СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 6 классе ко Дню единого текста "Петровский маяк в Махачкале" на тему "Не с именами прилагательными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе ко Дню единого текста "Петровский маяк в Махачкале" на тему "Не с именами прилагательными"»

День единого текста.

«Петровский маяк в Махачкале»


Урок русского языка .

Класс: 6д

Учитель: Тагирова А.А.

Дата: 1.02.23

Тема урока:  «Не с именами прилагательными»

Цель:

Обучающая:

привить навыки правописания Не с прилагательными;

повторить, закрепить знания учащихся по прилагательному;

научить работать с текстом, осмысливать и анализировать его

Развивающая: 

развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа текстового материала, монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательная: 

воспитывать внимание к культуре речи, уважение к культурно - историческим и духовным ценностям общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, конспект урока, текст «Петровский маяк в Махачкале», иллюстрации к тексту.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.



2. Проверка домашнего задания.



3. Актуализация знаний.

1. Что называется прилагательным?

2. Чем являются в предложении имена прилагательные ?

3. Как изменяются имена прилагательные?

4. Какие разряды прилагательных по значению вам известны?

5. Что обозначают качественные имена прилагательные?

6. Какие формы могут иметь качественные прилагательные?

7. Что обозначают относительные прилагательные? Приведите примеры.

8. На что указывают притяжательные прилагательные? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры.

9. Какие степени сравнения прилагательных вам известны?

10. Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных?

11. Как образуется простая форма сравнительной степени прилагательных? Приведите примеры.

12. Как образуется составная форма сравнительной степени прилагательных? Приведите примеры.

13. Какие формы имеет превосходная степень прилагательных?

14. Как образуется простая форма превосходной степени? Приведите примеры.

15. Как образуется составная форма превосходной степени? Приведите примеры.



4. Новая тема





НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).





5. Закрепление: работа с текстом.


1. Прочитать текст «Петровский маяк в Махачкале»


Петровский маяк в городе Махачкала построен в 1866 году. Больше века он исправно выполнял свои функции, указывая капитанам судов путь в гавань порта. Шестигранная башня стала неотъемлемой частью городского пейзажа. По преданию, башенка с фонарем появилась на том самом месте, где некогда Петр I заложил камень в основание будущего города.

История маяка неотделима от истории города. Сооружение младше столицы Дагестана всего лишь на несколько лет. В 1841 году в Петровске было заложено крупное укрепление - порт, через который дешевым и удобным водным путем с Волги шло регулярное снабжение кавказских войск. Первый маяк представлял собой башню с фонарем наверху с восемью лампами с рефлекторами.

Современный же полосатый красно-белый восьмигранник высотой 27 метров, на высоте 84 метра над уровнем моря, построили в 1866 году. Выше маяка в Махачкале лишь телебашня. Наверх ведет крутая винтовая лестница с 117 ступенями. Дальность видимости его света 24 мили, это почти 50 километров. Маяк хорошо виден из любой части Старого города.

Направленный свет прожектора махачкалинского маяка не позволяет кораблям заблудиться в каспийских просторах. Капитан и команда корабля по частоте световых проблесков узнают его. И даже сегодня, когда навигационное оборудование на кораблях позволяет обходиться без береговых световых ориентиров, маяк продолжает выполнять свою работу, указывая дорогу.

Махачкалинский маяк, находившийся со дня своего сооружения в ведении «кавказского воинского начальства» и обслуживавшийся чинами местного гарнизона царской армии, и сейчас находится в ведении Гидрографической службы Военно-морского флота Министерства обороны Российской Федерации.


2. Определить тему и идею текста.


3. Указать тип речи и стиль речи данного текста.


4. Выписать из текста имена прилагательные, указать их разряд:

1 ряд – из первого абзаца;

2 ряд – из второго абзаца;

3 ряд – из четвёртого абзаца.

5. Выписать прилагательные неотъемлемой, не отделима, сделать морфемный разбор, объяснить написание не с прилагательными.


6. Выписать из текста прилагательные в краткой форме и подобрать к ним полную форму.



7. Указать степень сравнения прилагательных младше, выше, подобрать к ним начальную форму.



8. Выписать предложение, сделать синтаксический разбор:

История маяка неотделима от истории города.



6. Рефлексия.

Каждый из вас выбирает один из вопросов и дает короткий ответ
Я узнал...
Я научился...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Мне захотелось...
Меня воодушевило..

7. Домашнее задание:

Выучить правило по учебнику; выписать из текста 5 прилагательных разных разрядов, указать их разряд; написать мини-сочинение на тему: «Достопримечательности моего города»