СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 6 классе.Тема."Имя числительное."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя числительное - это часть речи, которая обоз­начает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе.Тема."Имя числительное."»

Тема: Имя числительное

Ход урока


1. Мобилизующий этап


На доске написаны пословицы:

Два сапога - пара.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один горшок, а много ложек.

Одного поля ягода.

Учитель. Прочитайте пословицы.

Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назови­те первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.

Можно объединить пословицы: Два сапога - пара и Од­ного поля ягода. В них говорится о том, что бывают лю­ди, очень похожие по своим качествам и поведению.

Учитель. Напишите эти пословицы, подчеркните в словах одинаковую орфограмму.

Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.

Можно объединить пословицы: Одик с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.

Учитель. Напишите эти пословицы. Выделите в них са­мую большую группу слов с одной и той же орфограммой.

Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве, и расскажите о ней все, что вам известно.

В каждой пословице есть по два существительных. Далее ученик рассказывает об имени существительном.

Учитель. Назовите часть речи, которая непосредственно связана с именем существительным. Дайте ей определение и приведите примеры.


2. Формулирование темы и цели урока


Учитель. Еще раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

Два, одного, один, семеро.

Учитель. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к ко­торой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с по­нятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Часть речи, к которой относятся эти слова, можно на­звать имя числительное. Значит, тема сегодняшнего уро­ка - «Имя числительное».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его те­му. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с ИЧ как... ;

2) учиться отличать ИЧ ... .

Цель нашего урока: nознакомиться с именем числитель­ным как частью речи; учиться отличать имя числитель­ное от других частей речи.


3. Изучение нового материала


На доске написаны предложения:

1. Три книги стоят на полке.

2. Два да три - пять.

3. Отнимите от трех один.

4. Петя прочитал на страницах журнала первvю басню,

второй рассказ, третье стихотворение.

Учитель. Прочитайте первое предложение. Назовите вы­деленное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажи­те, что оно обозначает.

В предложении три книги стоят па nолке числитель­ное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов.

Учитель. Проделайте такую же работу со вторым и треть­им предложениями.

Во втором и третьем предложениях числительные два, три, пять, восемь, четыре. Они отвечают на вопрос сколь­ко? и обозначают числа.

Учитель. Теперь поработаем с четвертым предложением. В предложении Петя nрочитал на страницах журна­ла первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье. Они от­вечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают nо­рядок предметов при счете.

Учитель. На основании наших наблюдений сделайте вы­вод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?

Имя числительное - это часть речи, которая обоз­начает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?

Учитель. Как бы вы назвали имена числительные, кото­рые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество?

Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество, называются количе­ственными.

Учитель. Как называются числительные, которые отве­чают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают nоря­док при счете?

Числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают

порядок при счете, называют­ся порядковыми.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложений. Обобщите свои наблюдения по вопросам:

1. Какими членами предложения могут быть числительные?

2. Что образует количественное числительное с относя­щимся к нему существительным? Каким членом предложе­ния является это образование?

Имена числительные могут быть разными членами предложения. Количественное числительное вместе с суще­ствительным, к которому оно относится, образует слово­сочетание и является одним членом предложения.

Учитель. А теперь расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном в порядке нашего рассуждения.

Ученики выполняют задание. Читают материал по учеб­нику, пересказывают его с примерами.


4. Закрепление изученного материала

Уnражнение 1

1) Ума палата;

.………… .

2) Прежде всего;

...…………… ;

……………… .

3) Во главу угла;

……………. ;

…………… .

4) Точь-в-точь;

…………… ;

…………… .

5) Из последних сил;

…………… .

6) Как на подбор;

……………. ;

……………. .

7) В мгновение ока;

……………. ;

…………… .

8) Ветер свистит в кармане;

……………. ;

……………. .

Справка: один к одному; как две капли воды; до седьмого пота; в первую очередь; первым делом; на первый план; в два счета; в один миг; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; на первое место; в одном кармане смеркается, в другом заря поднимается; семь пядей во лбу; один в один; на одно лицо. .

Учитель. Внимательно прочитайте упражнение и справ­ку к нему. Сформулируйте задание к этому упражнению.

К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из сnравки указанное количество фразеологических оборо­тов с одинаковым значением.

Учитель. Имена прилагательные подчеркните. Над ко­личественными прилагательными напишите букву к, над порядковыми - букву п.

Назовите формы числительного один (два, семь). Какой можно сделать вывод из этих наблюдений об именах числи­ тельных?

Имена числительные изменяются по падежам.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня об име­ни числительном, включая и только что сделанный вывод.

Назовите фразеологический оборот, состоящий из ко­личественных числительных и предлога, в которых все со­гласные звонкие.

Один в один.

Упражнение 2


Имя

Имя

Имя

Наречие

числительное

существительное

прилагательное



.




1. Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четве­ро (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвер­ня, четвертый (час), четырежды.

2. Семимильными (шагами), (пришли) всемером, семи­летка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), се­меро (детей).


Учитель. Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи - существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи - только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, вы­полним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению.

Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи.

Учитель. Назовите числительное с таким же составом, как слово пятеро.

Уnражненuе 3 (на карточках)

1. Первый удар боксерского гонга прозвучал в России в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели nоказательный поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские nознакомились с боксом за двести лет до этого события.

2. Родина русской г...рмони и б...яна - Тула. Здесь в пер­вой половине девятнадцатого века nо...вилась первая г...рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским гармонных дел мастером Н.Н. Белобородовым была с...дана двухрядная г...рмонь с полной хроматической гаммой. Ее можно н...звать nр...образом б...яна, который n...явился в н...чале двадцатого века. (Г.И. Блинов, В.А. Антохина )

Учитель. Прочитайте два текста. Напишите тот, которо­му в хорошем смысле, без иронии соответствует пословица Одного nоля ягода. Вставьте пропущенные буквы. Подчерк­ните числительные как части речи.


5. Итог урока


Учитель. Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы ра­ботали сегодня?

Сегодня мы nознакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи.

Учитель. Расскажите правило об именах числительных. Ответы учеников.

Учитель задает домашнее задание. Оценивает работу де­тей на уроке.