Муниципального образовательного учреждения общего и дошкольного образования
«Марьинская начальная школа-детский сад»
Джанкойского района Республики Крым
Урок по русскому языку
Тема:
«Разделительный мягкий знак».
Провела: учитель начальных классов
Салединова Фотима Мудесеровна
Конспект урока по русскому языку 2 класс Дата 24 .01.2018 г
Тема урока: «Разделительный мягкий знак».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных.
Задачи:
Предметные:
-способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
Метапредметные:
- учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учить договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, --формирование культуры здоровья обучающихся.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, презентация.
Ход урока
I этап. Организационный момент
Эмоциональный настрой.
Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2)
II этап. Актуализация знаний
Работа в тетрадях
Запишите число. Классная работа.
Минутка чистописания (слайд 3)
-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
-Самооценка выполненной работы.
Словарная работа. (слайды 5-12)
Картинный диктант
Медведь, морковь, снегирь, апельсин, коньки, пальто, учитель.
-Что объединяет все слова? (ь знак)
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные, 2.ь знак в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
Где пишется мягкий знак – показатель мягкости?
III. Постановка учебной проблемы.
Показ фотографии, где изображены дети.
Данил, Тимур и Егор – все они мои … (друзья)
Друзья – сравните произношение и написание ДРУЗЯ
-Что вы заметили? Как правильно написать это слово?
Учитель разрезает карточку «друзя», отделяя буквы друз от я. Раздвигает части слова и между ними вставляет мягкий знак
-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)
- Какая тема урока? (слайд 13)
Корзина умных вопросов.
- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?
- Какую работу выполняет разделительный ь?
- В каких словах пишется разделительный ь?
- Где в словах пишется разделительный ь?
- Как отличить разделительный ь и ь?
lV Открытие нового знания.
Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би – бьи, ме – мье (слайд 14)
Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире.
Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда?
Физкультминутка
Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них … крылья.
- Найдите и подчеркните все слова с разделительным мягким знаком. (Высвечиваются по щелчку мыши слова) (слайд15)
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». КРЫ
ЛЬЕВ СОЛО
ВЬЁВ СОЛО
ВЬИ НО
ЧЬЮ РУ
ЧЬЯ
- Посовещайтесь в паре и попробуйте представить это правило в виде схемы.
– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)
– Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
- Давайте проверим наше открытие.
. Работа по учебнику.
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)
– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? (О звуке [й'].)
– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл:друзя.)
Приведите свои примеры.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
– В каких буквах «спрятан» звук [й']? Как их подчёркиваем?
Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.
* Работа в тетради
1. Замените предложение одним словом. Запишите его.
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)
– Обозначьте орфограмму. Как она называется?
– Как подчёркивается? Что подчеркнём двумя чертами?
2.
1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)
2 На столе у тети Ани
В вазе красные… (тюльпаны)
3. Охотник зарядил …(ружьё)
4.Ежедневно в7 утра
Он трещит вставать поррра!... (будильник)
5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок…(свинья)
6.От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл… (карась)
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение
– Устно составьте предложение с любым словом.
Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)
Расселить по домикам
солов.и
сквореч.ник
хищ.ник
грибоч.ки
вин.тик
волч.и
осен.ю
осен.
ден.ки
кол.я
мал.чик
стул.я
окун.
скам.я
окун.ки
Проверка:
- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?
- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий разделительный знак?
- Найдите лишние слова, почему?
Допишите по одному слову в каждый столбик. Подчеркните орфограммы.
Домашнее задание.
Стр. 33 упр. 56
Приложение.
«Тетрадь продвижения»
по русскому языку: тема «Словарные слова»
Абрашиной Насти
Без ошибок
1 ошибка
2 ошибки
3 ошибки
4 ошибки
04.02. 11.02. 15.02 18.02 26.02
Такие «Тетради продвижения» помогают:
- формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;
- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;
- сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;
- сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;
- сделать тетрадь «справочником изученного».
Копилка моих достижений
Работа в паре
Работа в группе