Тема урока | Учимся писать письма |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий |
Цель урока | Создать условия для развития умения правильно подписывать точный адрес на конверте |
Основные термины и понятия | Почтальон, письмо, конверт, адрес, адресат, индекс, отправитель |
Информационно-образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
| Информационный материал Художественная литература: А.П. Чехов «Ванька» , Демонстрационный материал Конверты формата А4 по количеству групп, презентация, цветные марки для рефлексии, аудиозапись. | Литературное чтение (смысловое слушание рассказа А.П. Чехов «Ванька») Окружающий мир (географические понятия) История (исторические факты появления словарных слов) Математика (работа со схемой) |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится (БУ): Знания: Применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов Умения: подписывать конверт Ученик получит возможность научиться(ПУ): составлять собственный текст письма. | Регулятивные УУД: ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях выполнения учебной задачи Познавательные УУД: действуют по алгоритму, образцу Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной формах (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других | Будут созданы условия для формирования у ученика: Сохраняют мотивацию кучебе; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены чтения и письма |
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты ФГ |
1. Мотивационно - ориентировочный этап |
Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно -познавательная или учебно-практическая задача, решение кроссворда.). Учитель: -Кроме книжек, на урок Не забудем взять внимание. Потому, что без внимания Невозможно просто так Получить образование! Все ли готовы? Дети: -Все к уроку мы готовы – Будем думать, отвечать, Узнавать и закреплять! На слайде персонаж мультфильма: почтальон Печкин.Слайд 1 Учитель: - Кто это? Дети: -Почтальон Печкин. Учитель: - Кто такой «почтальон»? Дети: - Профессия человека, он доставляет людям письма и посылки. Учитель: - Не случайно этот персонаж появился у нас на уроке. Его появление связано с темой. Чтобы сформулировать тему, разгадаем кроссворд. Приложение 1 (Кроссворд сопровождается показом слайдов).Слайд 2 Почта - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей Слайд 3 Индекс – шестизначный код почтового отделения. Слайд 4 Адресат – человек, которому адресовано письмо. Слайд 5 Почтальон - профессия человека, он доставляет людям письма и посылки. Слайд 6 Марка – проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Слайд 7 Обращение–слово, называющее того, к кому обращаются (собеседника). Слайд 8 Найдите слово, которое спряталось по вертикали. Слайд 9 Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия). Целеполагание, формулировка темы Учитель: Что такое письмо? Слайд 10 А вы умеете писать письма? -Назовите тему урока. Дети: -Учимся писать письма. Слайд 11 1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): выявление проблемы и определение учебной задачи Учитель: - Какие умения нужны для этого? Дети: -Уметь писать: красиво, разборчиво. -Уметь писать адрес, составлять свой текст. Учитель: - Какую цель поставим? Дети: -Научиться правильно писать письма, заполнять конверт. Учитель формулирует выводы: Сегодня мы узнаем историю появления письма, конверта; изучим правила написания письма и научимся заполнять конверт. Попутно обогатим словарный запас и поучимся быть тактичными и корректными. | Компонент ФГ: Литературная грамотность – предметный компонент. Регулятивные: целеобразование Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели под руководством учителя Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: действие смыслообразования |
2. Поисковый этап |
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи) Учитель: – Чтобы достичь цели и выполнить задачи, составим план урока 2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план: Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.) 1.Чистописание 2.Словарная работа 3. Подпись конверта. 4. Работа над содержанием письма. 5. Итоги работы. | Компонент ФГ: Языковая грамотность – предметный компонент. Регулятивные: планирование Познавательные:поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: действие нравственно-этического оценивания |
3. Практический этап |
Чистописание. Цель: отработать каллиграфию письма. Задачи: -положительная мотивация к отработке почерка. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: отработать письмо букв «П, п». Методы: самостоятельная постановка учебной задачи, практическая работа. Учитель: -Первый пункт плана – чистописание Приложение 1 - Возьмите лист, подпишите фамилию, запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Обратите внимание на доску. -Если гостем нашего урока является почтальон Печкин, какое задание мы выберем для чистописания? Дети: -Буква Пп. Чистописание Пп. (наблюдение) Учитель: - Угадайте, почему почтальону Печкину было бы очень приятно, если бы мы сегодня написали красиво прописную и строчную буквы Пп? Дети: -С этих букв начинаются оба слова: слово «почтальон» пишется с маленькой буквы п, «Печкин» - с заглавной П, потому что это фамилия. Учитель: - Верно, имя собственное пишется с заглавной буквы, а нарицательное со строчной. (Показ написания на доске). Словарная работа. Цель, поставленная учителем на данном этапе: развитие орфографического навыка. Задачи: постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и ее решение. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить словарные слова, Методы: взаимопроверка. Учитель: -Следующий этап плана – словарная работа. Работа в парах. Слайд 12. Приложение 2 Найти и записать 8 словарных слов. Взаимопроверка . Учитель: Адрес, индекс, адресат, конверт, обращение, Россия, город, деревня. Слайд 13 -Поднимите руки, кто выполнил без ошибок, кто с 1-2 ошибками, у кого 3 ошибки. Кому необходимо, повторите дома словарные слова. Завтра и вы напишите без ошибок. Физминутка Работа с рубрикой «Экскурсию в прошлое». Слайд 14 Цель, поставленная учителем на данном этапе: формирование интереса к истории, географии и другим наукам. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ознакомление с историческими фактами по теме урока, происхождением словарных слов Методы: словесный, показ презентации Учитель: - Ребята, хотите узнать, как был придуман почтовый ящик и конверт? Дети: -Ответы. (Сообщение подготовленных обучающихся сопровождающиеся презентацией). Приложение 3 Эмма: Слайд 15 - Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли, забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий. Азалия: Слайд 16 - Конверт. В 1920 году владелец магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бумажных листов разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная витрина привлекла покупателей. Бревер, продумав форму изготовил несколько партий таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели огромный успех и получили название «конверт». Влад: Слайд 17 -Письма бывают разные: (На слайде –схема-опора) | Компонент ФГ: Социальная грамотность – интегративный компонент. Регулятивные: прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные:планирование Личностные: действие смыслообразования |
Ознакомление с новым материалом Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться понимать структуру правильного письма Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования познавательных УУД Задачи: развивать умение анализировать текст, высказывать свою точку зрения, доказывать её. Методы: анализ литературного произведения, эвристическая беседа Учитель: Прослушайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька»). Слайд 18 Приложение 4 Слушание письма (Отрывка «Милый дедушка, Константин Макарыч…» из рассказа А. П. Чехова «Ванька»). Слайд 19 Учитель: (эвристическая беседа) - Какое это письмо: деловое или личное? - О чем писал мальчик, живший более 100 лет назад своему дедушке? Дети: -Ванька писал о своих буднях и выходных днях. Учитель: - Какую жизнь описал Ванька? Дети: - Мальчик описывал свою тяжёлую жизнь. Учитель: Вам дается возможность учиться. Цените это. Учитель: -Существуют правила написания письма. Слайд 20 1. Полученное письмо может распечатать только адресат. 2. Не вежливо не ответить на полученное письмо. 3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма, как правило, пишутся от руки, аккуратным почерком. 4. Письма пишут только в хорошем настроении. Физминутка Приложение 5 Работа с конвертом Цель, которая должна быть достигнута учащимися: поиск информации по данной теме. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать обсуждению решения учебной задачи. Задачи: научить оформлять конверт Методы и приемы: наглядные, практическая работа. самооценку. Методы: наглядные, самостоятельная работа. | Познавательные УУД самостоятельное выделение познавательной цели и необходимой информации. Информационная грамотность: умения, обеспечивающие эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой |
Учитель: Далее внимание обучающихся обращается на то, как Ванька Жуков подписал адрес. Обсуждается вопрос. Слайд 21 Учитель: -Получит ли письмо Константин Макарович? Дети: -Нет, Ванька некорректно оформил надпись на конверте. Учитель: –Чтобы вы посоветовали исправить Ваньке, для того чтобы письмо дошло до адресата? Дети: -Указать точный адрес дедушки. Слайды по заполнению конверта Слайд 22-27 Учитель: Практическая работа в группах: подпись конверта (решение практической задачи). Приложение 6 Сегодня вы будете подписывать конверт, который отправите мне. Приложение 7 Проверка работы в группах. Выставка - анализ готовых работ (вывесить конверты на доску). Учитель: - Молодцы. Практическая работа (содержание письма) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: написать собственное письмо в соответствии с правильной структурой оформления письма. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования познавательных УУД Задачи: развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку. Методы: наглядные, самостоятельная работа Конверт оформили, не забудьте о структуре письма. Слайды о структуре письма. Слайд 28 Приложение 8 Письмо – это текст, в котором есть… Приветствие. Благодарность. Рассказ о себе. Вопросы. Прощание (просьбы, приветы). Подпись, дата. Слайд 29 Найдите части письма в послании Маши к Медведю. Приложение 9 Здравствуй, Миша! Была рада твоему письму. Большое спасибо! Прошел уже целый месяц летних каникул. Целых четыре недели я только отдыхала: загорала, купалась, читала, рисовала, ходила на экскурсии. А сегодня утром я почувствовала, что очень соскучилась по тебе. И решила написать. А как ты провёл первый месяц каникул? Что нового в лесу? Передавай привет нашим друзьям. Жду ответа. До свидания. Твоя Маша. 30 июня 2019 г. P.S. Высылаю фото с друзьями. Учитель: -У вас хорошее настроение? Дети: (ответы) Учитель: -Значит, самое время написать небольшое письмо своему учителю. Слайд 30-36 Дети самостоятельно пишут собственное письмо в соответствии с правильной структурой оформления письма. Приложение 8 Учитель: - Хорошо, вложите письма в конверт, прочту их дома | Информационная грамотность: способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации Языковая грамотность :владение средствами родного языка в устной и письменной речи |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ Учитель: - Нам осталось выполнить последний пункт плана – подвести итоги. - Над какой темой работали? Дети: -Учимся писать письма. Учитель: - Чему научились на уроке? Дети: -Составлять текст письма, подписывать конверт, писать красиво. Учитель: – Для чего нужно аккуратно и правильно подписывать конверты? Дети: (ответы) Учитель: - Пригодится ли в жизни вам это умение? Дети: (ответы) Учитель: -Как нужно оформлять конверт, чтобы письмо нашло своего адресата? Дети: -Написать корректно адрес, указать индекс. Учитель: -Верно. Для того, чтобы конверт дошел до адресата нужна почтовая марка. Посмотрите, как они выглядят. Марка – доказательство того, что письмо оплачено. -А какой недостаток в оформлении наших конвертов, которые висят на доске? Дети:-Они без марок. Значит, не дойдут до адресата. Учитель: -Ребята, давайте исправим это. Перед вами на столах лежат необычные именные марки разных цветов. Чтобы отправить свой конверт и оценить свою работу на уроке, я предлагаю вам выбрать только марку определённого цвета.Приложение 9 Слайд 37 -Если вам всё понятно, вы достигли поставленной цели, то ваша марка зелёного цвета. -Если у вас остались небольшие вопросы, возьмите марку жёлтого цвета. -Если вы не усвоили тему и необходимо ещё уделить внимание данному уроку, то выберете марку красного цвета. Дети определяются с цветом марки, выходят к доске и прикрепляют магнитные марки на конверт своей группы. 4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся Слайд 38 | Компонент ФГ: Коммуникативная грамотность – интегративный компонент. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: самостоятельная деятельность по образцу Коммуникативные: умение высказывать и доказывать свою точку зрения Личностные: действие смыслообразования |