СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Учим писать письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Учим писать письма"»

Технологическая карта по учебному предмету «Русский язык». Развитие речи.

Тема урока

Учимся писать письма

Тип урока

Развитие знаний и способов действий

Цель урока

Создать условия для развития умения правильно подписывать точный адрес на конверте

Основные термины и понятия

Почтальон, письмо, конверт, адрес, адресат, индекс, отправитель

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи


Информационный материал Художественная литература: А.П. Чехов «Ванька» , Демонстрационный материал Конверты формата А4 по количеству групп, презентация, цветные марки для рефлексии, аудиозапись.

Литературное чтение (смысловое слушание рассказа А.П.

Чехов «Ванька»)

Окружающий мир (географические понятия) История (исторические факты появления словарных слов)

Математика (работа со схемой)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ): Знания: Применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов Умения: подписывать конверт Ученик получит возможность научиться(ПУ): составлять собственный текст письма.

Регулятивные УУД: ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях выполнения учебной задачи Познавательные УУД: действуют по алгоритму, образцу Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной формах (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других

Будут созданы условия для формирования у ученика: Сохраняют мотивацию кучебе; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены чтения и письма

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

1. Мотивационно - ориентировочный этап

    1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно -познавательная или учебно-практическая задача, решение кроссворда.).

Учитель:

-Кроме книжек, на урок

Не забудем взять внимание.

Потому, что без внимания

Невозможно просто так

Получить образование!

Все ли готовы?

Дети:

-Все к уроку мы готовы

– Будем думать, отвечать,

Узнавать и закреплять!

На слайде персонаж мультфильма: почтальон Печкин.Слайд 1

Учитель: - Кто это?

Дети: -Почтальон Печкин.

Учитель: - Кто такой «почтальон»?

Дети: - Профессия человека, он доставляет людям письма и посылки.

Учитель: - Не случайно этот персонаж появился у нас на уроке. Его появление связано с темой. Чтобы сформулировать тему, разгадаем кроссворд. Приложение 1

(Кроссворд сопровождается показом слайдов).Слайд 2

Почта - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей Слайд 3

Индекс – шестизначный код почтового отделения. Слайд 4

Адресат – человек, которому адресовано письмо. Слайд 5

Почтальон - профессия человека, он доставляет людям письма и посылки. Слайд 6

Марка – проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Слайд 7

Обращение–слово, называющее того, к кому обращаются (собеседника). Слайд 8

Найдите слово, которое спряталось по вертикали. Слайд 9

    1. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).

Целеполагание, формулировка темы

Учитель: Что такое письмо? Слайд 10

А вы умеете писать письма?

-Назовите тему урока.

Дети: -Учимся писать письма. Слайд 11

1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД): выявление проблемы и определение учебной задачи

Учитель: - Какие умения нужны для этого?

Дети: -Уметь писать: красиво, разборчиво.

-Уметь писать адрес, составлять свой текст.

Учитель: - Какую цель поставим?

Дети: -Научиться правильно писать письма, заполнять конверт.

Учитель формулирует выводы: Сегодня мы узнаем историю появления письма, конверта; изучим правила написания письма и научимся заполнять конверт. Попутно обогатим словарный запас и поучимся быть тактичными и корректными.

Компонент ФГ: Литературная грамотность – предметный компонент.

Регулятивные: целеобразование Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели под руководством учителя Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: действие смыслообразования

2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Учитель:

– Чтобы достичь цели и выполнить задачи, составим план урока

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:

Укажите форму фиксации плана (графическая, устная, письменная и др.)

1.Чистописание

2.Словарная работа

3. Подпись конверта.

4. Работа над содержанием письма.

5. Итоги работы.

Компонент ФГ: Языковая грамотность – предметный компонент.

Регулятивные: планирование Познавательные:поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: инициативное сотрудничество Личностные: действие нравственно-этического оценивания

3. Практический этап

Чистописание.

Цель: отработать каллиграфию письма.

Задачи: -положительная мотивация к отработке почерка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: отработать письмо букв «П, п».

Методы: самостоятельная постановка учебной задачи, практическая работа.

Учитель:

-Первый пункт плана чистописание Приложение 1

- Возьмите лист, подпишите фамилию, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Обратите внимание на доску.

-Если гостем нашего урока является почтальон Печкин, какое задание мы выберем для чистописания?

Дети: -Буква Пп.

  1. Чистописание Пп. (наблюдение)

Учитель: - Угадайте, почему почтальону Печкину было бы очень приятно, если бы мы сегодня написали красиво прописную и строчную буквы Пп?

Дети: -С этих букв начинаются оба слова: слово «почтальон» пишется с маленькой буквы п, «Печкин» - с заглавной П, потому что это фамилия.

Учитель: - Верно, имя собственное пишется с заглавной буквы, а нарицательное со строчной. (Показ написания на доске).

Словарная работа.

Цель, поставленная учителем на данном этапе: развитие орфографического навыка.

Задачи: постановка детей в ситуацию определения учебной задачи и ее решение.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить словарные слова, Методы: взаимопроверка.

Учитель:

-Следующий этап плана – словарная работа. Работа в парах. Слайд 12. Приложение 2

Найти и записать 8 словарных слов. Взаимопроверка .

Учитель: Адрес, индекс, адресат, конверт, обращение, Россия, город, деревня. Слайд 13

-Поднимите руки, кто выполнил без ошибок, кто с 1-2 ошибками, у кого 3 ошибки. Кому необходимо, повторите дома словарные слова. Завтра и вы напишите без ошибок.

Физминутка

Работа с рубрикой «Экскурсию в прошлое». Слайд 14

Цель, поставленная учителем на данном этапе: формирование интереса к истории, географии и другим наукам.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ознакомление с историческими фактами по теме урока, происхождением словарных слов Методы: словесный, показ презентации

Учитель: - Ребята, хотите узнать, как был придуман почтовый ящик и конверт?

Дети:

-Ответы. (Сообщение подготовленных обучающихся сопровождающиеся презентацией). Приложение 3

Эмма: Слайд 15

- Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли, забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

Азалия: Слайд 16

- Конверт. В 1920 году владелец магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бумажных листов разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная витрина привлекла покупателей. Бревер, продумав форму изготовил несколько партий таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели огромный успех и получили название «конверт».

Влад: Слайд 17

-Письма бывают разные:

(На слайде –схема-опора)

Компонент ФГ: Социальная грамотность – интегративный компонент.

Регулятивные: прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные:планирование Личностные: действие смыслообразования














































Ознакомление с новым материалом Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться понимать структуру правильного письма Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования познавательных УУД Задачи: развивать умение анализировать текст, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Методы: анализ литературного произведения, эвристическая беседа

Учитель: Прослушайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька»). Слайд 18 Приложение 4

Слушание письма (Отрывка «Милый дедушка, Константин Макарыч…» из рассказа А. П. Чехова «Ванька»). Слайд 19

Учитель: (эвристическая беседа)

- Какое это письмо: деловое или личное?

- О чем писал мальчик, живший более 100 лет назад своему дедушке?

Дети: -Ванька писал о своих буднях и выходных днях.

Учитель: - Какую жизнь описал Ванька?

Дети: - Мальчик описывал свою тяжёлую жизнь.

Учитель: Вам дается возможность учиться. Цените это.

Учитель:

-Существуют правила написания письма. Слайд 20

1. Полученное письмо может распечатать только адресат.

2. Не вежливо не ответить на полученное письмо.

3. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма, как правило, пишутся от руки, аккуратным почерком.

4. Письма пишут только в хорошем настроении.

Физминутка Приложение 5

Работа с конвертом

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: поиск информации по данной теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать обсуждению решения учебной задачи.

Задачи: научить оформлять конверт

Методы и приемы: наглядные, практическая работа.

самооценку.

Методы: наглядные, самостоятельная работа.

Познавательные УУД самостоятельное выделение познавательной цели и необходимой информации.

Информационная грамотность: умения, обеспечивающие эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой

Учитель: Далее внимание обучающихся обращается на то, как Ванька Жуков подписал адрес. Обсуждается вопрос. Слайд 21

Учитель: -Получит ли письмо Константин Макарович?

Дети: -Нет, Ванька некорректно оформил надпись на конверте.

Учитель: –Чтобы вы посоветовали исправить Ваньке, для того чтобы письмо дошло до адресата?

Дети: -Указать точный адрес дедушки.

Слайды по заполнению конверта Слайд 22-27


Учитель: Практическая работа в группах: подпись конверта (решение практической задачи). Приложение 6

Сегодня вы будете подписывать конверт, который отправите мне. Приложение 7

Проверка работы в группах.

Выставка - анализ готовых работ (вывесить конверты на доску).

Учитель: - Молодцы.

Практическая работа (содержание письма)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: написать собственное письмо в соответствии с правильной структурой оформления письма.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования познавательных УУД

Задачи: развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Методы: наглядные, самостоятельная работа

Конверт оформили, не забудьте о структуре письма.

Слайды о структуре письма. Слайд 28 Приложение 8

Письмо – это текст, в котором есть…

  1. Приветствие.

  2. Благодарность.

  3. Рассказ о себе.

  4. Вопросы.

  5. Прощание (просьбы, приветы).

  6. Подпись, дата.

Слайд 29 Найдите части письма в послании Маши к Медведю. Приложение 9

Здравствуй, Миша!

Была рада твоему письму. Большое спасибо!

Прошел уже целый месяц летних каникул. Целых четыре недели я только отдыхала: загорала, купалась, читала, рисовала, ходила на экскурсии. А сегодня утром я почувствовала, что очень соскучилась по тебе. И решила написать.

А как ты провёл первый месяц каникул? Что нового в лесу?

Передавай привет нашим друзьям. Жду ответа.

До свидания. Твоя Маша.

30 июня 2019 г.

P.S. Высылаю фото с друзьями.

Учитель: -У вас хорошее настроение?

Дети: (ответы)

Учитель: -Значит, самое время написать небольшое письмо своему учителю.

Слайд 30-36

Дети самостоятельно пишут собственное письмо в соответствии с правильной структурой оформления письма. Приложение 8

Учитель: - Хорошо, вложите письма в конверт, прочту их дома

Информационная грамотность: способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации Языковая грамотность :владение средствами родного языка в устной и письменной речи

4. Рефлексивно-оценочный этап


4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Учитель: - Нам осталось выполнить последний пункт плана – подвести итоги.

- Над какой темой работали?

Дети: -Учимся писать письма.

Учитель: - Чему научились на уроке?

Дети: -Составлять текст письма, подписывать конверт, писать красиво.

Учитель: – Для чего нужно аккуратно и правильно подписывать конверты?

Дети: (ответы)

Учитель: - Пригодится ли в жизни вам это умение?

Дети: (ответы)

Учитель: -Как нужно оформлять конверт, чтобы письмо нашло своего адресата?

Дети: -Написать корректно адрес, указать индекс.

Учитель:

-Верно. Для того, чтобы конверт дошел до адресата нужна почтовая марка.

Посмотрите, как они выглядят. Марка – доказательство того, что письмо оплачено.

-А какой недостаток в оформлении наших конвертов, которые висят на доске?

Дети:-Они без марок. Значит, не дойдут до адресата.

Учитель: -Ребята, давайте исправим это. Перед вами на столах лежат необычные именные марки разных цветов. Чтобы отправить свой конверт и оценить свою работу на уроке, я предлагаю вам выбрать только марку определённого цвета.Приложение 9

Слайд 37

-Если вам всё понятно, вы достигли поставленной цели, то ваша марка зелёного цвета.

-Если у вас остались небольшие вопросы, возьмите марку жёлтого цвета.

-Если вы не усвоили тему и необходимо ещё уделить внимание данному уроку, то выберете марку красного цвета.

Дети определяются с цветом марки, выходят к доске и прикрепляют магнитные марки на конверт своей группы.

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся

Слайд 38

Компонент ФГ: Коммуникативная грамотность – интегративный компонент.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: самостоятельная деятельность по образцу Коммуникативные: умение высказывать и доказывать свою точку зрения Личностные: действие смыслообразования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!