Начало урока 5 – 10 мин | 1.Организационный момент. «Волшебная корзиночка» - Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). 2. Структурированное деление на группы. «Одинаковые слова». 3. Актуализация знаний. (И) О, сколько в этом доме книг! Внимательно всмотрись – Здесь тысячи друзей твоих На полках улеглись. Они поговорят с тобой И ты, мой юный друг, Весь путь истории земной Как бы увидишь вдруг… (С. Михалков) Стратегия «Снежный ком». - О чём стихотворение? - Как оно называется? - Кто его автор? Как вы догадались? - Были ли вы в библиотеке? - Какие правила нужно соблюдать в стенах библиотеки? (Ф) Оценивание учителем. Взаимооценивание «Три хлопка». (И, П) Стратегия «Мудрая сова»: работа с афоризмом «Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Г. Лейбниц. Работа с высказыванием по плану: 1. Чтение высказывания. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл афоризма в целом: о чём он и чему учит? 4. Назовите фамилии авторов произведений, которые вы читали. Критерии | Дескрипторы | - объясняет значение непонятных слов | - правильно объясняет значение непонятных слов | - выясняет смысл афоризма | - правильно выясняет смысл афоризма | Самооценивание «Светофор». Динамическая пауза. Целеполагание. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Каковы цели нашего урока? | |
Середина урока 10 мин. 15 мин. | Работа над темой урока. (Г, И) Стратегия «Мозговой штурм». Рассматривание иллюстраций о библиотеке. Высказывание мнений детьми о названии книг и авторов, написании слов с большой буквы. (Г, И) « Чтение текста о библиотеке. Сравнение текстов упражнений. Определение их темы, основной мысли. Дети находят опорные слова, выясняют, какой из текстов художественный, описательного характера. Затем выписывают из текста собственные имена существительные. Находят несколько существительных – опорных слов, которые не являются именами собственными. Критерии | Дескрипторы | - определяет тему, основную мысль | - правильно определяет основную мысль | - определяет художественный текст | - правильно определяет художественный текст | - определяет текст - описание | - определяет текст - описание | - называет правило о написании заглавной буквы | - правильно называет правило о написании заглавной буквы | - находит собственные имена существительные | - выписывает из текста собственные имена существительные | - находит существительные, которые не являются именами собственными | - правильно находит существительные, которые не являются именами собственными | Самооценивание по эталону. (П) Чтение и анализ правила из учебника. Стратегия «Чтение с пометами». Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Республика Казахстан, Усть-Каменогорск, Астана, Алматы, Иртыш, Абай Кунанбаев. Остальные имена существительные – нарицательные. Они пишутся со строчной буквы. Знакомство с новым знаком – кавычками. Выяснение, почему некоторые слова заключены в кавычки, что называется инициалами. Названия художественных произведений, книг, фильмов, газет, журналов не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки: стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», газета «Рудный Алтай», журнал «Весёлые картинки». В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами. - Расскажите правило в паре так, как запомнили. Приведите свои примеры собственных имен существительных. Критерии | Дескрипторы | - читает правило в учебнике, подчёркивая ту информацию, что им неизвестна - рассказывает правило | - правильно рассказывает правило - приводит свои примеры собственных имён существительных. | (Ф) Оценивание учителем. Взаимооценивание «Смайлы». Пальчиковая гимнастика «Репка» В огороде дедка, репку посадил И водой из лейки, репку он полил («Колечки») Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка, и крепка(«Хлопки») Выросла репка всем на удивление («Колечки») Большая-пребольшая, всем хватит угощения («Лучики») Выросла репка и, и сладка, и крепка. Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки») «Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них; «Лучики» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы; «Хлопки» – ритмично хлопать в ладоши. Работа над темой урока. (И) Дети вставляют на месте пропусков подходящие слова: имена, фамилии, отчества, клички, географические названия. Записывают получившиеся сочетания слов. Сравнивают пары слов, выясняют, почему одни и те же слова пишутся то с заглавной буквы, то со строчной. Друг Мишка – косолапый мишка, корова Звёздочка – яркая звёздочка, пёс Рыжик – солёный рыжик, город Орёл – быстрый орёл. Ученики находят имена собственные и нарицательные. Критерии | Дескрипторы | - определяет имена собственные | - правильно пишет сочетания слов | (Ф) Оценивание учителем. Самооценивание по эталону. Необходимо соединить слова левого столбика со словами из правого столбика. Записать фамилии, имена и отчества писателей, которые написали сказки с этими персонажами. Поставить кавычки. Толстой Алексей Николаевич - Золотой ключик или приключения Буратино. Успенский Эдуард Николаевич – Крокодил Гена и его друзья. Бианки Виталий Валентинович – Теремок. Чуковский Корней Иванович – Бармалей. Критерии | Дескрипторы | - определяет имена собственные | - записывает фамилии, имена и отчества писателей и их произведения с большой буквы | | - ставит, где необходимо кавычки | (Ф) Оценивание учителем. Взаимопроверка. Взаимооценивание «Три хлопка». Стратегия «Написание творческих работ» (И) Пишут небольшое эссе о прочитанной книге, используя в тексте собственные имена существительные. Критерии | Дескрипторы | - составляет и записывает текст из простых предложений | - составляет и записывает логически выстроенные предложения, соблюдая грамматические правила оформления предложения | | - записывает фамилии, имена и отчества писателей и их произведения с большой буквы | | - ставит, где необходимо кавычки | ФО с помощью стратегии «Большой палец». | Учебник Карточки с заданиями. |