СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Разделительный мягкий знак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Дать понятие мягкого знака как разделительного.

Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.

Соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Разделительный мягкий знак.»

Цель:

Ознакомление с написанием разделительного мягкого знака.

Цели:

Дать понятие мягкого знака как разделительного.

Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.

Соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: урок – открытия новых знаний.

Оборудование:  проектор, компьютер, экран; план рассказа правила на ватмане, кроссворд на ватмане, маркеры,





Ход урока.

1.Организационный момент.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним правилом русского языка. Помогут нам в этом ваши знания и дружная работа. 
Оформление тетради.
( Записать число, классная работа )
2. Каллиграфическая минутка. 
а) Подготовка руки к письму. 
- А сейчас, повторяем за мной (подготовим руку к письму в тетради):
Две весёлые лягушки 
Ни минутки не сидят. 
Ловко прыгают подружки, 
Только брызги вверх летят.
 
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы). 

Мы будем красиво писать удивительную букву. 
- Мы напишем мягкий знак. 
Нежно капелькой 
Вот так (показ написания)

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв. Пишем её до конца строчки.
Чем удивительна эта буква? ( Она не имеет звука.)
3.Словарная работа.
- Прочитайте словарные слова.

Лебед…, олен…, пал…то, пен….

- Какой буквы нет в словах? (ь)

Запишите эти слова в тетрадь, через запятую, подчеркните мягкий знак.

-Какую работу выполняет мягкий знак?
4.Подготовка к восприятию нового материала.

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что меня нет крыльев». 

- Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … 

- Крыля  
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ……….. 
Дети: - Крылья с доски.


5.Формулировка целей и задач урока. 
- Видим разницу в словах .Вот мышонок поставил перед нами проблему. 
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги. 
А) КРЫЛЯ – ЛЯ (показ) - Назовите последний слог. (ля) 
- Эти буквы были очень дружны и образовывали сочетание. 
- Какие звуки вы слышите при произношении? 
Б) - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны. 
- Послушайте последний слог ЛЬЯ. 
- Что мы услышим, если мягкий знак встанет после «ЭЛЬ» и перед «Я»? (услышим Й). 
Г) - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (Разделительный Ь) 
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Когда в словах пишется разделительный Ь) 
- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с разделительным Ь) 
-Значит, тема нашего урока «Разделительный мягкий знак»

6. Работа над правилом.  
- Назовите все слова с разделительным мягким знаком.

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». 


Выделены гласные и согласные. 
КРЫЛЬЕВ 
СОЛОВЬЁВ 
СОЛОВЬИ 
НОЧЬЮ 
РУЧЬЯ 

- После каких букв стоит разделительный ь? 
- Что общего? (согл.) 
- Перед какими буквами стоит разделительный ь? 
- Что общего? (гласн.) 
- Назовите их. 
- Какой звук мы слышим в этих словах после согласного? (Й) 
- Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный Ь. А поможет нам ПЛАН, который записан на ватмане. 

ПЛАН: 
После каких букв? 
Перед какими буквами ? Назови их. 

Какой звук слышим после согласного? 
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило: 
Разделительный ь пишется 1) ………..2)…………, если 3)…………. . 

Разделительный ь пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й.  

7. Закрепление. 
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту (читают дети) 
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ подбадривали его своими песнями. 
- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с разделительным ь.

Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы. 
- Итак, читаем слова, которые вы выписали? 
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи. 
ПРОВЕРКА.

-Подчеркните в словах разделительный мягкий знак. 
Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит испытания.
Ваше первое испытание. Разгадываем кроссворд.  

1.Домики для пчёл. (Улья)
2.Снежная буря. (Вьюга)

3.Мать, отец и дети. (Семья)

4.Ягоды, сваренные в сахаре (Варенье)

5.Животное, которые любят бананы. (Обезьяны)
- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны. 



- Прочитайте слова: 


деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья


- Все ли слова по нашему правилу? Смотрите, между какими буквами пишется мягкий знак? 
- Подумайте, какое задание могли придумать волшебники? 
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( с разделительным Ь и Ь – показатель мягкости согласного) 
- Назовите слова с разделительным Ь. 
- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласных. 
- Запишем слова в тетрадь в два столбика.

- Мы прошли испытания и наша сказка заканчивается.  Слайд 16.
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!» 
8. Итог урока. 
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:  
Слова собрал я здесь не зря: 
Деревья, листья и скамья, 
Колосья, братья и семья – 
Что в них за правило, друзья? 
- Какое правило учили? 
-Расскажите правило написания слов с разделительным Ь, используя план ответа. 
-Понравился ли вам урок? 
-Что нового мы узнали? 
-Чему мы научились на уроке? 
-Помогла нам дружба работать на этом уроке?