СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Слово и его значение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

 

УРОК № 2

 

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (§ 1–2)

 

Цель урока: повторить основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё.

Круг вопросов: лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка,  толковый словарь, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Слово и его значение»

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ


УРОК № 2


СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (§ 1–2)


Цель урока: повторить основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё.

Круг вопросов: лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, карандаш, линейка, толковый словарь, раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный этап

Приветствие. Визуальный контроль готовности к уроку. Работа с журналом.


  1. Словарный диктант

Абажур, аббревиатура, абонемент, абориген, абстрактный, автограф, автострада, адекватный, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, аккомпанемент, аккорд, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, актуальный, аллегория, аллея, альбатрос, альманах, альтернатива, алюминий, аннотация.

Дополнительное задание. Составьте три словосочетания «прил. + сущ.», используя в каждом хотя бы одно из записанных в диктанте слов. Сделайте синтаксический разбор одного из составленных словосочетаний (порядок разбора см. на с. 12–13 II части учебника).


  1. Проверка домашнего задания

Совершенствование навыков устной монологической речи.


  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово преподавателя.


Тема 1. Слово и его значение (§ 1)


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Повторение значения основных терминов и понятий раздела «Лексика. Фразеология. Лексикография» (с. 9).


  1. Фронтальный опрос-беседа по вопросам:

  • Какая единица языка является важнейшей и почему?

  • Что такое слово?

  • Что называется лексическим значением слова?


  1. Первичное закрепление материала

Задание. Прочитайте стихотворение выразительно. Дайте толкование слов из первой части стихотворения: ложка, кошка, тряпка, шапка. Можно ли дать толкование слову плим? Является ли оно словом? О чём это говорит? Где можно справиться о лексическом значении слова?

Плим


Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,
У кошки шесть котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошёл.


А я придумал слово,
Смешное слово «плим».
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит.
Плим, плим, плим.


Плим – это звуковой комплекс, который не имеет общепринятого лексического значения, поэтому его нельзя считать словом.

О лексическом значении слова можно справиться в толковом словаре.


Тема 2. Однозначность и многозначность слов (§ 2)


  1. Работа с теоретическим материалом

  1. Беседа по содержанию после самостоятельного ознакомления студентов с текстом параграфа по вопросам:

  • Какой материал вам был хорошо знаком?

  • Что нового вы узнали из содержания параграфа?


  1. Работа в тетради: записать основные способы возникновения переносного значения слова.


  1. Первичное закрепление материала

Упражнение 4. Работа со словарём (по вариантам).

Дополнительное задание. Определите и запишите слово по его толкованию.

«Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе». [Язык.]

  • Какие ещё значения слова язык вы знаете?


Упражнение 5. Объясните значение выделенных слов, укажите прямое и переносное значения.


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. Что является предметом изучения лексики?

  2. Каким способом можно уточнить лексическое значение слова?

  3. Чем различаются однозначные и многозначные слова?

  4. Каким образом в словаре оформляется многозначное слово?


Студенты должны знать:

  • основные понятия лексики;

  • как отличить многозначное слово от однозначного.


Студенты должны уметь:

  • работать с толковым словарём;

  • употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова;

  • дать толкование лексического значения слова;

  • определять лексическое значение слова по толковому словарю;

  • соотносить слово и его лексическое значение.


  1. Домашнее задание

        1. § 1–2. Упражнение 6 (устно).

        2. Подготовиться к словарному диктанту.

        3. Опережающее задание: повторить теоретический материал § 3.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!