СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе "Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дается понятие о личных местоимениях как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе "Личные местоимения"»

Урок по теме «Местоимение как часть речи» в 4 классе

Учитель: Зиганшина Гюзелия Хабибулловна.



Цели:1)Формирование представления о местоимении как части речи.

2) Познакомить учащихся с особенностями местоимений 1-го, 2-го и 3-го

лица.

3) Развивать орфографическую зоркость,

4) Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

Минутка чистописания.

Пишем красиво, чисто аккуратно, грамотно.

(Дети записывают число, классную работу)
п П

погода партизан путешествие

Мы прошли в липовую аллею и повернули к фруктовому саду.
-Правописание какого слова затрудняет вас? (Путешествие)
- Как понимаете значение данного слова?

( Пут е ш е с т вне- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е со-
ответствует по значению слову п у т ь. Путешествие -это поездка или передви-
жение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов,
например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель.
В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.


Работа над предложением:

1 .Разобрать по членам предложения;
2. указать над каждым словом части речи;
3. указать падежи имен прилагательных.


Орфографическая минутка.

Игра «Молчанка» (с сигнальными карточками)

К...нцерт, пр...ставка, к...силка, меб...ль, сер...бро, зл...дей, х...р...вод, ск...мей-
ка, к...ролек, в...семнадцать, м...дуза, п...жайлуста, пр.. з...дент, яг..да, ц..ркуль,
ч...ртеж.

I

Повторение об имени прилагательном.

(устно)

Склонение имен прилагательных.

1. Просклонять по падежам словосочетания:

верхний этаж

дальняя дорога

зимние морозы
радостное лето

(У с т н о.)

Работа над новой темой.

1-.Прочитайте текст. Какая речевая ошибка допущена?

-Как исправить?

-Какими словами можно заменить слово дятел?

-Прочитайте, что же получится, если исправить речевую ошибку?

-Назовите слова, которые помогли исправить речевую ошибку. На какие вопросы отвечают?

-Какой частью речи являются?

Сформулируйте тему урока. О какой части речи будем говорить?

2.Сообщение темы урока.

Выясним, почему эта часть речи получила такое название. Вместо какой части речи мы употребили местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая заменяет имена.

Выясним, какова роль местоимений. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения при работе с текстом ?

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой. Помогают избежать повторов.

Прочитайте еще один текст. Можно ли, опираясь только на местоимения догадаться о ком, идет речь?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Чтение правила из учебника.

-Чем местоимение отличается от имени существительного?

Личные местоимения.

1- В нашем языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся только с
одной группой местоимений. У вас на партах лежат карточки со словами. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос.


-Какое местоимение вы употребляете, говоря о себе, указывая на себя?(Я)

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,

включая, себя в их число? (Мы.)

-Если необходимо обратиться к собеседнику?

-К нескольким?

-Когда нужно употребить в речи местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

-Если говорят о человеке, который отсутствует мужского пола? Женского? Среднего рода?

Во множественном числе?

Все эти местоимения получили название личные. Как вы думаете, почему?

Я и Мы, Ты и Вы

Он, Она, Оно, Они

Все слова отличные

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.



-Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. Они бывают 1-го, 2-го и 3-го лица. Местоимения 1-го лица ед. числа указывают на лицо, которое, говорит о себе. Назовите это местоимение. (Я.)

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,

включая, себя в их число? (Мы.)

-Я, мы-1 лицо.

-Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты) Нескольким лицам? (Вы.)

-Ты, вы- 2 лицо.

-Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (Он, она, оно, они.)
-Он, она, оно, они-3 лицо.

I

-Когда употребляем о н ? (Вместо существительного мужского рода.)

-Скажите, когда употребляются местоимения она, оно, они?

-Что можно сказать о местоимениях 3-го лица? ( Изменяются по родам.)

Работа с учебником.

Упражнение 289 стр. 152.(устно.)

Тест

1.) а) Местоимение- это часть речи, которая называет предмет.

б) Местоимение- это часть речи, которая не называет предмет, а только, указывает на него.


2.) Укажите местоимение:

а) ель б) край в) ты г) ем

3) Выберите верное утверждение.

а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам.

б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.

4) Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

а) Из леса доносилось пение птиц.

б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Диктант.

Повторяющиеся существительные заменить местоимением.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо (оно) сделано из толстых сучьев.

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка (она) свила гнездышко на бе-рёзовой ветке.

Итог урока

-Что такое местоимение?

-Назовите местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.

- Чем отличаются местоимения от существительного?

-Как изменяются местоимения 3-го лица ед. числа?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Упражнение 291, выучить правило, стр.125