СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»»

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»


Цель: формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации.

Развивающие: формировать навык использования правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативную и информационную компетентность.

Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь к малой родине, воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

УМК под редакцией Разумовской М.М.

Ход урока


Здравствуйте, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения.

Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

А для того чтобы день был удачным, надо смело отвечать на вопросы, не бояться даже самой трудной ситуации. Откройте тетради и запишите число.

Актуализация знаний. «Микрофон»

Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

1. Грамматическая основа – это...

2. Подлежащее – это... выражается...

3. Сказуемое – это главный член предложения, который...

4. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

6. Составное именное сказуемое – это…

Проверка Д/З.

Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». А мы перефразируем слова Аристотеля и запишем имя урока: «Удивление – путь к познанию».

Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться. - или -? (тире или дефис?)

- Почему поставлено тире? (правило 5 класса)

Тему урока вы узнаете из стихотворения:

Я минус в математике, но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире».

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

- Чему мы должны учиться?( определять постановку тире между подлежащим и сказуемым; правильно ставить тире).

- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей? (В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире? По ходу урока учащиеся заполняют таблицу)

Из истории знаков препинания.

Тире – поздний знак. Впервые знак тире, под названием „молчанка“, описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

- Давайте вспомним, при каких условиях ставится тире. (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым…)

Тире многозначно.

Запишите предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.


1.Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести. (Д. С. Лихачев)

2.Жить – Родине служить.

3.Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – основа совести и нравственности. (Д. С. Лихачёв)

4. Семь бед – один ответ.

5.Наш долг – охранять природу.

6.Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. А. Сухомлинский)

7.1328 год – первое упоминание о Перемышле.

Заполняем таблицу

Попробуйте сами сформулировать, что такое:

Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 

Учебник п. 15, стр. 53

 Объяснительный диктант.

1.Родная сторона как мать, а чужая – мачеха.

2.Добро не жалость и не слабость.

3.Природа нашего края прекрасна.

4.Мы жители России.

5.Самообразование, ребята, лучшее учение.

6.Защита Родины есть защита и своего достоинства. Николай Константинович Рерих

7.Июнь лишь начало лета.

Учебник. Стр. 54

ТАБЛИЦА



Тире ставится

Тире не ставится

Сущ. в И.п. – сущ. в И. п.

Сущ. КАК, ЧТО, СЛОВНО… сущ.

Инф. - инф.

Сущ. НЕ сущ.

Сущ. в И.п.– инф.

Сущ. прил.

Инф. – сущ. в И.п.

Мест. Сущ.

Числ. – числ.

Сущ., обращение, сущ.

Числ. – сущ.

Сущ. ЧАСТИЦА сущ.

Сущ. – числ.

Сущ. ЕСТЬ сущ.


Сущ., вводное слово, сущ.



Давайте проверим, как усвоили материал (4 и 5 задание теста – это задание № 2 ОГЭ 2020 г.)

Тест

1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.

А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.

Б) Главное в жизни служить отчизне.

В) Человек без родины что песчинка.

Г) Наш край богат и прекрасен.

Д) Длина Оки 1500 километров.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Б) Человек не царь природы

В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,» писал А.С. Пушкин. 

Г) Я житель Перемышля.

Д) Сердце не камень.

3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А) Любовь к родине первое достоинство цивилизо­ванного человека.

Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.

В) Разумно жить минутой дорожить.

Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.

Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)

А) может осуществляться

Б) любовь основа

В) любовь может осуществляться

Г) может осуществляться рост

5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.

Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.

А) тесно связаны Б) любовь (и) любовь связаны В) связаны между собой

Г) любовь к родителям и любовь к отечеству

- Проверим работу, обменявшись тетрадями.

ОТВЕТЫ

1 – АБ Д 2 – БГД 3 – АВД 4 –БГ 5 – Б

Критерии оценивания

0 – 5 б. – «2» 6 – 8 б. – «3» 9 – 10 б. – «4» 11 – 12 б. – «5»

Рефлексия. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Какой темой объединены предложения, с которыми работали на уроке?

Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

шевелил мозгами считал ворон витал в облаках лез из кожи вон

Д/З. п. 15. 1. Упр.89

2.Мини-сочинение «Для чего человек рождается на свет?»

3. Как вы понимаете, что такое патриотизм? (сочинение 50-70 слов)

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Тест

1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.

А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.

Б) Главное в жизни служить отчизне. В) Человек без родины что песчинка.

Г) Наш край богат и прекрасен. Д) Длина Оки 1500 километров.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Б) Человек не царь природы

В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,» писал А.С. Пушкин. 

Г) Я житель Перемышля. Д) Сердце не камень.

3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А) Любовь к родине первое достоинство цивилизо­ванного человека.

Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.

В) Разумно жить минутой дорожить. Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.

Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)

А) может осуществляться

Б) любовь основа

В) любовь может осуществляться

Г) может осуществляться рост

5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.

Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.

А) тесно связаны

Б) любовь (и) любовь связаны

В) связаны между собой

Г) любовь к родителям и любовь к отечеству