СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение)"»

Тема урока: Резервный урок по разделу состав слова нулевое окончание (наблюдение)

Цели урока: формировать умение определять окончания в словах; развивать навыки определения нулевого окончания в словах, логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь выделять в слове окончание, находить нулевое окончание слова, находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», тетрадь, карточки, презентация.


Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что, время не теряем

И работать начинаем.


II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

- Послушайте слова:

пальто

метро

пони

радио

кенгуру

кино

пианино

шоссе

желе

какао

кафе

эскимо

меню

кофе

такси

- Что вы можете о них сказать?

- Откуда в русском языке такие «непослушные слова»?

- В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму. Их называют неизменяемыми. Большинство таких слов пришло из иностранных языков.

- Что можно сказать о форме этих слов?

- Неизменяемые слова не изменяются и не имеют окончания. Они имеют только одну форму.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Пальто, кино и радио.

Слов этих ты не забывай

И никогда не изменяй.


2.Орфографическая минутка

- Запишите число, классная работа.

Дд Дд - анализ звука.

- Пальчиковая гимнастика
Согрели ладони,
Слепили снежок,
Бросим снежки в доску, в стену, в окно.
Напишем в воздухе Дд
А теперь красиво в тетрадь.
Дд, Дд.


3. Работа по карточкам (карточки для индивидуальной работы)

Вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте окончание.

В л .. су зв .. рьки готовятся к з .. ме. Птицы ул .. тают в тёплые края. Белоч .. ка суш .. т на ветвях д .. ревьев гр .._бы. Ёж .. к спеш .. т в свою норку. Мышка запасает з .. рно.


 Физкультминутка

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.


III. Самоопределение к деятельности

С чего начнём, друзья, урок?

Нас приглашает окончание,

И у него для нас задание.

А что такое окончание?

- Окончание – изменяемая часть слова.

- Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

- У некоторых слов есть нулевое окончание.

- А почему вы думаете, что есть нулевое окончание?

- Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а, реки – окончание и. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.

- А для чего нам служат окончания?

- Окончания служат для связи слов в предложении.

- Предположите, что случилось, если бы окончания не изменялись в словах?

- Сформулируйте тему и задачи нашего урока.

- Наша задача: закрепить знания, умения и навыки в определении окончания вообще и нулевого окончания отдельно и в правописании слов на изученные орфограммы.

 

IV. Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Работа в группах

- Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … волк

Хитёр как … лиса

Колючий как … ёж

Болтлив как … сорока

Упрям как … осёл

Нем как … рыба


- Почему так говорят?

- Распределите слова, которые вставили, в два столбика.

волк лиса

ёж сорока

осёл рыба

- Чем слова из пер­вого столбца отличаются от слов из второго?

- Назовите окончания слов из второго столбца, а также слов из первого столбца.

- Как вы думаете, что надо сделать со словами, чтоб узнать, какое у них окончание? (Изменить по вопросам и сравнить фор­мы слова.)

- Измените слова «волк», «ёж», «осёл» по во­просам и сравните их формы. Используйте в работе слова-«помощники». (Работаем по рядам.)


Слова-помощники»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Есть

волк

ёж

осёл

Нет

волка

ежа

осла

Вижу

волка

ежа

осла

Дать

волку

ежу

ослу

Любуюсь

волком

ежом

ослом

Думаю

о волке

о еже

об осле

- Выделите окончания во всех формах слов.

- Почему в словах «волк», «ёж», «осёл» вы не обозначи­ли окончание? Вы заметили, что именно в этих формах слов окончания не прослеживаются, а в других формах этих слов они есть.

- Какой мы можем сделать вывод? (Предположения уча­щихся.)

- Правильно, в словах «волк», «ёж», «осёл», а также таких словах, как «конь», «ночь», окончание есть, только оно нулевое.

- Так что же такое нулевое окончание?

- Ребята, от какого слова образовалось слово «нуле­вое»? (От слова «ноль».)

- Что обозначает понятие «ноль» в математике?

- Как вы думаете, так что же такое нулевое окончание?

- Нулевым называется окончание, которое не выражено зву­ками, а на письме — буквами, обозначается в виде пустого ква­дратика — .

- Как узнать, что у слова нулевое окончание? (Изменить слово по вопросам и сравнить его формы.)


Физкультминутка

- Если называю слово с нулевым окончанием, вы приседаете, если нет, то хлопаете.

Тигр, коза, гусь, лось, утка, лиса, туча, день, ночь, облако.


V. Первичное закрепление

Выпишите слова с нулевым окончанием.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер, скрипучий, листок, корабль.


VI. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новое знание?

- Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»


VII. Итог

- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?

- Что мы называем окончанием?

- Как определить окончание слова?

- Что значит нулевое окончание?

- Как обозначается нулевое окончание?




8