Цель:
Ознакомление с написанием разделительного мягкого знака.
Цели:
Дать понятие мягкого знака как разделительного.
Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.
Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
Соблюдать здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок – открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; план рассказа правила на ватмане, кроссворд на ватмане, маркеры,
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним правилом русского языка. Помогут нам в этом ваши знания и дружная работа.
Оформление тетради.
( Записать число, классная работа )
2. Каллиграфическая минутка.
а) Подготовка руки к письму.
- А сейчас, повторяем за мной (подготовим руку к письму в тетради):
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
Мы будем красиво писать удивительную букву.
- Мы напишем мягкий знак.
Нежно капелькой
Вот так (показ написания)
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв. Пишем её до конца строчки.
Чем удивительна эта буква? ( Она не имеет звука.)
3.Словарная работа.
- Прочитайте словарные слова.
Лебед…, олен…, пал…то, пен….
- Какой буквы нет в словах? (ь)
Запишите эти слова в тетрадь, через запятую, подчеркните мягкий знак.
-Какую работу выполняет мягкий знак?
4.Подготовка к восприятию нового материала.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что меня нет крыльев».
- Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
- Крыля
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья с доски.
5.Формулировка целей и задач урока.
- Видим разницу в словах .Вот мышонок поставил перед нами проблему.
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги.
А) КРЫЛЯ – ЛЯ (показ) - Назовите последний слог. (ля)
- Эти буквы были очень дружны и образовывали сочетание.
- Какие звуки вы слышите при произношении?
Б) - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.
- Послушайте последний слог ЛЬЯ.
- Что мы услышим, если мягкий знак встанет после «ЭЛЬ» и перед «Я»? (услышим Й).
Г) - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (Разделительный Ь)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Когда в словах пишется разделительный Ь)
- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с разделительным Ь)
-Значит, тема нашего урока «Разделительный мягкий знак»
6. Работа над правилом.
- Назовите все слова с разделительным мягким знаком.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
- После каких букв стоит разделительный ь?
- Что общего? (согл.)
- Перед какими буквами стоит разделительный ь?
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
- Какой звук мы слышим в этих словах после согласного? (Й)
- Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный Ь. А поможет нам ПЛАН, который записан на ватмане.
ПЛАН:
После каких букв?
Перед какими буквами ? Назови их.
Какой звук слышим после согласного?
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
Разделительный ь пишется 1) ………..2)…………, если 3)…………. .
Разделительный ь пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.
7. Закрепление.
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту (читают дети)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ подбадривали его своими песнями.
- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с разделительным ь.
Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
- Итак, читаем слова, которые вы выписали?
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.
-Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит испытания.
Ваше первое испытание. Разгадываем кроссворд.
1.Домики для пчёл. (Улья)
2.Снежная буря. (Вьюга)
3.Мать, отец и дети. (Семья)
4.Ягоды, сваренные в сахаре (Варенье)
5.Животное, которые любят бананы. (Обезьяны)
- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны.
- Прочитайте слова:
деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья
- Все ли слова по нашему правилу? Смотрите, между какими буквами пишется мягкий знак?
- Подумайте, какое задание могли придумать волшебники?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( с разделительным Ь и Ь – показатель мягкости согласного)
- Назовите слова с разделительным Ь.
- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласных.
- Запишем слова в тетрадь в два столбика.
- Мы прошли испытания и наша сказка заканчивается. Слайд 16.
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
8. Итог урока.
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?
- Какое правило учили?
-Расскажите правило написания слов с разделительным Ь, используя план ответа.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового мы узнали?
-Чему мы научились на уроке?
-Помогла нам дружба работать на этом уроке?
![]()