II.Стадия осмысления | 1. -Ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Мы открываем эту тему. А что вы знаете о предлогах? Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (Слайд № 5) В первую колонку напишите предлоги, какие знаете. Работа с листом оценивания -Значение предлогов точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений». Почему? Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше? Книга, стол, лежит (Слайды№ 6,7) Почему эти предлоги выбрали? Предположим, что эти предлоги часто употребляются. Работа с листом оценивания Прием «Инсерт» .Пометки на полях: V - уже знал ранее + - новое для меня - - думал иначе ? – не понял, есть вопросы Поработаем с теоретическим материалом. Откройте учебники на стр.152-153. Прочитайте теоретический материал и заполните таблицу «З – Х – У» (Слайды № 8, 9) -2.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий). Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге. Выводы необходимо записать в таблицу «З – Х – У» в 3-ю колонку. Готовы? 1 группа. Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? … базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих. (Слайды № 10, 11) 2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. (Слайды №12, 13) 3 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные. Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) (Слайды №14, 15) 4 группа. Прочитайте выразительно текст. Вспомните, кому он сегодня предназначен? Найдите в тексте предлоги. Составьте своё короткое SMS-сообщение и отправьте адресату. Понадобятся вам предлоги? Желаем дружно нашей Даше Улыбок, солнышка с утра, Чтоб с каждым днем была всё краше, Здорова, счастлива, добра! Пусть будет мир в душе твоей, Желаем ярких-ярких дней, И жить в ладу всегда с собой, Пусть будут близкие с тобой. (Слайды №16, 17) 5 группа. Рассмотрите внимательно таблицу, озаглавьте ее. Придумайте слова или словосочетания, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки (из третьей колонки). Только предлоги | Только приставки | Предлоги и приставки | Вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под | Воз-, низ-, раз, пре- пере- | Без, в, во, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между | | | Например, без тебя – безответный, в больнице - вбежать | (Слайды №18, 19) 6 группа. Используя материал учебника на стр.150-153 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению). (Слайды №20, 21) 3.Заслушивание результатов работы групп. - Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. | Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры, делают записи в таблице, заполняют первый и второй столбики Работа в парах Ответы: Книга лежит на столе. Книга лежит в столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит у стола. Книга лежит перед столом. Дети заполняют таблицу Класс делится на 6 групп. Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текста. (Ответ 1 группы: Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих. 7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.) (Ответ 2 группы: В тексте 11предлогов: к - 1, около -1 в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги – в – 4 раза используется, на - 3 раза. Все предлоги написаны со словами отдельно.) (Ответ 3 группы.: Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные предлоги: согласно. В тексте 13 предлогов, наиболее употребительные – в (5), с(3). (Ответ 4 группы.: Текст предназначен Захаровой Даше, так как у неё сегодня День рождения. В тексте 6 предлогов: с, с, в, в, с, с. SMS-сообщения: 1.С Денюхой, Даша! Успехов во всём! Одноклассники. 2.Даша! С Днём рождения! Удачи в делах. Девочки 8Л Предлоги понадобились в обоих SMS-сообщениях: с, во, с, в. Ответ 5 группы: Заголовок к таблице «Предлоги и приставки». Слова с омонимичными предлогами и приставками: вошёл – во рту, забежал – за лесом, износил – из дома, межнациональный – меж нами, надписать – над рекой, налить – на столе, отъехать - от доски, обежать – о маме, обложить – об пол, примчаться – при тебе и др. Ответ 6 группы: Кластеры «Служебные части речи», «Предлог» или общий «Морфология». Ученики, используя таблички, создают на доске кластеры и комментируют их. П редставление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов |
III Стадия рефлексии | 1.Контрольно-оценочный этап. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Вернитесь к началу урока и таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал», заполните 3 колонку «Узнал». (Слайд № 22) 2.Оценка результативности урока. Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна. Прием «Синквейн». Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка-одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. (Слайды №23, 24) Работа с листом оценивания - Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? 3.Домашнее задание. - Ребята! Нарисуйте, каким вы представляете Предлог и расскажите о его жизни. Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником словам дело, неделя. Упр.334, 330 (Слайд №25) 4.Оценивание работы. -Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания) Устная рефлексия. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…(Слайды №26, 27) | Ученики делают записи в таблице, дополняют третий столбик Ответ: Узнали, что 1.Предлоги бывают простыми и составными. 2.Производными и непроизводными. 3.Частотные предлоги – в, на, с. 4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями. 5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам. 6.Предлоги употребляются с определенными падежами. Ученики зачитывают синквейны: 1.Предлоги Простые, составные Служат, пишутся, употребляются Наиболее частотны в, на. Слова. 2. Предлоги Производные, непроизводные Не изменяются, образуют, употребляются Они являются «словечками отношений» Часть речи. Дети работают с листом оценивания Ученики записывают домашнее задание. Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию. |