СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку Тема: «Разделительный мягкий знак».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПИСАТЬ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку Тема: «Разделительный мягкий знак».»




 

Муниципального образовательного учреждения общего и дошкольного образования

«Марьинская начальная школа-детский сад»

Джанкойского района Республики Крым








Урок по русскому языку

Тема:

«Разделительный мягкий знак».

Провела: учитель начальных классов

Салединова Фотима Мудесеровна

Конспект урока по русскому языку 2 класс Дата 24 .01.2018 г

Тема урока: «Разделительный мягкий знак».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных.

Задачи:

Предметные:

-способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;

Метапредметные:

- учить принимать и сохранять  учебную задачу;

- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учить договариваться, приходить к общему решению.

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, --формирование культуры здоровья обучающихся.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, презентация.




Ход урока


I этап. Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2)

II этап. Актуализация знаний

Работа в тетрадях

Запишите число. Классная работа.

Минутка чистописания (слайд 3)

-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

-Самооценка выполненной работы.


Словарная работа. (слайды 5-12)

Картинный диктант

Медведь, морковь, снегирь, апельсин, коньки, пальто, учитель.

-Что объединяет все слова? (ь знак)

- На какие 2 группы можно разделить?

(1.Одушевленные, неодушевленные, 2.ь знак в конце, в середине).

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?

Где пишется мягкий знак – показатель мягкости?


III. Постановка учебной проблемы.

Показ фотографии, где изображены дети.

Данил, Тимур и Егор – все они мои … (друзья)


Друзья – сравните произношение и написание ДРУЗЯ

-Что вы заметили? Как правильно написать это слово?


Учитель разрезает карточку «друзя», отделяя буквы друз от я. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак

-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)

- Какая тема урока? (слайд 13)

Корзина умных вопросов.

- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?

- Какую работу выполняет разделительный ь?

- В каких словах пишется разделительный ь?

- Где в словах пишется разделительный ь?

- Как отличить разделительный ь и ь?


lV Открытие нового знания.

Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би – бьи, ме – мье (слайд 14)

Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире.

Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда?


Физкультминутка

Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».


Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … крылья.

- Найдите и подчеркните все слова с разделительным мягким знаком. (Высвечиваются по щелчку мыши слова) (слайд15)

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». КРЫЛЬЕВ СОЛОВЬЁВ СОЛОВЬИ НОЧЬЮ РУЧЬЯ




- Посовещайтесь в паре и попробуйте представить это правило в виде схемы.

– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

- Давайте проверим наше открытие.

. Работа по учебнику.

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)

– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].)

– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл:друзя.)

Приведите свои примеры.

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?

Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.

* Работа в тетради

1. Замените предложение одним словом. Запишите его.

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)

Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)

Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)

– Обозначьте орфограмму. Как она называется?

– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?

2.

1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)

2 На столе у тети Ани

В вазе красные… (тюльпаны)

3. Охотник зарядил …(ружьё)

4.Ежедневно в7 утра

Он трещит вставать поррра!... (будильник)

5. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок…(свинья)

6.От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл… (карась)


V. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– Устно составьте предложение с любым словом.

Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)

Расселить по домикам

солов.и

сквореч.ник

хищ.ник

грибоч.ки

вин.тик

волч.и

осен.ю

осен.

ден.ки

кол.я

мал.чик

стул.я

окун.

скам.я

окун.ки

Проверка:

- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?

- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий разделительный знак?

- Найдите лишние слова, почему?

Допишите по одному слову в каждый столбик. Подчеркните орфограммы.


Домашнее задание.



Стр. 33 упр. 56

















































Приложение.

«Тетрадь продвижения»

по русскому языку: тема «Словарные слова»

Абрашиной Насти

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

4 ошибки

04.02. 11.02. 15.02 18.02 26.02

Такие «Тетради продвижения» помогают:

- формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;

- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;

- сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;

- сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;

- сделать тетрадь «справочником изученного».

Копилка моих достижений













Работа в паре

Работа в группе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!