Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель: формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации.
Развивающие: формировать навык использования правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативную и информационную компетентность.
Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь к малой родине, воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
УМК под редакцией Разумовской М.М.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения.
Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
А для того чтобы день был удачным, надо смело отвечать на вопросы, не бояться даже самой трудной ситуации. Откройте тетради и запишите число.
Актуализация знаний. «Микрофон»
Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
1. Грамматическая основа – это...
2. Подлежащее – это... выражается...
3. Сказуемое – это главный член предложения, который...
4. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
6. Составное именное сказуемое – это…
Проверка Д/З.
Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». А мы перефразируем слова Аристотеля и запишем имя урока: «Удивление – путь к познанию».
Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться. - или -? (тире или дефис?)
- Почему поставлено тире? (правило 5 класса)
Тему урока вы узнаете из стихотворения:
Я минус в математике, но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире».
- Так о чём мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).
- Чему мы должны учиться?( определять постановку тире между подлежащим и сказуемым; правильно ставить тире).
- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей? (В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире? По ходу урока учащиеся заполняют таблицу)
Из истории знаков препинания.
Тире – поздний знак. Впервые знак тире, под названием „молчанка“, описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
- Давайте вспомним, при каких условиях ставится тире. (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым…)
Тире многозначно.
Запишите предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
1.Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести. (Д. С. Лихачев)
2.Жить – Родине служить.
3.Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – основа совести и нравственности. (Д. С. Лихачёв)
4. Семь бед – один ответ.
5.Наш долг – охранять природу.
6.Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. А. Сухомлинский)
7.1328 год – первое упоминание о Перемышле.
Заполняем таблицу
Попробуйте сами сформулировать, что такое:
Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Учебник п. 15, стр. 53
Объяснительный диктант.
1.Родная сторона как мать, а чужая – мачеха.
2.Добро не жалость и не слабость.
3.Природа нашего края прекрасна.
4.Мы жители России.
5.Самообразование, ребята, лучшее учение.
6.Защита Родины есть защита и своего достоинства. Николай Константинович Рерих
7.Июнь лишь начало лета.
Учебник. Стр. 54
ТАБЛИЦА
Тире ставится | Тире не ставится |
Сущ. в И.п. – сущ. в И. п. | Сущ. КАК, ЧТО, СЛОВНО… сущ. |
Инф. - инф. | Сущ. НЕ сущ. |
Сущ. в И.п.– инф. | Сущ. прил. |
Инф. – сущ. в И.п. | Мест. Сущ. |
Числ. – числ. | Сущ., обращение, сущ. |
Числ. – сущ. | Сущ. ЧАСТИЦА сущ. |
Сущ. – числ. | Сущ. ЕСТЬ сущ. |
| Сущ., вводное слово, сущ. |
Давайте проверим, как усвоили материал (4 и 5 задание теста – это задание № 2 ОГЭ 2020 г.)
Тест
1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.
А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.
Б) Главное в жизни служить отчизне.
В) Человек без родины что песчинка.
Г) Наш край богат и прекрасен.
Д) Длина Оки 1500 километров.
2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.
А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Б) Человек не царь природы
В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,» писал А.С. Пушкин.
Г) Я житель Перемышля.
Д) Сердце не камень.
3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.
А) Любовь к родине первое достоинство цивилизованного человека.
Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.
В) Разумно жить минутой дорожить.
Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.
Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)
А) может осуществляться
Б) любовь основа
В) любовь может осуществляться
Г) может осуществляться рост
5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.
Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.
А) тесно связаны Б) любовь (и) любовь связаны В) связаны между собой
Г) любовь к родителям и любовь к отечеству
- Проверим работу, обменявшись тетрадями.
ОТВЕТЫ
1 – АБ Д 2 – БГД 3 – АВД 4 –БГ 5 – Б
Критерии оценивания
0 – 5 б. – «2» 6 – 8 б. – «3» 9 – 10 б. – «4» 11 – 12 б. – «5»
Рефлексия. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Какой темой объединены предложения, с которыми работали на уроке?
Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
шевелил мозгами считал ворон витал в облаках лез из кожи вон
Д/З. п. 15. 1. Упр.89
2.Мини-сочинение «Для чего человек рождается на свет?»
3. Как вы понимаете, что такое патриотизм? (сочинение 50-70 слов)
И закончить урок я хочу словами:
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Тест
1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.
А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.
Б) Главное в жизни служить отчизне. В) Человек без родины что песчинка.
Г) Наш край богат и прекрасен. Д) Длина Оки 1500 километров.
2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.
А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Б) Человек не царь природы
В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,» писал А.С. Пушкин.
Г) Я житель Перемышля. Д) Сердце не камень.
3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.
А) Любовь к родине первое достоинство цивилизованного человека.
Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.
В) Разумно жить минутой дорожить. Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.
Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)
А) может осуществляться
Б) любовь основа
В) любовь может осуществляться
Г) может осуществляться рост
5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.
Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.
А) тесно связаны
Б) любовь (и) любовь связаны
В) связаны между собой
Г) любовь к родителям и любовь к отечеству