СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе»

ОУ

МАОУ «СОШ №7»

Учитель

Осеева Татьяна Иннокентьевна

УМК

«Перспектива»

Класс

3 Д

Урок

Русский язык

Тема

"Антонимы"- 21.02.2024

Цель













Задачи







УУД


Образовательная – наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; Ввести термин “антонимы”.

Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

- в процессе работы прийти к выводу, чтоантонимы являются одной частью речи

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- организация внимания в начале урока;

-установка на самоопределение (определение границ собственного знания и незнания);

-самоосознание понимания границ своего знания и незнания изученного материала;

- развивать умение проявлять и поддерживать интерес к новому школьному содержанию урока;

-формирование личностного смысла учения (Осознанность целосной картины мира);

- постановка цели, принятие практической задачи;

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-развитие способностей контролировать свою деятельность;

-умение оценить знание изученного материала;

- развивать умение ставить и принимать цель, планировать свою деятельность;

-умение выполнять практические задачи в соответствии с планом деятельности;

-умение контролировать учебные действия друг друга, самостоятельно находить ошибки и вносить коррективы;

- умение осознанно делать выбор;

Познавательные УУД:

-совершенствование умения читать;

-умение сравнивать, проводить анализ, обобщать, выстраивать логические цепи рассуждения;

-постановка и формулирование проблемы;

-умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

-умение находить информацию из разных источников;

-развитие смыслового чтения;

- извлечение информации из прочитанного, установление причинно- следственных связей;

-развитие монологической и диалогической речи в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

-умение взаимодействовать друг с другом;

-умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, корректно выражать несогласие и доказывать свое мнение;

-коллективное создание алгоритма деятельности для решения проблемы;

- умение обсуждать, договариваться по поводу конкретной ситуации, сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

-развитие навыка учебного сотрудничества, осуществление самооценки и взаимоконтроля;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им


Планируемый результат

Знать:

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.


Основные понятия

Антонимы, синонимы

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, английский язык, физическая культура

Ресурсы:

- основные


-дополнительные

Учебник часть 2 Русский язык . «Начальная школа xxi века»



Словарь антонимов, интерактивная доска

Условные обозначения

V  


Формы работы

Фронтальная, групповая, в паре



































Технологическая карта урока



Этап урока

Содержание

Результат

Методы и формы достижения

УУД

1.Организационный момент

Цель:создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность






















2.Актуализация знаний

Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.




























3.Подготовка к формулированию темы урока

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока.









Постановка темы и целей урока











4 Открытие детьми нового знания

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для уточнения общего характера нового знания

 


































































5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи






































































































































































6.Самостоятельная работа с проверкой ( тест). Цель: проверка усвоения новых знаний






















































7. Рефлексия 

Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности











Приветствие. Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1

Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!


Настрой те себя на урок.

Учитель: СЛАЙД 2

  1. - В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.


СЛАЙД3 (на доске слова: радость- веселье)

- Что вы видите на доске? (слова)

- Что можете рассказать про эти слова? (синонимы, есть Ь, в одном слове можно проверить безудгл-вЕсело)

- Что объединяет эти слова? (одна часть речи-сущ, синонимы)


-Докажите, что это синонимы.( 1. Близкие по значению. 2. Разные по написанию.)


- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными. (вьюга-метель, мама- матушка, брат-братец, дед-дедуля…)


- Приведите примеры синонимов, которые являются прилагательными.(умный- мудрый, храбрый- отважный, смелый, прекрасный- великолепный…)


- Приведите примеры синонимов, которые обозначают действия- глаголы.(звать-кричать, убежать- удрать, смотреть- глазеть…)


МОЛОДЦЫ!


СЛАЙД 4

Учитель: -Что изображено на слайде? (люди) Найдите отличие. (Слова прикрепить на доску.)

(смех-плач, толстый-худой, одевается-раздевается)

Выберите синонимы. ( их нет)

Почему? ( эти слова противоположны по смыслу, разное лексическое значение)


- Какова же тема нашего урока? СЛАЙД 5 (Слова с противоположным значением.)

- Чему мы будем учиться на уроке?


Узнавать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?


Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести проект в роли исследователей.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

-Куда можно занести результаты наших исследований? ( в словарь «Тайны слов»)

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – 6 групп молодых учёных.

СЛАЙД 6 Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.


Сообщение темы

  1. Исследование. «Как называются слова с противоположными значениями?»

Где можем узнать эту информацию? (интернет, словарь, энциклопедия, учебник). Выберите удобный способ и решите проблему.

СЛАЙД 7 - Подберите слова с противоположным значением.

Пассивный - активный

Высокий – низкий

Мягкий – твёрдый

Подниматься –опускаться

Направо - налево

Неинтересный – интересный

Большой – маленький

Молодцы!


-Какое слово спряталось? Уточните тему урока. СЛАЙД 8 а (Антонимы)

- Сделайте вывод,

Вывод:

СЛАЙД 8 б АНТОНИМЫ-слова с противоположным значением

Куда можно записать эти слова? Как назовем новый раздел? Запишите.


СЛАЙД 9 Из истории:

Слово антоним исторически состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.


Предлагаю продолжить открывать тайны антонимов.

Исследование СЛАЙД 10 а

- На какой вопрос отвечают антонимы в паре?

Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются в парах. Игра «Собери пазлы» КОНВЕРТ 1

1, 2 группа

Шум-тишина
друг-враг

День-ночь
3, 4 группа

Длинный-короткий

Редкий-частый

Холодный-тёплый

5, 6 группа

Строить-ломать

Вносить-выносить

Поджигать-тушить

Сделайте вывод.

СЛАЙД 10 б

Вывод:

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.


  1. ФизминуткаСЛАЙД 11

Мы под зимние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

- Как вы думаете, а в английском языке есть антонимы? (Да, предположения детей.)

- Приведите примеры (big-little, smoll –большой-маленький; black-white-черный-белый; long- short- длинный- короткий)

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.


СЛАЙД 12 а

3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?» работа в паре КОНВЕРТ 2

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения:


1. Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом тёплая.

3.Работать трудно, а отдыхать легко.


- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была? (Скудная, неинтересная)
- Зачем же нужны антонимы? Сделайте вывод.(Они делают нашу речь богаче, красивее.)

Вывод:

делают нашу речь более яркой и выразительной СЛАЙД 12б


-Наблюдение за тем, где встречаются антонимы СЛАЙД 13

4. Исследование «Где встречаются антонимы?»

Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? Приведите примеры.

Антонимы, которые встречаются на уроках математики.

Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.

Антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.

Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают

Антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.

Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно


- А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?

Предлагаю работу в группе.

1-2 гр. Найдите антонимы в пословицах. (Задание на карточках.) КОНВЕРТ 3

Запишите в словарь.

Знай больше, а говори меньше.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

3-4 гр. Найдите антонимы в отрывках из басен и стихов.


  1. М. Дудин

Тары-бары

Тары-бары
Растабары.
Сказки старые
не стары.
Новые не старятся,
Старые – останутся.


  1. И Крылов

Лебедь, Щука и Рак.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.


5-6 гр. Найдите антонимы в загадках.

В полотняной стране 
По реке простыне 
Плывет пароход, 
То 
назад, то вперед
А за ним такая гладь, 
Ни морщинки не видать. (Утюг)


Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)


Проверка-защита.


Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?


- Что же делать в случае затруднения? (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

У вас на столе лежат словари антонимов. (Знакомство со словарем антонимов).

СЛАЙД 14

- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре?

Сможете воспользоваться его подсказками?

-Каким словарем удобнее воспользоваться на уроке ( словарь, который мы завели «Тайны слов»)



Возьмите КОНВЕРТ 4, нам предстоит выполнить тест.

Тест:

Отметь галочкой правильный ответ (v)

1.Слова с противоположным значением-это…

а) омонимы б) синонимы в) антонимы

2. Антонимы нужны для:

а) сделать речь яркой, выразительной

б) не влияют на богатство речи

3. На какие вопросы отвечают в паре? а) разные. б) одинаковые.

4. Какой частью речи являются в паре?

а) разные. б) одинаковые

5. Отметь  антонимы

а) радость – грусть

б) огонь – пламя 

в) одевать – раздевать 

г) большой – маленький 

д) смелый - храбрый 

е) широкий – узкий 

Взаимороверка. СЛАЙД 15

1-в2.-а3-б4-б5-а, в, г, е

Критерии оценивания.(5б-5; 4б-4; 3б-3)

Итог урока.

- вернемся к плану нашего урока и ответим на вопросы-цели которые вы поставили перед собой.


А вот прощальная пора…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.


 СЛАЙД 16

Выберите предложение и продолжите его.

Д\з (дифференцированное): СЛАЙД 17

Выберите задание по своим силам:

  1. Найти 10-15 антонимов и записать в словарь «Тайны слов».

  2. Работа на карточках в Яндекс.Учебнике.

  3. Составить и записать в тетрадь рассказ, используя антонимы.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.


























Актуализация изученных знаний, развитие мыслительных операций.


































Формулировка учебной задачи как темы урока























Сформулированный вывод









































































Подбор антонимов














































































































































































Правильное нахождение пары антонимов























































Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Мотивированное хоровое чтение





























Проблемные ситуации, открытые вопросы, анализ, сравнение




































Создание проблемной ситуации.






















Исследовательская работа

целеполагание

предъявление результата

наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание, фронтальная работа, работа в словаре
































































Чтение, объяснение, доказательство, работа в паре, в группе, знакомство со словарем










































































































































































Контроль знаний, взаимопроверка и взаимооценивание























































Настроение и самооценка










































Личностные: организация внимания в начале урока, установка на самоопределение ( определение границ собственного знания и незнания)

Регулятивные: развитие способности контролировать свою деятельность.

Познавательные: совершенствование умения читать.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать друг с другом.














Личностные:

Самоосознание9понимание границ своего знания и незнания изученного материала.

Регулятивные:

Умение оценить знание изученного материала.

Познавательные:

Умение сравнивать, проводить анализ, обобщать, строить логические цепи рассуждения.

Коммуникативные:

умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, корректно выражать несогласие и доказывать свое мнение.



















Личностные:

Развивать умение проявлять и поддерживать интерес к новому школьному содержанию урока.

Регулятивные:

Развивать умение ставить и принимать цель, планировать свою деятельность.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Коллективное создание алгоритма деятельности для решения проблемы.







Личностные:

развитие самооценки.

Регулятивные:

умение выполнять практические задачи в соответствии с планом деятельности.

Познавательные:

умение наблюдать, сравнивать, анализировать; умение находить информацию из разных источников.

Коммуникативные:

умение обсуждать, договариваться по поводу конкретной ситуации, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.























































Личностные:

Формирование личностного смысла учения(осознанность) целостной картины мира.

Регулятивные:

умение контролировать учебные действия друг друга, самостоятельно находить ошибки и вносить коррективы.

Познавательные:

развитие смыслового чтения, извлечение необходимой информации из прочитанного, установление причинно- следственных связей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развите монологической и диалогической речи.

Коммуникативные:

совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

развитие навыков учебного сотрудничества, осуществление взаимоконтроля.















































































































































Личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные:

постановка цели, принятие практической задачи, контроль и коррекция ошибок, самооценка и взаимоконтроль.

















































Личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные:

самоосмысление, самооценка на основе успешности учебной деятельности,

определение границ знания и незнания, умение осознанно делать выбор.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!