СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова".»

Технологическая карта современного урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Школа: МБОУ Лицей № 1

Учитель: Кордубан Елена Васильевна

УМК: «Планета Знаний»


Тема урока


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.

Цель урока

Формирование способности к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма, находить орфограмму в корне слова, уметь их классифицировать, активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

Тип урока


Изучение нового материала и первичного закрепления


Методы обучения

- частично – поисковый, - наглядный, - практический, - проблемный.


Использованные технологии

- личностно – ориентированного обучения
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)
- проблемного обучения, ИКТ – технология.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умеют решать орфографические задачи;

  • умеют пользоваться алгоритмом действий;

  • умеют пользоваться словарями.





Метапредметные:

регулятивные

  • учатся понимать цель выполняемых действий;

  • получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • высказывают свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

  • планируют собственную деятельность;

познавательные

  • извлекают информацию, представленную в разных формах (словари, Интернет, схема, иллюстрация и др.);

  • наблюдают и делают самостоятельные выводы;

  • научатся владеть разными способами проверки;


коммуникативные

  • формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми;

  • умеют работать в парах, в группах;

Личностные:

  • имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;

  • осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт;

  • имеют потребности к обогащению словаря.


Ресурсы


  1. Учебник Л.Я, Желтовская, О.Б. Калинина Русский язык, 2 класс, Часть 2.

  2. Презентация к уроку.

  3. Карточки для групповой работы.

  4. Индивидуальные орфографические словари, толковый словарь, этимологический словарь.

  5. Интерактивная доска, диски с заданиями.

  6. Карточки-настроения, светофоры.




Этап урока


Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД


Самоопреде-ление к деятельнос-ти       

Орг. момент

Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовить к восприятию учебного материала.



Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что когда звенит звонок,

Он зовет всех на урок.

- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, сначала окажем им внимание.



- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

Когда гласные буквы обозначают два звука?

Вспомните правила посадки за партой.




Запишите число, классная работа.


Проверяют готовность своего рабочего места к уроку











Отвечают: гласные буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знаков.


Записывают в тетради дату (числом) и “классная работа”.


Личностные:

имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности;


2. Этап актуализации

Минутка чистописания.

Сегодня на уроке вы будете прописывать букву, которая чаще всего встретилась вам при записи даты и слов “классная работа”.

А прописывать вы её будете столько раз, сколько раз встретился звук а когда вы проговаривали себе записывая.



Работа в тетрадях.


Это буква - А



8 раз



Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий;


Предметные:


3. Этап проблемати зации





































4. Этап целеполагания и планирования

Постановка учебной задачи

При записи отгадок вам придётся думать и решать орфографические задачи.

Запишите через запятую отгадки к загадкам:

В море солёна, в реке пресна

В зимний холод, вьюгу, стужу

Превратилась в лёд она. (Вода)


Надо фрукты нам купить

Иль подарок подарить

Сумку мы с тобой берём и на улицу идём

Там проходим вдоль витрин

И заходим в (Магазин)


Оно весь мир обогреет

И усталости не знает

Улыбается в оконце, а зовут его (Солнце)


На нём нам трудно удержаться

Но любим по нему кататься. (Лёд)


В магазине на прилавке

Он в оранжевой рубашке

Кожура его толста, а почистишь-

Он на дольки разберётся без труда (Апельсин)


Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)


Ну а это угадать очень даже просто:

Как апельсин ни дать, ни взять

Только меньше ростом (Мандарин)


Какая проблема и в каких словах возникла у вас при записи? Может быть даже кто-то оставил пустое окошко? В каком слове орфографическую задачу вы не смогли решить?


Разделите эти слова на две группы.

Сформулируйте тему урока.

(построение алгоритма )

Орфограмма


Проверяемая непроверяемая



Поставим перед собой задачи урока:

Что мы сегодня должны хорошо научиться делать?






Запись в тетрадях:

Вода, магазин, солнце,

лёд, апельсин, снежки, мандарин































В словах магазин, апельсин, мандарин.




Проверяемые и непроверяемые орфограммы.



Научиться решать орфографические задачи, различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.


Рассматриваем маршрутный лист на слайде.

Регулятивные:

получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
















Как же можно решить первую орфографическую задачу: непроверяемая безударная гласная в корне слов? Назовите пути решения.




Один ученик находит в Интернете, один в толковом словаре, другой в этимологическом. Все остальные в орфографическом.


Просмотр видеоролика.


Что закономерно в этих словах? Во всех пишется буква а. Сейчас запишите словарные слова по памяти из ваших словариков, в которых буква А стоит в слабой позиции, её нужно запомнить.


В это время один ученик работает с интерактивной доской.




1.Найти правописание слова в орфографическом словаре.

2. Найти лексическое значение слова в толковом словаре.

3. Найти этимологическое значение слова.

4. Поиск информации в Интернете.





Работа в парах.


Проверка в парах.




Познавательные: пользуются словарями, Интернетом.



5.



Физминутка для глаз. (Снежинка)






6. Этап концептуализации


Вывод: непроверяемые орфограммы нужно запомнить или проверить по словарю

Орфограмма


Проверяемая непроверяемая



запоминаю,

смотрю в словаре



7. Этап моделирования




Вспомним известные нам проверяемые орфограммы:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук,

Чтобы не было сомненья

Ставим звук под УДАРЕНИЕ!


Парные согласные- самые опасные!

В корне ты их проверяй-

рядом гласный подставляй!


Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!










Рассказывают правила проверки орфограмм.



Коммуникативные:

отвечают на вопросы.



8. Этап конструирования

А сейчас пришло время поработать с проверяемыми орфограммами. Составьте алгоритм действий для проверяемых орфограмм, работая в группах.

Проверяемые орфограммы в слове



Гласные Согласные


Парные

звонкие Непроизносимые

или глухие

Г де их нужно проверять?




В корне 1. В конце слова сн, зн, рц

(в слабой позиции) 2. В середине слова ств, нц

Как проверить?


Ставлю под ударение Ставлю перед гласными,

перед согласными р, н, л, м


Ответственные выходят к доске, проверка заполнения алгоритма.

Работа в группах.


Вспомним правила работы в группах:


1.Один говорит, другие слушают;


2. В группе должен быть ответственный;


3. Своё несогласие высказывай вежливо;


4. Если не понял-переспроси.





Познавательные:

используют схемы при решении орфографических задач.






Коммуникативные: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.







Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий;

планируют собственную деятельность.

9. Этап программирова-

ния


Запись слов в три столбика (слайды)

св.ча, фла.ки, гр.бной, праз.ник, б.гут, лес.ница, тра.ка, сер.це, берё.ка.

Проверка на слайдах:

Свеча флажки праздник

Грибной травка лестница

Бегут берёзка сердце


Записывают слова в три столбика.








10. Этап построения выхода из затруднения

Работа с учебником:





Записывают слова с проверочным словом.





















Зачитываем памятку в конце учебника.









Личностные:

осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт;

развивают умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.


11. Этап рефлексии


Работа с планшетами. Приложение «Русский язык», контроль, 1 задание для каждой орфограммы, 5-бальная система оценивания.

Самоконтроль знаний.

Работают на планшетах.


11. Запись д/з


Домашнее задание на выбор два уровня сложности:

1 уровень- упр.

2 уровень- упр.



12. Итог урока

- Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место в слове ?

Закончите предложения:
• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Покажите с каким настроением мы заканчиваем наш урок.

Карта настроений.


Если останется время

А теперь узнайте слово по фразе.

  1. Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)

  2. Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)

  3. Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку. (язык)

В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс