Урок русского языка в 6 классе
Тема: Местоимение как часть речи
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения
Задачи урока:
Дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов
Способствовать развитию познавательных психических процессов
Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Развитие коммуникативных компетенций
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение, говорение и письмо), понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Метапредметные:
познавательные – владеют видами речевой деятельности; применяют приобретенные знания ,умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участие в обсуждениях
Личностные: понимают ,что русский язык является одной из основных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознают эстетическую ценность языка, проявляют уважение к родному языку, имеют достаточный словарный запас и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
Ход урока
I. Приветствие.Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Сегодня Мы с ВАМИ продуктивно поработаем. Девизом нашего урока будут слова:
Думать коллективно!
Решать оперативно!
Отвечать доказательно!
Слушать друг друга внимательно!
И открытия нас ждут обязательно!
II. Повторение. Предлагаю начать с повторения.
Творческий диктант (работа со словарными словами): отгадай загадку и запишите отгадку.Отгадкой является словарное слово, которое мы изучали в 6 классе.
Лекарь этот знаменит,
Горло лечит …… (эвкалипт)
Стен поверхность он ровняет,
Красит, белит, защищает.
Нет других кандидатур
Это только … (штукатур)
Трактор целый день пахал
Поле в 25 ….(.гектар)
Кристина- именинница
Сегодня ей … (одиннадцать)
А с наградой боевой
Возвращается… (герой)
Повар кормит очень вкусно
Мастер очень он … (искусный)
Взаимопроверка по ключу. Взаимооценка.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся - молодец!
III. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа:
- Слова каких частей речи вам встретились в диктанте? (сущ, числит, прилаг)
- Какой раздел изучает части речи? (морфология)
- На какие две группы делятся все части речи нашего языка? (самостоятельные и служебные)
-На основании каких признаков части речи делим на служебные и самостоятельные? (лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете? (наречия, местоимения, глагол)
IV.Определение темы.
Работа с предложением. Найдите ошибки в предложении. С употреблением какой части речи связаны эти ошибки. Определите тему урока.
Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Тема урока Местоимение как часть речи
Вглядитесь в само слово. Что оно вам говорит о себе? Что мы знаем про эту часть речи?
слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. В дословном переводе это значит «вместо имени», - да-да-да, вместо тех самых имен-частей речи: ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного и ИМЕНИ числительного. То есть МЕСТОИМЕНИЯ – это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных.
Цель урока:Какова цель заседания нашего ученого совета? ( Можно ли местоимение отнести к самостоятельным частям речи?) Т.е. мы должны определить значение данной части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль,а также роль в речи. Кроме того, познакомимся с этимологией некоторых местоимений.)
На повестке дня:
1)общее значение местоимений
2)виды местоимений
3)изменение местоимений
4)синтаксическая роль местоимений
5)Роль в тексте местоимений
V. Изучение нового материала.
Работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание и готовит презентацию своих открытий.
Задание для 5 группы
Поработайте с лингвистическим материалом и определите, какова роль в тексте местоимений.
Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков) | Родина! Родина всегда прекрасна. Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! |
Сравните два текста. Какой из этих двух текстов вам больше нравится почему? В чем недочет второго текста? Чем интересен первый текст?
Поработайте с первым текстом. Укажите предложение, в котором названа тема высказывания, подчеркните его одной чертой. А теперь подчеркните волнистой линией предложения, в которых эта тема развивается. Назовите слово, сцепляющее первое предложение со вторым. Определите часть речи этого слова.
Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. Свои выводы представьте ученому совету.
ВАШ ОТВЕТ. Мы рассматривали вопрос о роли местоимений в тексте. Работая с лингвистическим материалом, мы определили, что местоимения в тексте используются для того, чтобы связать …. в тексте. Кроме того, местоимения помогают избежать …., тем самым делая текст …. , ……
Презентация работы каждой группы. Прослушивая ответы, представители ученого совета заносят информацию в «Научный лист»
Научный лист «Местоимение как часть речи» Местоимение – это часть речи, потому что отвечает на вопросы … , … , … Местоимение указывает на … , … , ……… Все местоимение делятся на … вида: местоимения-… , местоимения- …. , местоимения-…… . Местоимения могут изменятся …………………………….. . В предложении играют роль …. , …. , ……… . В тексте местоимения необходимы для …. , ………. . |
После заполнения сравним с учебником!!!!!!!
- Можно ли местоимение назвать самостоятельной частью речи? Ответ обоснуйте.
Работа в паре. Опираясь на данные в научном листе, доказать друг другу, что местоимение самостоятельная часть речи.
Местоимение – это самостоятельная часть речи.
Во-первых, она отвечает на …, указывает …
Во-вторых, может …
В третьих, играет …
Следовательно, местоимение можно назвать самостоятельной частью речи. И в речи без местоимений нам не обойтись, так как …
Взаимооценка устных ответов.
VI. Работа на практике.
Индивидуальная работа. Упражнение 433. Подчеркните местоимения как члены предложения. Выполнение по рядам. 1ряд – 1 предл., 2 ряд – 2 предл. и 3 ряд – 3 предл.
Самопроверка и самооценка.
Я услыхал сегодня первый гром, он (в И.П.) в полдень прогремел из тучки малой.
Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (в И.П.) горячим светом по листам затрепетало.
Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ней. (в Д.П.)
VII. Задание творческого характера на выбор
Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. Определите падеж местоимений.
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)
Запишите текст, избавьтесь от речевых ошибок.
Сержа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять на воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
VIII.
-Прослушайте небольшое стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
-Что не так в этом стихотворении?
Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.
IX. Работа над правильным употреблением местоимений.
Упражнение 436 ( в паре ) с последующей устной проверкой
X.Подведение итога урока.
Известный лингвист Александр Александрович Реформатский сказал о местоимении:
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».Местоимения выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Местоимение – удобное звено в устройстве языка… Они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства, но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи»
Согласны ли вы с этим высказыванием? И почему?
XI. Рефлексия
Самооценка обучающихся.
- Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение Я.
Урок сегодня был удачный!
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались!
А вам понравилось, друзья?
XII. Домашнее задание
Чтобы упрочить ваши знания
Даю домашнее задание:
Стр.64 – выучить определение местоимения
Упражнение 435 или
из художественной литературы выписать фрагмент текста из 5-6 предложений. Найти местоимения, указать их синтаксическую роль и определить падеж. Подумать, для чего в данном тексте автор использует местоимения