СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можнл использовать учителю при проведении урока по теме "Виды предложений по цели высказывания".

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания"»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ТЕМЕ

«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Шиманова Светлана Александровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

образовательнаянаучить

распознавать предложения по цели высказывания;

произносить интонационно правильно повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, использовать разные по цели высказывания предложения с учётом речевой ситуации;

находить в учебнике необходимую информацию о видах предложения по цели высказывания; определять тип предложений по цели высказывания;

развивающаяразвивать умения

познавательная: исследовательской работы с упражнениями различных типов; аналитические умения (сопоставлять, систематизировать, обобщать), умение проводить орфографический, синтаксический анализ;

регулятивная: обнаруживать и находить учебную проблему совместно с учителем, планировать деятельность (совместно с учителем и одноклассниками) для достижения цели; целеполагания, саморегуляции, самооценки (по итогам выполнения каждого вида деятельности);

коммуникативная: учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулировать собственные мысли (выражать их с достаточной полнотой и точностью, владеть монологической и диалогической формами речи), обосновывать свою точку зрения (построение рассуждения и вывода);

воспитательная: воспитывать требовательное отношение к себе и уважительное – к одноклассникам.

Формы работы: индивидуальная, парная; самостоятельная, групповая.

Методы и приёмы: практические упражнения (в учебнике, по карточкам), анализ учебной информации и преобразование её в схему, объяснение, беседа, учебный диалог.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, раздаточный материал на печатной основе.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

(1 минута)

- Добрый день. Начнём урок русского языка с эпиграфа:

Пусть кипит работа, сильней соревнование!

Успех играет не судьба, а ваши знания!

- Как вы понимаете эти слова?

- Желаю вам продуктивно поработать, получить новые знания, применить их в практической деятельности.

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

(2 минуты)

Создание проблемной ситуации

- Решите лингвистическую задачу: отгадайте загадки. (Слайд)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

Когда слова блестели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

- Что мы можете рассказать о знаках препинания, стоящих в конце предложений?

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопрос,  точно и полно выражая свои мысли.

Определение учебной задачи.

Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей,

Какой же будет тема?

- Определите тему урока. (Виды предложений по цели высказывания)

Формулируют тему урока, записывают её.

- Поставьте цель работы на уроке по ключевым словам:

узнать …; использовать …; применить…

- На каждом этапе вы будете оценивать свою деятельность. Работайте активно. Сосредоточьтесь на практической деятельности. От вашей активности зависит итоговая отметка за урок.

Формулируют цель по ключевым словам.

- Составьте план работы на уроке. Что нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? Составьте алгоритм (устно) - на доске появляется запись:

1. Изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания.

2. Практическая деятельность по закреплению: особенности  интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания.

Работают в паре: составляют алгоритм в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Актуализация знаний

(8 минут)

- Какие трудности могут возникнуть при изучении темы «Виды предложений по цели высказывания»? (Особенности интонации предложений.)

Актуализируют алгоритм работы.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Найди в предложении грамматическую основу, произведи синтаксический разбор.

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

2. Произведи синтаксический разбор предложения.

Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

- Из каких сказок взяты отрывки? («Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о золотом петушке».) 

- Какими правилами пользовались, вставляя пропущенные буквы?

- Выделите грамматические основы в предложениях из карточек.

- Что составляет грамматическую основу предложения?

- Какую цель достигли, выполнив задание?

Анализируют приведённые примеры самостоятельно, выявляют особенности предложений. Выполняют синтаксический разбор предложений. Строят высказывания. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обсуждают результаты работы по карточкам.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Поиск решения проблемы

(7 минут)

Разрешение проблемной ситуации

(8 минут)

1. Изучение теоретической информации в учебнике.

- Ребята, обратитесь к плану урока. 1 этап работы - изучение теоретических сведений о видах предложений по цели высказывания.

- Обратитесь к учебнику на странице 70 и прочитайте определения этих видов предложений.

- Составьте кластер «Предложения по цели высказывания», опираясь на рубрику «Материал для самостоятельных наблюдений», «Теоретические сведения» и расскажите об особенностях предложений, правильности постановки логического ударения. Работайте в парах.  

Под руководством учителя учащиеся анализируют теоретический материал учебника стр. 59 и формулируют правило, составляют кластер «Предложения по цели высказывания». Учитель организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы.

- Ребята, обратившись к учебнику и прочитав определения видов предложений на странице 59, расскажите об особенностях интонации этих предложений. (Организует наблюдение)

- Какую цель достигли?

- Обратитесь к плану урока. К какому этапу необходимо перейти?  (Практическая деятельность по закреплению)

Индивидуальное выполнение упр. 145. У доски работает обучающийся.

- Какую цель вы достигли? (Повторили особенности  интонации предложений по цели высказывания, особенности постановки знаков препинания)

Работа в парах: упр. 146 (устно), упр. 147 (письменно)

- Прочитайте задание. Назовите глаголы-действия. Какова цель заданий?

- Какую цель вы достигли? (Повторили особенности интонации побудительных предложений, постановку знаков препинания в побудительных предложениях)

- Почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения).

- Сформулируйте вывод. (Знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания  зависит от знака препинания в конце предложения.)

- Итоговое собеседование, которые вы будете выполнять в 9 классе, предполагает выразительное чтение текста. Это одно из условий успешного выполнения задания 1. (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы. Работают индивидуально (читают правило в рубрике) и в парах (составляют кластер).

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Практическая работа в учебнике в парах. Соотносят собственные результаты с поставленными целями.

Повторяют особенности интонации побудительных предложений.

V. Первичная проверка понимания, закрепление знаний

(16 минут)

Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

1. Мини-исследование в мини-группах

- Объединитесь в мини-группы по 4 человека и выполните задания: исследовать текст стихотворения М. Цветаевой - выписать по 3 предложения из упр. 150, обозначить грамматические основы:

- 1 группа –   3  восклицательных предложения,

- 2 группа –   3  вопросительных предложения,

- 3 группа –   3  повествовательных предложения.

(Учитель контролирует выполнение работы в мини-группах. Деятельность каждого участниками группы определена командиром.)

- Представьте результат работы.

- Какую цель достигли, выполнив упражнение? (находить различные виды предложений по цели высказывания в письменной речи)

- Оцените свою работу в мини-группе.

1. Самостоятельная работа в мини-группах по карточкам (группы уже сформированы)

Составьте и запишите повествовательные предложения (4) на тему «Осень».

Составьте вопросительные предложения (4) на тему «Школа».


Составьте побудительные предложения (4) на тему «Домашнее задание».

- Какую цель достигли, выполнив упражнение?

- Оцените работу в мини-группе? Достигли целей?

- Итоговое собеседование в 9 классе содержит задание – составление монологического задания (описание по фотографии, повествование, рассуждение). (Учитель сопоставляют задания с заданиями итогового собеседования.)

Работают с художественным текстом: сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают и обосновывают свою точку зрения (мнение группы). Выразительно читают выбранные предложения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Закрепляют знания о видах предложений по цели высказывания в ходе работы с предложениями/текстами. Осуществляют самооценку деятельности.


- Какой этап планирования следующий? (Обобщение знаний.)

3. Мини-диктант.

- Запишите предложения, определите вид предложений по цели высказывания:

Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру!

(У доски работает обучающийся.)

- Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения?

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

- Какую цель достигли, выполнив упражнение? (Определение видов предложений по цели высказывания, выявление особенностей интонации.)

Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 минута)

1. Повторить теоретическую информацию на странице 70 учебника, выполнить упражнение 149 с. 72 учебника устно.

2. Выполнить задание по выбору: а) написать мини-сочинение (7-8 предложений,  используя разные виды предложений по цели высказывания;

б) выписать из произведений художественной литературы (из учебника литературы 5 класса) 6 предложений, различных по цели высказывания, обозначить грамматические основы.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

(2 минуты)

- Над какой темой вы работали?

- Вспомните план урока, какие задачи решали на уроке, выполнили ли их?

- Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

- Из каждой строки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания? Выделенная буква в каждой строке - первая буква. Работайте в парах.

АОБООУАДАЬ – БУДЬ

ИПРТПЕИР – ТЕ

ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ

ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА

ЖЗСУУЧЖАЗ – СЧА

ОАСАОТАЛИО – СТЛИ

ГЦДВГЦЫД ! – ВЫ

БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.

- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценка результатов собственной деятельности)

Выставление отметок, комментирование результатов работы.

Оценивают собственные результаты работы. Соотносят результаты работы с целями; осмысливают связь темы урока с жизнью.

Используемая литература

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

  2. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!