в оранжевой рубашке Кожура его толста, а почистишь- Он на дольки разберётся без труда (Апельсин)
Зимой забава есть одна. В ней меткость, ловкость всем нужна. А как "снаряды" называешь, Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Ну а это угадать очень даже просто: Как апельсин ни дать, ни взять Только меньше ростом (Мандарин) Какая проблема и в каких словах возникла у вас при записи? Может быть даже кто-то оставил пустое окошко? В каком слове орфографическую задачу вы не смогли решить? Разделите эти слова на две группы. Сформулируйте тему урока. (построение алгоритма ) Орфограмма Проверяемая непроверяемая Поставим перед собой задачи урока: Что мы сегодня должны хорошо научиться делать?
| Запись в тетрадях: Вода, магазин, солнце, лёд, апельсин, снежки, мандарин В словах магазин, апельсин, мандарин. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Научиться решать орфографические задачи, различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Рассматриваем маршрутный лист на слайде. | Регулятивные: получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; |
| Как же можно решить первую орфографическую задачу: непроверяемая безударная гласная в корне слов? Назовите пути решения.
Один ученик находит в Интернете, один в толковом словаре, другой в этимологическом. Все остальные в орфографическом.
Просмотр видеоролика.
Что закономерно в этих словах? Во всех пишется буква а. Сейчас запишите словарные слова по памяти из ваших словариков, в которых буква А стоит в слабой позиции, её нужно запомнить.
В это время один ученик работает с интерактивной доской.
| 1.Найти правописание слова в орфографическом словаре. 2. Найти лексическое значение слова в толковом словаре. 3. Найти этимологическое значение слова. 4. Поиск информации в Интернете. Работа в парах. Проверка в парах.
| Познавательные: пользуются словарями, Интернетом. |
5. | Физминутка для глаз. (Снежинка)
|
|
|
6. Этап концептуализации |
Вывод: непроверяемые орфограммы нужно запомнить или проверить по словарю Орфограмма Проверяемая непроверяемая
запоминаю, смотрю в словаре |
|
|
7. Этап моделирования
| Вспомним известные нам проверяемые орфограммы: Безударный гласный звук Причиняет много мук, Чтобы не было сомненья Ставим звук под УДАРЕНИЕ! Парные согласные- самые опасные! В корне ты их проверяй- рядом гласный подставляй! Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке!
| Рассказывают правила проверки орфограмм.
| Коммуникативные: отвечают на вопросы.
|
8. Этап конструирования | А сейчас пришло время поработать с проверяемыми орфограммами. Составьте алгоритм действий для проверяемых орфограмм, работая в группах. Проверяемые орфограммы в слове Парные звонкие Непроизносимые или глухие Г В корне 1. В конце слова сн, зн, рц (в слабой позиции) 2. В середине слова ств, нц Ставлю под ударение Ставлю перед гласными, перед согласными р, н, л, м Ответственные выходят к доске, проверка заполнения алгоритма. | Работа в группах. Вспомним правила работы в группах: 1.Один говорит, другие слушают; 2. В группе должен быть ответственный; 3. Своё несогласие высказывай вежливо; 4. Если не понял-переспроси.
| Познавательные: используют схемы при решении орфографических задач.
Коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми. Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий; планируют собственную деятельность. |
9. Этап программирова- ния
| Запись слов в три столбика (слайды) св.ча, фла.ки, гр.бной, праз.ник, б.гут, лес.ница, тра.ка, сер.це, берё.ка. Проверка на слайдах: Свеча флажки праздник Грибной травка лестница Бегут берёзка сердце | Записывают слова в три столбика.
|
|
10. Этап построения выхода из затруднения | Работа с учебником:
| Записывают слова с проверочным словом. Зачитываем памятку в конце учебника.
| Личностные: осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт; развивают умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
|
11. Этап рефлексии
| Работа с планшетами. Приложение «Русский язык», контроль, 1 задание для каждой орфограммы, 5-бальная система оценивания. Самоконтроль знаний. | Работают на планшетах. |
|
11. Запись д/з
| Домашнее задание на выбор два уровня сложности: 1 уровень- упр. 2 уровень- упр. |
|
|
12. Итог урока
| - Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место в слове ? Закончите предложения: • Для меня было сложным… • Мне понравилось… Покажите с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Карта настроений.
Если останется время А теперь узнайте слово по фразе.
В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.
|
|
|
© 2021, Кордубан Елена Васильевна 365 1