СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 11 классе на тему "Обособление второстепенных членов предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 11 классе на тему "Обособление второстепенных членов предложения"»

Тема урока: Обособление второстепенных членов

Класс: 11

Цели урока:

Тип урока: урок-закрепление.

- обучающие: - закрепить правила обособления второстепенных членов;

- повторить изученные правила;

- развивающие: - развивать речь;

- развивать творческие способности учащихся, умение анализировать;

- воспитательные: - воспитывать любовь к родному слову;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: таблица, карточки с заданиями.

Литература:

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс/ под ред. О.В. Беляева, О.А. Доценко. – М.: ВАКО, 2007

  2. Программа «Русский язык» 10-11 класс (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.). – М.: Дрофа, 2000.

3. Русский язык: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко

4. http: // festiva.1september.ru

Ход урока:

  1. Органзационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний (5 мин.)

  3. Закрепление изученного материала (29 мин)

  4. Подведение итогов (7 мин.)

  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.)

  6. Комментирование оценок (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Для того, чтобы настроиться на работу, проведем небольшую орфоэпическую разминку. Расставьте в словах ударения.

Алфавит,  банты, красивее, баловать, звонит, досуг,  начали, вручишь, клала, черпать, брала,  жалюзи, донельзя, свекла, сливовый, каталог, обеспечение, квартал, шарфы, щавель.

2. Актуализация знаний

Учитель: Дома вы выполняли упражнение 371 (7-14 предложение). Давайте проверим, как вы справились с заданием. Читаем, объясняем знаки.

7. Почва Сучанской долины, за исключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородна. 8. Сверх всяких ожиданий, весь октябрь стояла сухая и теплая погода. 9. В книгах В.К. Арсеньева, помимо ярких художественных зарисовок, имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. 10. Весь материал, включая дневники путешественников, тщательно изучается. 11. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято. 12. Кроме Вали и Степы Сафонова, в садике присутствовал незнакомый Олегу паренек. 13. Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. 14. Мы, вместо рассказа содержания повести, представим только коротенький очерк ее главных характеров.

Учитель: Итак, в каких случаях обособляется дополнение? С какими предлогами?

3. Закрепление изученного материала

Учитель: В течение нескольких уроков мы изучали различные случаи обособления определений, приложений и дополнений. Полученные знания мы сегодня обобщим и закрепим на уроке, а также поработаем над постановкой знаков препинания в предложениях. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. Чтобы систематизировать полученные вами знания, по ходу урока мы будем заполнять таблицу. На обложке тетради начертите табличку, состоящую из трех колонок (образец на доске). При проверке домашней работы мы повторили правило обособления дополнений, поэтому в третьей колонке мы отметим, с какими предлогами обособляются дополнения. Для того, чтобы повторить правила обособления определений и приложений, выполним с вами следующую работу.

Упражнение 1

Учитель: Перед вами лежат карточки с предложениями. Поставьте знаки препинания в предложениях, графически объясните, почему вы поставили именно этот знак.

1. Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними.

2. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике.

3. Довольный плохим каламбуром, он развеселился.

4. Я, журналист, по природе своей человек веселый.

Учитель: Обособление каких членов предложения мы только что повторили?

Ученик: Обособление определений и приложений.

Учитель: При каких случаях обособляются приложения и определения?

Ученик: Определения и приложения обособляются, когда они стоят после определяемого слова, а также стоящие до определяемого слова, относящиеся к личным местоимениям.

Учитель: Мы перечислили общие правила обособления определений и приложений. Занесите схемы обособления в табличку. А сейчас, для того чтобы вспомнить, когда еще обособляются определения, запишем следующее предложение:

- Не остывшая от зноя, ночь июльская блистала.

Учитель: Какие знаки вы поставили в этом предложении? Почему? Запишите схему этого предложения.

Ученик: Определение, стоящее перед определяемым существительным, имеет дополнительное обстоятельственное значение причины.

Учитель: Отметьте схему в первой колонке.

Учитель: Молодцы, вы вспомнили правила обособления определений. Давайте вспомним, при каких случаях обособляются приложения. Для этого запишем несколько предложений, объясним постановку знака, составим схемы и занесем их в нашу таблицу:

1. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся.

Ученик: оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение (синонимично оборотам с «будучи»).

2. В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью Каланча, по фамилии Степанов и по имени Степан.

Ученик: Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности, а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п.

Учитель: Хорошо, ребята. Я написала на доске 2 предложения. В них уже расставлены знаки препинания. Вам нужно объяснить, почему в предложении ставится именно тире, а не запятая.

1. На платане, раскинув острые крылья, сидит коршун — большая птица с горбатым клювом.

2. Мы идем с Ладой — моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка.

Ученик: В первом случае приложение находится в конце предложения и при этом подчеркивается его самостоятельность или дается разъяснение.

Во втором случае перед приложением можно вставить слова «а именно», «то есть», и смысл предложения при этом не меняется. Второе тире ставится, поскольку приложение стоит в центре предложения.

Учитель: Молодцы, ребята. На доске я написала слова (девочка подросток, француз гувернер, мальчик якут), как вы думаете, правильно ли они написаны?

Ученик: Нет, поскольку между ними надо поставить дефис: девочка-подросток, француз-гувернер, мальчик-якут. Они определяют предмет по возрасту, профессии, национальности.

Учитель: Запишем это в нашу таблицу. Посмотрите на нее внимательно. Как вы думаете, в чем она вам может пригодиться?

4. Подведение итогов урока

Учитель: Закончите предложения, написанные на доске:

1. Сегодня на уроке мы закрепляли…

2. Я понял, что…

3. Необходимо знать правила расстановки знаков препинания, потому что…

5. Информирование о домашнем задании

Учитель: Дома вы выполните упражнение 370 (1 часть). Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

6. Комментирование оценок

Учитель: Сегодня на уроке хорошо работали Элина, Айдар, Регина и Эльмира. Им я ставлю «5». Спасибо за хорошую работу на уроке.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!