СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Местоимение"»



Урок русского языка в 6 классе

Тема: Местоимение как часть речи

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения

Задачи урока:

  1. Дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов

  2. Способствовать развитию познавательных психических процессов

  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

  4. Развитие коммуникативных компетенций

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение, говорение и письмо), понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Метапредметные:

  • познавательные – владеют видами речевой деятельности; применяют приобретенные знания ,умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

  • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

  • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участие в обсуждениях

Личностные: понимают ,что русский язык является одной из основных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознают эстетическую ценность языка, проявляют уважение к родному языку, имеют достаточный словарный запас и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

Ход урока

I. Приветствие.Добрый день, добрый час!

                             Как я рада видеть вас.

                             Друг на друга посмотрели

                             И тихонечко все сели.

Сегодня Мы с ВАМИ продуктивно поработаем. Девизом нашего урока будут слова:

Думать коллективно!

Решать оперативно!

Отвечать доказательно!

Слушать друг друга внимательно!

И открытия нас ждут обязательно!

II. Повторение. Предлагаю начать с повторения.

Творческий диктант (работа со словарными словами): отгадай загадку и запишите отгадку.Отгадкой является словарное слово, которое мы изучали в 6 классе.

 




Лекарь этот знаменит,
Горло лечит …… (эвкалипт)

 

Стен поверхность он ровняет,

Красит, белит, защищает.

Нет других кандидатур

Это только … (штукатур)

 

Трактор целый день пахал

Поле в 25 ….(.гектар)

 

Кристина- именинница

Сегодня ей  … (одиннадцать)

 

А с наградой боевой

Возвращается… (герой)

 

Повар кормит очень вкусно

Мастер очень он … (искусный)




 

Взаимопроверка по ключу. Взаимооценка.

Диктанту нашему конец,

Кто не ошибся  - молодец!

III. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа:

- Слова каких частей речи вам встретились в диктанте? (сущ, числит, прилаг)

- Какой раздел изучает части речи? (морфология)

- На какие две группы делятся все части речи нашего языка? (самостоятельные и служебные)

-На основании каких признаков части речи делим на служебные и самостоятельные? (лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

- А какие еще самостоятельные части речи вы знаете? (наречия, местоимения, глагол)

IV.Определение темы.

Работа с предложением. Найдите ошибки в предложении. С употреблением какой части речи связаны эти ошибки. Определите тему урока.

Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.

 

Тема урока Местоимение как часть речи

Вглядитесь в само слово. Что оно вам говорит о себе? Что мы знаем про эту часть речи? 

слово МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так – “pronomen”. В дословном переводе это значит «вместо имени», - да-да-да, вместо тех самых имен-частей речи: ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного и ИМЕНИ числительного. То есть МЕСТОИМЕНИЯ – это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных.

Цель урока:Какова цель заседания нашего ученого совета? ( Можно ли местоимение отнести к самостоятельным частям речи?) Т.е. мы должны определить значение  данной части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль,а также роль в речи. Кроме того, познакомимся с этимологией некоторых местоимений.)

На повестке дня:

1)общее значение местоимений

2)виды местоимений

3)изменение местоимений

4)синтаксическая роль местоимений

5)Роль в тексте местоимений

 

V. Изучение нового материала.

Работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание и готовит презентацию своих открытий.

Задание для 5 группы

Поработайте с лингвистическим материалом и определите, какова роль в тексте местоимений.

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков)

Родина! Родина всегда прекрасна. Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

Сравните два текста. Какой из этих двух текстов вам больше нравится почему? В чем недочет второго текста? Чем интересен первый текст?

Поработайте с первым текстом. Укажите предложение, в котором названа тема высказывания, подчеркните его одной чертой. А теперь подчеркните волнистой линией предложения, в которых эта тема развивается. Назовите слово, сцепляющее первое предложение со вторым. Определите часть речи этого слова.

Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. Свои выводы представьте ученому совету.

ВАШ ОТВЕТ. Мы рассматривали вопрос о  роли  местоимений в тексте. Работая с лингвистическим материалом, мы определили, что местоимения в тексте используются для того, чтобы связать …. в тексте. Кроме того, местоимения помогают избежать …., тем  самым делая текст …. , ……

Презентация работы каждой группы. Прослушивая ответы, представители ученого совета заносят информацию в «Научный лист»

Научный  лист «Местоимение как часть речи»

Местоимение – это часть речи, потому  что отвечает на вопросы …     , …            , … Местоимение указывает на  …  , …      , ………

Все местоимение делятся на … вида: местоимения-…          ,   местоимения- ….           ,  местоимения-……                      .

Местоимения могут изменятся …………………………….. .

В предложении играют роль ….       , ….      , ………  .

В тексте местоимения необходимы для ….            , ………. .

 

После заполнения сравним с учебником!!!!!!!

- Можно ли местоимение назвать самостоятельной частью речи? Ответ обоснуйте.

Работа в паре. Опираясь на данные в научном листе, доказать друг другу, что местоимение самостоятельная часть речи.

Местоимение – это самостоятельная часть речи.

Во-первых, она отвечает на …, указывает …

Во-вторых, может …

В третьих, играет …

Следовательно, местоимение можно назвать самостоятельной частью речи. И в  речи без местоимений нам не обойтись, так как …

Взаимооценка  устных ответов.

VI. Работа на практике.

Индивидуальная работа. Упражнение 433. Подчеркните местоимения как члены предложения.  Выполнение по рядам. 1ряд – 1 предл., 2 ряд – 2 предл. и 3  ряд – 3 предл.

Самопроверка и самооценка.

  1. Я услыхал сегодня первый громон (в И.П.) в полдень прогремел из тучки малой.

  2. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (в И.П.) горячим светом по листам затрепетало.

  3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к ней. (в Д.П.)

VII. Задание творческого характера на выбор

  1. Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. Определите падеж местоимений.

 

Много слов родили греки.

К (мы) от них в далеком веке

Математика пришла,

С (она) грамматика была.

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к (мы) пришел,

Вслед за (он) пришел хоккей,

А до (это) жокей.

 

                                              (Я. Козловский)

 

  1. Запишите текст, избавьтесь от речевых ошибок.

 

Сержа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять на воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.

 

 

VIII.

-Прослушайте небольшое стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

 

-Что не так в этом стихотворении?

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.

IX. Работа над правильным употреблением местоимений.

Упражнение 436 ( в паре ) с последующей устной проверкой

X.Подведение итога урока.

Известный лингвист Александр Александрович Реформатский сказал о местоимении:

 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».Местоимения выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. Местоимение – удобное звено в устройстве языка… Они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства, но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи»

 Согласны ли вы с этим высказыванием? И почему?

XI. Рефлексия

Самооценка обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение Я.

Урок сегодня был удачный!

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались!

А вам понравилось, друзья?

XII. Домашнее задание

        Чтобы упрочить ваши знания

        Даю домашнее задание:

Стр.64 – выучить определение местоимения

Упражнение 435 или

из художественной литературы выписать фрагмент текста из 5-6 предложений. Найти местоимения, указать их синтаксическую роль и определить падеж. Подумать, для чего в данном тексте автор использует местоимения