Тема урока: Резервный урок по разделу состав слова нулевое окончание (наблюдение)
Цели урока: формировать умение определять окончания в словах; развивать навыки определения нулевого окончания в словах, логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь выделять в слове окончание, находить нулевое окончание слова, находить информацию в учебнике и анализировать ее.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что, время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
- Послушайте слова:
пальто | метро | пони | радио | кенгуру |
кино | пианино | шоссе | желе | какао |
кафе | эскимо | меню | кофе | такси |
- Что вы можете о них сказать?
- Откуда в русском языке такие «непослушные слова»?
- В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму. Их называют неизменяемыми. Большинство таких слов пришло из иностранных языков.
- Что можно сказать о форме этих слов?
- Неизменяемые слова не изменяются и не имеют окончания. Они имеют только одну форму.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Пальто, кино и радио.
Слов этих ты не забывай
И никогда не изменяй.
2.Орфографическая минутка
- Запишите число, классная работа.
Дд Дд - анализ звука.
- Пальчиковая гимнастика
Согрели ладони,
Слепили снежок,
Бросим снежки в доску, в стену, в окно.
Напишем в воздухе Дд
А теперь красиво в тетрадь.
Дд, Дд.
3. Работа по карточкам (карточки для индивидуальной работы)
Вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте окончание.
В л .. су зв .. рьки готовятся к з .. ме. Птицы ул .. тают в тёплые края. Белоч .. ка суш .. т на ветвях д .. ревьев гр .._бы. Ёж .. к спеш .. т в свою норку. Мышка запасает з .. рно.
Физкультминутка
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
III. Самоопределение к деятельности
С чего начнём, друзья, урок?
Нас приглашает окончание,
И у него для нас задание.
А что такое окончание?
- Окончание – изменяемая часть слова.
- Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?
- У некоторых слов есть нулевое окончание.
- А почему вы думаете, что есть нулевое окончание?
- Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а, реки – окончание и. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.
- А для чего нам служат окончания?
- Окончания служат для связи слов в предложении.
- Предположите, что случилось, если бы окончания не изменялись в словах?
- Сформулируйте тему и задачи нашего урока.
- Наша задача: закрепить знания, умения и навыки в определении окончания вообще и нулевого окончания отдельно и в правописании слов на изученные орфограммы.
IV. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Работа в группах
- Вместо точек вставьте названия животных.
Голоден как … волк
Хитёр как … лиса
Колючий как … ёж
Болтлив как … сорока
Упрям как … осёл
Нем как … рыба
- Почему так говорят?
- Распределите слова, которые вставили, в два столбика.
волк лиса
ёж сорока
осёл рыба
- Чем слова из первого столбца отличаются от слов из второго?
- Назовите окончания слов из второго столбца, а также слов из первого столбца.
- Как вы думаете, что надо сделать со словами, чтоб узнать, какое у них окончание? (Изменить по вопросам и сравнить формы слова.)
- Измените слова «волк», «ёж», «осёл» по вопросам и сравните их формы. Используйте в работе слова-«помощники». (Работаем по рядам.)
Слова-помощники» | 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Есть | волк | ёж | осёл |
Нет | волка | ежа | осла |
Вижу | волка | ежа | осла |
Дать | волку | ежу | ослу |
Любуюсь | волком | ежом | ослом |
Думаю | о волке | о еже | об осле |
- Выделите окончания во всех формах слов.
- Почему в словах «волк», «ёж», «осёл» вы не обозначили окончание? Вы заметили, что именно в этих формах слов окончания не прослеживаются, а в других формах этих слов они есть.
- Какой мы можем сделать вывод? (Предположения учащихся.)
- Правильно, в словах «волк», «ёж», «осёл», а также таких словах, как «конь», «ночь», окончание есть, только оно нулевое.
- Так что же такое нулевое окончание?
- Ребята, от какого слова образовалось слово «нулевое»? (От слова «ноль».)
- Что обозначает понятие «ноль» в математике?
- Как вы думаете, так что же такое нулевое окончание?
- Нулевым называется окончание, которое не выражено звуками, а на письме — буквами, обозначается в виде пустого квадратика — .
- Как узнать, что у слова нулевое окончание? (Изменить слово по вопросам и сравнить его формы.)
Физкультминутка
- Если называю слово с нулевым окончанием, вы приседаете, если нет, то хлопаете.
Тигр, коза, гусь, лось, утка, лиса, туча, день, ночь, облако.
V. Первичное закрепление
Выпишите слова с нулевым окончанием.
Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер, скрипучий, листок, корабль.
VI. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить новое знание?
- Продолжите предложения:
«Теперь я знаю….»
«Теперь я умею…»
VII. Итог
- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?
- Что мы называем окончанием?
- Как определить окончание слова?
- Что значит нулевое окончание?
- Как обозначается нулевое окончание?
8