СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку: устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ШКОЛА 21 века

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку: устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения»

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - представление о различных видах и формах общения: в устной форме - слушание и говорение, в письменной - чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приёмами письменной речи; логические - осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Сценарий урока

I. Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка (Л.).

  • Когда вы научились говорить?

  • Почему человек испытывает необходимость в овладении родной речью, родным языком?

Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

  • Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте высказывание о русском языке.

Запись на доске:

«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой». (Л. Н. Толстой.)

  • Сообщение темы урока: постановка учебной задачи (К. + Р.).

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно, Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И всё мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней.

Л. Квитко

  • Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 8). Давайте подумаем, кто из ребят и что может сказать о своей бабушке? Как они с ней могут общаться? Почему?

  • А ваша бабушка живёт рядом с вами или в другом городе?

  • Девочка может поговорить, поиграть со своей бабушкой. Она всегда рядом. А как мальчик общается со своей бабушкой, которая живёт далеко?

Ученики пользуются разными формами речи.

  • «Речь» - тема нашего урока. Сегодня предстоит выяснить (вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают, чем они отличаются.

  • Актуализация опорных знаний (П. + К.).

  • Как вы понимаете, что такое речь? Для чего она нужна? В народе говорят:

  • Доброе слово лечит, а худое - калечит.

  • Ласковое слово что солнышко.

  • Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

  • Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод: речь - средство воздействия.

  • «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П. + К.).

  • Речь бывает устной и письменной. Устной называется речь, которая произносится, потому что мы при этом пользуемся ртом.

Точнее, мы произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ, а губы раньше назывались «уста», поэтому речь стала называется «устной». Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся. Кроме устной речи есть другая, которая обозначается специальными знаками - буквами. Такая речь называется письменной.

  • Посмотрите на рисунки. Кто из ребят пользуется устной речью? А кто письменной? Почему вы так решили? Приведите свои примеры использования устной речи, письменной.

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

  • Какая речь появилась раньше? Почему вы так думаете? Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

  • Зачем люди читают книги? (Хотят узнать что-то новое.)

♦ Рубрика «Хочу все знать» (П.).

Учитель читает из книги.

  • В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов. Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Интересно? М. Горький сказал: «Великий праздник - хорошая, правильная книга».

  • Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 9.

В этом доме много раз Каждый был уже из вас. Тот, кто книги уважает, Дом сокровищ посещает.

(Библиотека.)

\А

Задание «Речевое общение» (упражнение 1, с. 8 в учебнике) (П.).

  • Прочитайте разговор. Какие книги хотели прочитать ребята? (О жизни людей в прошлом.)

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображён стеллаж с книгами. Хорошо читающие учащиеся зачитывают небольшие отрывки из статей исторических энциклопедий.

  • Авторы книг поделились с нами своими знаниями. Какую форму речи они для этого использовали? (Письменную.)

  • Книги могут рассказать обо всём на свете. Можно ли утверждать, что писатель и читатель общаются друг с другом? (Высказывания учащихся.)

  • Прочитайте сведения о языке и речи в учебнике - «Обрати внимание».

Самостоятельное чтение (Р.).

  • Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (П. + К.)

Поверчу волшебный круг - И меня услышат вдруг.

(Телефон.)

Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет.

(Ручка.)

Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам, На одном таком листе Много разных новостей.

(Газета.)

Стоит красный сундучок, Его не тронешь - он молчок, А стоит ручки повертеть, Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник.)

  • Прочитайте пословицы. Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».) Как вы догадались?

  • Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит - не поймаешь».) О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

  • Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда участники общения отдалены друг от друга во времени и пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает её доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

Подготовка руки к письму (Р.).

  • На каком уроке мы будем узнавать что-то новое о том, как устроен наш язык? Вспомните порядок действий при списывании.

Списывание пословицы по выбору учеников. Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.

Знакомство с условными обозначениями, принятыми в учебнике (Р.).

♦ Рубрика «Тайны языка» (П.).

Пора привлечь внимание К знакам препинания!

  • Прочитайте текст. Как отделяются предложения друг от друга в устной и письменной речи? (В устной речи - паузой, в письменной речи - знаками препинания.)

Изогнулся коромыслом, Вечно думая над смыслом. Наклонился, чтобы сесть, И подмигнул: «Вопросы есть?».

  • Подчеркните предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Подсказывает ли вопросительный знак, как следует читать вопросительные предложения? Прочитайте.

16


  • Спишите предложение: Тебе интересно изучать родной язык?. Скажите, что содержит это предложение - вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Содержит вопрос.)

  • Это предложение содержит вопросительную интонацию. Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)

9 На странице я стою, всем вопросы задаю.

—-1 Согнут я всегда в дугу - разогнуться не могу.

  • В народе говорят:

  • Сначала подумай - потом говори!

  • Красна речь слушанием.

  • Бог дал два уха, а язык - один.

  • О чём эти пословицы? Что же такое речь? (Речь - это то, что мы слышим или произносим сами в общении друг с другом, что мы пишем или читаем.)

  • Объясните смысл этих половиц (К.).

  • Рассмотрите изображения технических средств. (На доске изображены телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)

  • Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)

Разминка для пальцев (JI. + Р.)

  • Вращение кистями рук.

  • Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

  • «Погладим котенка» (поглаживающие движения рук).

  • «Кольцо» (соединить большой и указательный пальцы).

  • Ладонь - ребро - кулак.

  • Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть ими).

2. Работа в тетради «Русский язык» (Р. + К.).

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены знаки препинания.

На строке поставлен знак - Обрати внимание.


Наш урок зовется так: «Знаки препинания»!

Точки, палочки, крючки - Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.

А. Шибаев

Упражнение 1 «Дорисуй» (с. 5, учебник).

  • Отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.

(Утёнок.)

Упражнение 2 «Напиши красиво» (с. 6, учебник).

  • Прочитайте слова, записанные на доске. (Книга, слово, школа.) Какое слово невозможно проиллюстрировать? (Слово.) Почему?

  • Приведите свои примеры похожих слов. (Доброта, скука, прелесть и др.) Каждое слово можно представить в виде звуковой модели. Запишите слова в заданной последовательности (упражнение 3).

Выполнение задания.

  • В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики - синтаксис. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве вы могли бы чётко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений. Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме - знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

  • Какие знаки препинания ставят в конце предложений? Послушайте рассказ о знаках препинания.

Точка - это станция, где отдыхает мысль.

Загораживает путь, Предлагает отдохнуть.

т А если в предложении

Радость, раздражение?

Тогда в конце не кстати ли Наш славный восклицательный? Бурным чувствам нет конца. Пылкий нрав у молодца!

А. Шибаев

  • Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.) Приведите примеры таких предложений.

  • А если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

  • Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление, вопрос.)

  • Прочитайте в рабочей тетради предложения из упражнения 4, цель которых - сообщить о чём-нибудь. С какой интонацией их надо читать?

  • Прочитайте предложения, цель которых - спросить о чём- нибудь. Какая интонация будет у этих предложений?

  • Какие предложения выражают восторг?

Списывание в рабочей тетради (Р.).

  • Вспомните порядок действий при списывании. Укажите правильную последовательность действий.

  • Прочитайте предложения. О чём они? Какие знаки препинания стоят в конце данных предложений? Какие знаки препинания вам ещё известны?

V. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + Р. + JL).

  • Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)

Задание «Переменка» (с. 8).

  • Разгадайте загадки «буква + картинка». (Коса, стол.) Игра «Угадай-ка!».


У учащихся карточки со знаками

личках записаны предложения.

Задание: прочитайте предложения в соответствии с указанными знаками препинания.

  • Вперёд, друзья (!)

  • Сколько грамотных у нас (?)

  • Стойте (!)

  • В школу (?)

  • Сегодня четыре урока (.)

  • В библиотеке много книг (.)

  • Что полезного вы узнали на уроке? Попробуйте определить, какая речь - устная или письменная - самая главная? (Предположения учащихся.)

  • Сегодня мы не будем однозначно отвечать на этот вопрос, так как нам ещё предстоит раскрыть секреты как письменной, так и устной речи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!